Читая американские газеты, невозможно отделаться от ощущения, что наиболее общепринятым в США отношением к недавним событиям во Франции стало чувство глубокой уверенности: "у нас такое просто невозможно".
Наиболее "общепринятая" сейчас в Америке версия гласит, что США уже, в общем, пережили нечто подобное: речь идет о беспорядках на расовой почве конца 1960-х годов и о бунте в Лос-Анджелесе в 1992 г. Из этого властями были сделаны далеко идущие выводы: проведены реформы, устраняющие или смягчающие сегрегацию и допускающие активное участие в социальной и деловой активности в США негритянского населения.
Весьма консервативный по своим политическим пристрастиям американский Центр изучения иммиграции суммировал все плюсы и минусы тех последствий иммиграции, которые ожидают Соединенные Штаты в ближайшем будущем.
Безусловным плюсом эксперты считают то обстоятельство, что большая часть въезжающих в США эмигрантов пребывает из Латинской Америки, главным образом из Мексики и стран Центральноамериканского региона. Соответственно, подавляющее большинство этих людей является христианами, и для них в гораздо меньшей степени, чем для арабов во Франции и турок в Германии социокультурная адаптация является болезненной проблемой. И, несмотря на то, что речь идет о включении в постиндустриальное высокотехнологическое общество выходцев из стран с крайне низким уровнем жизни и зачастую неизжитыми пережитками еще докапиталистических отношений, американская элита надеется на возможность их интеграции в общество (тому уже есть немало подтверждающих примеров).
Вторым плюсом, существенно влияющим на позитивные настроения американцев, считается довольно низкий уровень радикализации американской мусульманской общины.
Появившиеся в США еще в конце XIX в. мусульмане, поначалу эмигранты из Ливана и Палестины, затем принявшие ислам чернокожие, являются всеми признанной частью американского общества, чей патриотизм, в общем, не подвергается сомнению.
Исповедующие ислам американцы составляют в США лишь 1% населения (во Франции, например, мусульман уже более 10% граждан). Если речь идет о потомках тех, кто живет в Штатах не менее 50–100 лет, то подразумеваются отнюдь не бедняки и безграмотные. Подавляющее большинство лиц из этой социальной группы имеет высшее образование, каждый десятый — научную степень. В США за редкими исключениями не существует районов компактного проживания мусульман и пока маловероятным считается появление на свет "исламских гетто", подобных существующим во Франции или Бельгии.
Именно об этом позитиве и предпочитают сейчас говорить со своим читателем американские СМИ. Негатив же, также суммированный Центром изучения иммиграции, детально обсуждается в большей степени экспертами, поскольку он порождает довольно значительные противоречия, например, между консервативным мейнстримом и группой неоконсерваторов. Последние выступают в поддержку амнистии нелегальных иммигрантов из Мексики и в целом — за поощрение иммиграции, в то время как большую часть республиканцев, похоже, начинают тревожить ее масштабы.
Судите сами. В 1970 г. в США насчитывалось 800.000 выходцев из стран Латинской Америки. В 1980 г. их было уже 2 с половиной миллиона человек, на 2000 г. — 8 млн., а в уходящем 2005 г. статистика показала цифру почти в 11 млн. Внушительные цифры, которые быстро могут удвоиться, если президент Буш в этом году таки пойдет на амнистию нелегалов, и если в Конгрессе пройдет билль МакКейна-Кеннеди, фактически открывающий американские границы настежь перед латиноамериканцами. В Мексике все чаще поговаривают о возможности правительства этой страны участвовать в делах своей национальной общины в США. Иначе говоря, под угрозу фактически ставится национальный суверенитет Соединенных Штатов.
Понятно, почему приток эмигрантов пока не вызывает особого смущения у неоконов и близкого им в этом вопросе республиканца, сенатора от штата Аризона Джона МакКейна, активно лоббирующего интересы ВПК. Идея американского всемирного господства и триумфа демократии требует постоянного роста военной мощи, следовательно — большой армии и бесперебойно работающих заводов, производящих какие-нибудь "самолеты-невидимки" или приборы ночного виденья. Следовательно, империи нужна дешевая рабочая сила и "пушечное мясо", люди, не слишком уж сомневающиеся в исполнении своего "предназначения", лишь бы за него платили, и тут "академики" уж точно не нужны.
