— Сергей Юрьевич! Накануне ежегодного послания президента Федеральному Собранию, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Чего Вы ждете от предстоящего президентского послания?
— Поскольку это последнее послание нынешнего президента, то логично ожидать в нем подведения итогов его правления страной. Думаю, в нем будут также приведены все аргументы в пользу продолжения проводимого им курса. Последний будет, разумеется, представлен так, как он видится президенту. Вряд ли это представление будет объективным. Скорее мы услышим нечто желаемое, но очень далекое от действительности.
— За последние 7 лет каждое послание Владимира Путина Парламенту существенно отличалось от предыдущего и давало пищу для тщательного обсуждения экспертным сообществом в течение последующих нескольких месяцев. Анализируя его предыдущие выступления перед Федеральным Собранием, что Вы можете сказать о «трансформации» взглядов Путина, если таковая имела место быть?
— Надо сказать, что ни одно из президентских посланий не было выполнено. Они отвечали на определенные общественные ожидания, воспринимались с надеждой и, подчас, с энтузиазмом, но через месяц о них забывали. Даже предыдущее послание, в котором были весьма конкретные заявления, было фактически просаботировано недееспособной властной «вертикалью».
На заседаниях специально созданной парламентской комиссии по реализации предыдущего президентского послания участвовало 5-6 депутатов, голос которых едва ли кем-то был слышен. Вместо комплексной системы мер по поддержке семей с детьми, который предложила фракция «Родина», были даны лишь векселя, которые частично можно будет «отоварить» через несколько лет. Центробанк проимитировал переход к полной конвертируемости рубля, который по технологии эмиссии по-прежнему остается суррогатом доллара и почти не используется в международных расчетах. Правительство даже не попыталось выполнять прямое поручение президента о переводе на рубли экспорта энергоносителей.
В общем, президентские послания были и, к сожалению, остаются благими пожеланиями, которые слабо подтверждаются реальной политикой власти. Сохраняется своеобразная шизофрения властвующей элиты – говорят одно, делают другое, а думают — третье.
— Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что 25 апреля президент фактически обнародует программу новой команды, которая будет реализовываться «как минимум ближайшие 3 года – до 2010г.». В частности, обсуждается, что президент рассчитывает определить основные направления, по которым должна осуществляться преемственность его курса. Вы разделяете эту уверенность?
— Очевидно, что проводимый властью курс в послании будет оправдан и заявлено о его преемственности. Надо же дать политическое обоснование предстоящей кампании по назначению преемника.
Но главный вопрос – что это за курс? Он преподносится президентом как курс на укрепление государственности, борьбу с бедностью, сбережение народа, правового и социального государства… А на самом деле мы видим беспредельную коррупцию, всеобщую бюрократизацию, безответственность и невежество в федеральной власти, повсеместное попрание законности, произвол и ущемление прав граждан. Растет чудовищное социальное неравенство, деградирует научно-производственный потенциал, продолжается утечка умов и вымирание населения.
По сути Россия превращена в колонию, роль которой сведена к снабжению Европы энергоносителями, а Америки — деньгами.
Главными приоритетом деятельности федеральной власти фактически является кредитование военных расходов стран НАТО и их же ресурсное обеспечение. При этом властвующая элита купается в роскоши, а народ едва сводит концы с концами.
По структуре бюджетных расходов можно точно составить портрет нынешнего российского государства – это полицейско-бюрократическое государство образца позапрошлого века. Доля расходов бюджета на социальные нужды сегодня вчетверо ниже уровня развитых стран и вдвое ниже, чем в Африке. Да и политическая система мало чем отличается от африканской. Недавние президентские выборы в Нигерии мало чем отличаются от наших. Во всяком случае, сходства с ними у нас куда больше, чем с проходящими сегодня выборами президента Франции.
— В понедельник министр финансов Алексей Кудрин отправил в аппарат правительства проект трехлетнего бюджета (2008–2010), который будут исполнять новый президент и новое правительство. По мнению некоторых экспертов, такая поспешность Минфина «сдать» проект трехлетнего бюджета накануне послания не случайна. Наблюдатели считают, что этот проект послужит своего рода уставом госслужбы, который Владимир Путин даст чиновникам в качестве руководства к реализации своего послания.. Можно ли считать трехлетний бюджет экономическим завещанием президента Путина?
— Это и будет означать продолжение курса колонизации России международным капиталом. За счет двукратного недофинансирования социальной сферы, четырехкратного занижения оплаты мы субсидируем бюджеты США и ЕС, выделяя на эти цели вдвое больше средств, чем на собственное здравоохранение.
В последние дни власть повернулась лицом к науке: с эфиров федеральных телеканалов не сходят сюжеты про нанотехнологии и инновации, научные центры и прикладные лаборатории. На днях все Правительство посетило выставку инновационных и нанотехнологий в Курчатовском Институте. Мало кто сомневается, что в послании Путин обязательно скажет о переводе России на инновационный путь развития. В свою очередь ответ на вопрос "как это сделать?" дан в трехлетнем бюджете: будет диверсифицироваться промышленное производство. За счет чего? Бюджет отвечает и на этот вопрос: на проведение оборонных научных исследований выделяются рекордные суммы — 27 млрд рублей в 2008 году и по 124 млрд в 2009-м и 2010-м.
— В своих научных материалах, докладах, экономических программах Вы не раз доказывали необходимость перехода на инновационный путь развития, но и подробно и поэтапно указывали, как это сделать. Как Вы считаете – сегодняшнее внимание к этому вопросу результат того, что власть наконец-то к Вам прислушалась? И насколько правильны предложенные правительством меря для реализации этой задачи?
— Да, в последнее время президент пытается подтолкнуть правительство к переходу на инновационный путь развития. Но это правительство решить эту задачу не может — в силу некомпетентности, инерционности мышления и ангажированности. Вероятно президент вновь об этом скажет и мы будем в очередной раз радоваться, что наконец-то власть услышала предложения наших ученых.
Действительно, в последнее время президент говорит нашим словами. Многие программные положения народно-патриотического союза «Родина» и предложения ученых РАН сегодня прочно вошли в риторику власти. Но на практике политика остается почти неизменной. Это политика упускаемых возможностей. Сможет ли Путин за оставшиеся 9 месяцев своего правления заставить правительство работать в соответствии с декларируемыми им целями социального инновационного государства?
Я, увы, так не думаю, во всяком случае, назначенные им министры точно этого делать не будут.