Наименование "Гальский район" постоянно фигурирует в новостных сводках с Кавказа. Это — одна из горячих точек региона, зона постоянных вооруженных столкновений и провокаций на границе Абхазии и Грузии. В последние дни обстановка здесь резко обострилась. Грузинские полевые командиры возобновили "партизанскую войну". Убийства, похищения людей, грабежи происходят практически каждый день. Есть все основания полагать, что гальские события — начало реализации долгосрочного плана Саакашвили по "возвращению Абхазии".
Гальский район — единственный, куда абхазские власти позволили вернуться беженцам после войны 1992–93 годов. Сколько их точно, не знает никто. Говорят, что в районе живет порядка 50–60 тысяч мингрелов. В основном это далекие от политики крестьяне. Несмотря на свое этническое происхождение, они постепенно интегрируются в абхазское общество. В прошлом году жители района приняли активное участие в голосовании на президентских выборах, отдав свои голоса Сергею Багапшу в надежде на перемены к лучшему. Однако грузинские власти не оставляют их в покое, рассматривая местное население как задел для создания нестабильности в Абхазии, а сам район, как плацдарм для будущей агрессии.
Внешне на границе все довольно спокойно. Местные жители без проблем перемещаются из Грузии в Абхазию и обратно. Через Ингурский КПП проходит до полутора тысяч человек в сутки. Недавно по маршруту Зугдиди-Гал пустили автобус. Давно налажены торговые связи: выращивание ореха-фундука и продажа его в Грузию — главная статья доходов для гальских мингрелов. В самом Гале работают магазины, государственные учреждения, рынок. Обычная мирная жизнь. Однако спокойствие обманчиво, чувствуется всеобщая напряженность, растворенная в воздухе.
Грузинские боевики, среди которых наиболее известны группировки "Белый легион" и "Лесные братья", начали "партизанить" в Гальском районе сразу же после войны. Всего за 12 лет от рук бандитов погибли около ста российских миротворцев, не менее семисот мирных жителей и более трехсот сотрудников абхазской милиции. За последние два года, пока Саакашвили разбирался с внутренними делами, гальцы получили небольшую передышку. Однако в ноябре 2004 года глава "Белого Легиона" Зураб Самушия заявил о возобновлении боевых действий: "На сегодняшний день анализ событий показывает, что необходимо продолжить партизанское движение в Абхазии. Грузинское население Гальского района никем не охраняется, поэтому только партизаны могут реально им помочь".
Сегодня вооруженные отряды из Грузии ежедневно проводят рейды в Гальский район. Боевики свободно входят в Абхазию через практически не охраняемую границу. На всем ее протяжении всего несколько постов абхазской милиции и миротворцев. Нет здесь ни колючки, ни разделительной полосы, ни вышек с часовыми. Два государства разделяет только река Ингур, которую может перейти и ребенок. (Самушии сотоварищи следует особо поблагодарить за это Россию и международные организации, которые провели демилитаризацию зоны конфликта и не дали абхазским вооруженным силам взять границу под контроль.)
В Абхазии боевики подготавливают базы и схроны оружия, ведут настоящую охоту на сотрудников местной администрации и милиционеров (в большинстве — абхазов), не гнушаются грабежами и похищениями мингрелов, которым якобы собирались помогать. Им удалось основательно запугать и деморализовать крестьян, которые крайне редко идут на сотрудничество с местной администрацией и не выдают боевиков, зная, что могут поплатиться за это жизнью. За две недели 2006 г. они совершили уже целый ряд преступлений. Так, 6 января на трассе Гал-Таглан похитили водителя автобуса Малхаза Окуджаву, 7 января — главу администрации поселка Набакеви Заиру Эхвая. 13 января расстреляли сотрудника Ингури-ГЭС Евгения Парулуа, 15-ого похитили местного жителя В. Гамисония. И это, похоже, только начало.
Разумеется, в Тбилиси утверждают, что никакого отношения к этому не имеют. Однако факты говорят об обратном: боевые действия в Гальском районе инициированы грузинским руководством на самом высоком уровне. Среди боевиков немало бывших сотрудников спецслужб Грузии. Есть и такие, кто днем носит погоны, а ночью отправляется грабить и убивать в Абхазию. Как, например, Эльдар Цагурия — командир группы, специализирующейся на похищении людей, при этом официально числящейся в составе отряда быстрого реагирования, дислоцированного в Зугдиди. Что касается общего руководства операциями в Гальском районе, то, по некоторым данным, их курирует генерал-полковник МГБ Грузии Леван Кикнадзе. В общем, как отметил президент Абхазии, "события последних дней подтверждают, что терроризм в Грузии возведен в ранг государственной политики".
Эскалация насилия в Гале сопровождается постепенным выдавливанием из зоны конфликта российских миротворцев, присутствие которых связывает руки Саакашвили и его генералам. Грузинские власти истерично требуют вывода российского контингента, составляющего всего тысячу человек, а пока занимаются мелкими провокациями против солдат и офицеров. Постоянно происходят обстрелы постов миротворцев, БТРов и другой техники. Грузинские полицейские при любом удобном случае задерживают машины с грузами для миротворцев, а также самих солдат и офицеров, вплоть до самых высоких чинов. Так, 17 декабря они отказались пропустить в Абхазию заместителя главнокомандующего сухопутными войсками России по миротворческим силам генерал-лейтенанта Валерия Евневича, даже несмотря на наличие грузинской визы. А 9 января в Зугдиди более чем на сутки под надуманным предлогом был задержан начальник штаба миротворцев в Гальском районе Александр Казанцев.