Бедность и необразованность латиноамериканцев неоконсерваторов не смущает. В их глазах это, скорее, положительный фактор, хотя они, безусловно, сторонники идеи скорейшей культурной и языковой ассимиляции этой этнической группы в американское общество. Однако эта проблема все больше беспокоит их партнеров по консервативному лагерю, которые не совсем готовы принять такую прагматическую логику. Консервативные оппоненты неоконов справедливо говорят о том, что вряд ли президент Буш или сенатор МакКейн хотели бы видеть события, аналогичные французским, на улицах американских городов, тогда как при столь стремительном росте бедных эмигрантов в Штатах эта перспектива перестает казаться фантастической.
На данный момент времени мечта известного негритянского активиста Джесси Джексона о "Радужной коалиции" чернокожих и латиноамериканцев стремительно гибнет на улицах Лос-Анджелеса и других больших городов США. За последние три-четыре года в столкновениях между латиноамериканскими и негритянскими бандами погибло более трех тысяч человек, и это только официальные цифры, реальные могут быть в два раза больше, как признают сами офицеры городской полиции Лос-Анджелеса.
Мексиканцы "наступают", вытесняя чернокожих с улиц. Крупнейшая преступная группировка "Города Ангелов", "банда с 18-й улицы", насчитывающая 10.000 членов — латиноамериканская. В апреле этого года школы города сотрясали форменные бои между учениками разного цвета кожи, и эта напряженность никуда не исчезла и по сей день.
Все это хорошо известно неоконсерваторам, один из которых недавно в неофициальной обстановке то ли в шутку, то ли в всерьез сказал, что "если у тебя нет возможности предотвратить всемирную революцию, то ее надо возглавить", в том числе и в собственной стране. Серьезные опасения у неоконов вызывает только то, что правом въехать в США после либерализации иммиграционной политики воспользуются не только мексиканцы, но также исламские радикалы из стран Ближнего Востока. В этом неоконсерваторы обеими руками поддерживают все охранительные инициативы традиционалистов. Последние же, впрочем, в свою очередь отнюдь не готовы включаться во все стратегические инициативы неоконсерваторов.
Реальность опасений американского правого истеблишмента хорошо демонстрирует история, развернувшаяся вокруг мечети в Бостоне. Помимо "темной", с точки зрения закона, покупки земли под новую мечеть в два раза дешевле ее рыночной стоимости, "Исламское общество Бостона", осуществляющее строительство, выглядит крайне подозрительно в глазах правых из-за своих связей с лицами, которых обвиняют "в пособничестве терроризму". Один из соучредителей ИОБ провел 18 месяцев в тюрьме, другой получил публичную известность как патологический антисемит.
Стоит ли поэтому удивляться, как формулируют свое отношение к "исламскому фактору" после событий во Франции неоконсерваторы? Их точку зрения предельно ясно характеризует недавнее выступление Фрэнка Гэффни, главы влиятельного вашингтонского Центра Политики Безопасности и бывшего заместителя министра обороны в администрации Рейгана.
По мнению Гэффни, как за событиями во Франции, так и за исламскими радикалами в самих Соединенных Штатах и по всей планете фактически стоит Саудовская Аравия, причем, не только многочисленные исламские фонды, но и само правительство этого королевства.
Саудовские структуры потратили, по его словам, за последние тридцать лет 80 миллиардов долларов на развитие и поддержку тех движений, которые Гэффни называет "исламофашистскими". По его определению, к ним относятся группы, в которых религия трансформируется в политику, конечной целью которой является всемирное торжество ислама — как раз именно те силы, что в России чаще всего ассоциируются с феноменом "политического ислама".
Ближайшая цель "джихадистов" во Франции — создание анклавов, которые регулировались бы законами шариата, в Америке заменяется другой задачей: взятием под контроль этими группами всех существующих в США мечетей. По мнению Гэффни, эту цель можно считать практически уже решенной: 80% мечетей и 100% мусульманских студенческих организаций в Штатах финансирует Саудовская Аравия, а распространяемая в них информация может быть смело охарактеризована как антиамериканская пропаганда и проповедь идей джихада против неверных.
Будущее Старого континента видится американцами весьма мрачно — это или исламский теократический халифат, или националистические диктатуры фашистского типа (которые, кстати, в Европе уже существуют, стоит лишь вспомнить Словению, куда запрещен въезд цыганам и мусульманам).
Но не приведет ли нынешняя иммиграционная политика США к не менее сложной межэтнической ситуации, контуры которой прорисовываются уже сейчас, когда Америка просто физически не справляется с ассимиляцией эмигрантов и когда может начаться "война всех против всех"? Собственных неразрешенных и конфликтных ситуаций в Америке на самом деле ничуть не меньше, чем в других точках планеты, только развиваться они будут уже не по европейскому варианту.