Представьте себе в центре Москвы выставку, среди экспонатов которой — изображение покойного академика А.Сахарова с головой Микки Мауса. Или, скажем, изображение ныне здравствующего президента США с головой Гомера Симпсона (что характерно). Или, допустим иудейский семисвечник, декорированный некрупными свастиками III Рейха.
Представили?
Правильно. Такого и представить-то невозможно. Организаторы попадут в ближайшее отделение милиции в первые же несколько часов после открытия выставки. Да они ее, пожалуй, и открыть-то не успеют. И будут говорить, сидя в кутузке: это-де искусство, великое, непонятное для дилетантов, для тоталитарно настроенных личностей, это вообще постмодерн. Это вектор актуальных поисков. Ну и так далее, тому подобное. На что прокурор им ответит: "Мишкам бурым разъясните сущность современного искусства. На лесоповале у вас для этого будет уйма времени".
Но вот появляется выставка, среди экспонатов которой красуются распятие, на котором у Иисуса Христа вместо головы орден Ленина, и картина, на которой Иисус изображен с головой Микки-Мауса. Те, кто верует во Иисуса Христа, естественно, возмущаются, ставят пикет, призывают людей поактивнее (в данном случае роль актива сыграл "Народный собор"), а те уже отправляются в прокуратуру. Результат? Арестовал ли кто-нибудь куратора выставки "Запрещенное искусство" Андрея Ерофеева? Или главу центра имени Сахарова Юрия Самодурова? Нет. Всего-навсего было возбуждено уголовное дело по статье 282.1 Уголовного кодекса ("Разжигание религиозной и межнациональной розни"). То есть, в принципе, закон сделал то, что ему следовало сделать, притом совершил вполне правовое действие весьма мягко, можно сказать, ласково.
Хотя известно, что Самодуров, например — уголовник со стажем, поскольку ему уже присуждали штраф за аналогичное действие по аналогичной статье. Рецидивист, иными словами…
Еще не определены обвиняемые, хотя прокуратура склоняется к тому, что виновны не тщеславные мазилки, возжелавшие скандальной славы, а организаторы мероприятия. Что, в общем, правильно, ибо у всякой шайки есть вожак. Заметьте, никто в органах даже не назвал фамилию "Самодуров", а босс центра, выставляющего скандальозных мазилок, уже заверещал в эфире радиостанции "Эхо Москвы": "Прокуратурой принято решение меня посадить, вопрос только насколько, и когда это произойдет!" Есть в названной статье 282-й пункты, предполагающие отсидку… Да ведь никто, повторяю, фамилию г-на Самодурова не произнес! Поневоле вспомнишь народную поговорку: "На воре и шапка горит".
Маститый представитель истэблишмента-от-искусства Марат Гельман, естественно, вступился: "Прокуратура либо идет на поводу у людей, которые пытаются бороться с современным искусством, либо глупа". А чего было ждать от милсдаря Гельмана?
Милсдарь Гельман всегда на посту, он бдит. Он своих в обиду не даст. А если обижают так называемое "современное искусство", то ведь можно, конечно, обозвать четных милиционеров глупцами, ведь они, исполняя свою работу, идут против духа нашего времени, да, но как выглядит человек, бросающийся его спасать? Ну, примерно так же, как выглядел партидеолог при Леониде Ильиче в процессе гвозжения врагов соцреализма. "Дагагие тавагищи…" — и брови кустятся неземной мудростью. При соцреализме тоже ведь были тщеславные мазилки — с партбилетами…
"Современное искусство" признано частью искусства усилиями тех, кто производит, выставляет и продает "современное искусство". А кто дает пинка младшим офицерам при хоромине "современного искусства", тот затрагивает челядь больших шишек в худистэблишменте, нарушает систему налаженных финансовых потоков из казны, сбивает схему продаж продукции и т.п. Он враг. С ним будут бороться. Как — покажет время.
Ну а пока юридическая машина России, медленно ворочая шестернями, трудно переходя с первой скорости на вторую, показывает, что она все-таки способна время от времени ущучить злодея. Кое-какие блоки работают не вхолостую и не рассыпались в ржавую труху.
Очень хорошо.