Провокации в зоне конфликта сопровождаются мощной медиа-компанией по дискредитации российских миротворцев и абхазских властей. Говорят, что немалые деньги выделяются и на продвижение заказных материалов соответствующей направленности в российских СМИ. Следует отдать должное пиарщикам руководства Грузии: в умении промывать мозги населению и доказывать, что черное — это белое, они достигли невиданных высот. Сванидзе и Познера можно на учебу по обмену посылать. В зоне конфликта постоянно находится большой журналистский десант, который освещает события строго в соответствии с официальной версией: в Гале абхазские бандиты и спецслужбы, прикрываемые российскими оккупантами, терроризируют местное грузинское население.
Аналогичную картину дают и многие российские издания, корреспонденты которых сидят в Тбилиси, пользуются информацией грузинских источников и даже не утруждают себя поездками в зону конфликта. Вот характерный пример. Одним из основных поставщиков информации о ситуации в Абхазии является информагентство "Регнум" — детище Модеста Колерова, между прочим, отвечающего в Кремле за связи с соотечественниками за рубежом. 21 декабря на ленте новостей "Регнума" появилось следующее сообщение: "Восемь вооруженных лиц в масках около села Гагида Гальского района Абхазии напали на автобус с 25 пассажирами, следовавший в райцентр Гали из сопредельного Зугдидского района региона Самегрело. Для того, чтобы остановить автобус, нападавшие открыли по нему огонь из автоматического оружия, в результате чего был убит находившийся в автобусе сотрудник милиции непризнанной республики Абхазия по фамилии Сичинава, а также были ранены еще два пассажира — Ирма Коркелиа и 12-летний мальчик Бека Джинджолиа. (…) нападение на автобус совершили боевики из действующей в Гальском районе группировки абхазского полевого командира Отара Туранба". Эту информацию дал как раз тбилисский корреспондент "Регнума". Между тем, по данным абхазских властей, человек по фамилии Сичинава в милиции никогда не числился. Это бандит, который вместе со своей группой обстрелял автобус, ранил женщину и подростка, и был застрелен сопровождавшими их абхазскими милиционерами. То есть все было с точностью до наоборот. Хотя в Сухуме указали, что "Регнум" дезинформировал своих читателей, никакого опровержения не последовало. Все это заставляет задуматься о качестве информации, получаемой из горячих точек вообще и из Гальского района в частности.
В ближайшие месяцы "партизанская война" может развернуться в полную силу. Стратегия Саакашвили ясна: "вернуть Абхазию" целиком Грузии явно не под силу, поэтому ставка делается на отторжение одного Гальского района. Сегодня необходимо показать, что абхазские власти не контролируют ситуацию. Затем — выдавить российский миротворческий контингент и заменить международными полицейскими силами. Роль Гальского района выглядит ключевой, если учесть, что на его территории находится Ингур-ГЭС, которая снабжает электричеством пол-Грузии и всю Абхазию. Захватив рубильник, Саакашвили сможет шантажировать Багапша, вынуждая его пойти на переговоры на грузинских условиях. Однако Абхазия вовсе не собирается сдавать Гал. В Сухуме четко означили свою позицию: никаких международных сил на территорию республики ее руководство не допустит. В случае ухода российских миротворцев на их место встанут абхазские военные. Но Россия должна четко осознавать свою ответственность: вывод миротворческих сил будет неизбежно означать начало полномасштабных боевых действий.
То, как будет развиваться ситуация во многом зависит от позиции Кремля. А она, как обычно, крайне невнятна. На словах российская верхушка поддерживает Абхазию, однако в реальности проводится довольно-таки иезуитская политика. Хотя, в отличие от Приднестровья и Южной Осетии, где налицо сдача союзников России Западу, по Абхазии никаких судьбоносных решений не принималось, позицию Москвы не назовешь дружественной. Вместо того, чтобы помочь Багапшу в обустройстве границы с Грузией на Ингуре, наши силовики зачем-то укрепляют границу с Абхазией на Псоу. А как вы думаете, что произошло, когда 20 декабря минувшего года российские спецслужбы получили сигнал о возможном начале грузинской агрессии? Перебросили подкрепления о военную технику в Абхазию? Пригрозили Грузии вмешательством? Нет, они на сутки перекрыли российско-абхазскую границу! Похоже, Кремль всерьез думает отгородиться от "взрывоопасной" Абхазии.
Впрочем, народу Абхазии не привыкать. Он уже отразил грузинскую агрессию в 1992–93-ем, несмотря на предательскую позицию Ельцина, без посторонней помощи отбил попытку захватить Гальского район в 1999-ом и уничтожил банду Гелаева, рвавшуюся к Сочи и Адлеру в 2001-ом. Справится и с Саакашвили. Да и Кремль — это еще не вся Россия…