Вскрытие показало… Часть 4. Противогаз

Анатомия айсберга

Без преувеличения можно сказать, что главными героями последнего месяца 2005 года стали газ и Чечня. Темы эти, на первый взгляд, вроде бы, никак не связаны. Но это только на первый взгляд. Начнем с газа…

Напомню основные сюжеты:

- Началось строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ);

- Госдума РФ в рекордно короткие сроки приняла поправки депутата от "Единой России" Валерия Язева к федеральному закону "О газоснабжении РФ";

- "Газпром" в ультимативной форме потребовал от НАК "Нафтогаз Украины" немедленного пересмотра условий поставок российского газа.

Российские СМИ не пожалели восторженных эпитетов для оценки СЕГ и критических стрел для метания в Украину. Не знаю как у вас, а у меня от фанфар до сих пор дрожат барабанные перепонки. Давайте как следует потрясем головой, что очистить ее от готовых агитпроповских клише, и попробуем на вкус горький, но целебный хлеб фактов

Возможность строительства газопровода по дну Балтийского моря впервые стала предметом обсуждения где-то в 1998 году. Можно сказать, что нынешний президент РФ Владимир Путин еще в должности премьер-министра стоял у ее истоков. Обсуждали ее вяло. Текущий спрос Европы на российский газ успешно удовлетворяли газопроводы, проходящие по территории Украины и Беларуси. Резерв для увеличения их пропускной способности имелся. Так что морские прожекты мюнхгаузенского пошиба ту же Германию интересовали гораздо меньше, чем идея газотранспортного консорциума или возможность увеличения пропускной способности газопровода на белорусском направлении. Но, как оказалось, время работало на СЕГ…

Во-первых, Европу капитально "подставил" Гольфстрим. Отмеченное в период с 1992 по 1998 г. заметное замедление этого теплого течения — гаранта знаменитого "мягкого европейского климата" — из курьезного эпизода постепенно перешло в разряд тревожных тенденций. Суровые зимы пошли одна за другой. Заметно вырос спрос на тепло. А для капризных европейцев тепло — это, прежде всего, газ (идеальное топливо). Где его взять?

Зависимость от одного поставщика для европейцев, хорошо понимающих, что такое ценовой произвол монополиста, — вещь заведомо неприемлемая. По этой причине все последние годы прошли под знаком борьбы Объединенной Европы против монопольного положения "Газпрома". Руководство РФ "прессовали" сразу на всех площадках.

Многим памятно путинское заявление о том, что "руки у России все крепче и крепче и их не выкрутить даже таким крепким партнерам, как в Евросоюзе", а также соответствующие ультимативные требования на переговорах по вступлению России в ВТО (расчленить "Газпром" и поднять внутренние тарифы на газ и т.д.). С другой стороны, рассматривались любые, даже самые экзотические, пути доставки на европейский рынок энергоносителей из Каспийского региона (обязательно в обход России!).

В идеале Европа рассчитывала получать углеводороды сразу из двух независимых источников — из зоны Каспия и из России. При этом российский газ должны были поставлять несколько конкурирующих друг с другом российских компаний. Такая структура импорта позволила бы европейцам рассчитывать на справедливую цену и гарантировала бы достаточный объем поставок (брешь от выбывшего поставщика моментально заполнилась бы за счет роста объема поставок других продавцов). В то же время, страны Закавказья и Украина, вовлеченные в трубопроводные проекты, альтернативные российским, мягко переориентировались бы на Европу.

Именно этот "углеводородный интерес" и лежал в основе европейской политики на восточном направлении все последние годы.

А теперь давайте взглянем на СЕГ "европейскими глазами". "Газпром" на много лет вперед выкупил у Туркмении ее газ и заключил пятилетнее соглашение с Казахстаном о его транспортировке. Таким образом, среднеазиатский газ больше не попадет напрямую не только в Европу, но и в Грузию с Украиной. В то же время, введение в эксплуатацию СЕГ заметно снижает значение украинского и белорусского маршрутов транспортировки газа.

Кроме того, вступая в сепаратное соглашение с "Газпромом", больно бьющее по интересам ориентированных на Европу стран СНГ, участники проекта одновременно резко повышают степень своей зависимости от российской газовой монополии. Короче, куда не кинь — всюду клин. Зачем им такое "счастье"?

Не знаю как вы, а я в альтруизм или головотяпство европейцев не верю. Если они пошли на это, значит кроме видимой части айсберга, о которой трубят российские СМИ, есть огромная скрытая часть. А еще есть достаточно узкая полоска, которая то уходит под воду, то оказывается на поверхности. Давайте ее изучим.

Скромное обаяние подводных тарифов

Для начала несколько популярных мифов, с их последующим разоблачением.

Первый из них гласит: СЕГ избавит Россию от непомерных трат за транзит газа через третьи страны.

Начнем с того, что тарифный произвол со стороны транзитных стран — плод чьего-то чрезвычайно больного воображения. Тарифы могут, конечно, колебаться, но в достаточно узком коридоре.

Скажем, "европейская цена", которую сегодня "Газпром" предлагает за транзит Украине — совсем необременительные для него деньги. В среднем, за пользование действующими транзитными системами других стран, "Газпром", сегодня платит около $25 долларов за тыс. кубометров (имеется ввиду общая сумма затрат за доставку экспортируемого газа до конечного потребителя).

"Вот видите! А по дну Балтийского моря газ потечет и вовсе бесплатно", — скажете вы. И ошибетесь.

Как известно, когда труба будет построена, ею будет распоряжаться бывший канцлер Германии и личный друг Владимира Путина — Герхард Шредер. Вернее, доверенная его попечению компания North European Gas Pipeline Company (NEGPC). После 2010 г. именно она будет получать деньги за транспортировку газа по СЕГ.

Тариф за прокачку газа по морской части СЕГ пока не утвержден окончательно, между тем, предлагаемые на данный момент суммы колеблются где-то в диапазоне $3-3,5 за тыс. кубометров газа на 100 км. Длина морского участка газопровода, как известно 1200 км. Это значит, что доставка газа до конечного потребителя по СЕГ обойдется в $36-42.

Конечно, половина этих денег "Газпром", как владелец контрольного пакета, впоследствии себе вернет. В этом случае, конечный объем выплат составит $18–21 за тыс. кубометров. Но до этого счастливого момента "Газпрому" в течение 10 лет придется возмещать акционерам NEGPC все затраты на строительство "морского участка". При этом уже существует договоренность о том, что рентабельность проекта должна составить не менее 10% в год.

Переведем эти обязательства в живые деньги. Сегодня уже мало кого убеждает самая популярная сумма затрат на строительство "морского участка" — 4 млрд. евро (предполагается, что конечная сумма будет на 20–30% больше). Но шут с ней — пусть будет 4 млрд. евро. Это означает, что "Газпрому" придется платить дополнительно — по 400 млн. евро в год. Вернее, по 440 млн. евро (учитывая 10-процентный бонус).

Переведем в доллары. Курсы колеблются, но я думаю, что мы не намного ошибемся, если скажем, что сумма ежегодных дополнительных выплат "Газпрома" в течение 2010–2020 гг. составит $550 млн. Насколько эти выплаты обременят тариф, если считать, что газопровод работает "на полную катушку", перекачивая по 55 млрд. кубометров в год? Тут мы с вами можем легко обойтись без калькулятора — на $10.

Подведем итоги. "Проект века", призванный избавить "Газпром" от хищнических наклонностей сопредельных стран, гарантирует ему на первые 10 лет эксплуатации СЕГ тарифы в пределах $28-31 на тыс. кубометров (при $25 "сухопутных") и $18-21 — "на всю оставшуюся жизнь".

Напоминаю, что я исхожу из предположения, что "Газпром" сохранит в NEGPC контрольный пакет. В противном случае, это — $46-52 на первые 10 лет и $36-42 "до пришествия Антихриста".

Вы спросите: "А какие у вас есть основания для того, чтобы сомневаться в сохранности контрольного пакета?" Да есть кое-какие. Об этом ниже.

Шакал Табаки и сжиженный газ

Отвлечемся на время от странных европейцев, собственными руками затягивающих у себя на шее удавку тотальной зависимости от российского газового монстра, и зададимся вопросом: "Неужели у "Газпрома" нет более дешевых и рациональных вариантов расширения своих экспортных возможностей?"

Разумеется, есть! Один из них мусолили несколько лет, да так и бросили, не сдвинувшись с мертвой точки. Я имею в виду пресловутый газотранспортный консорциум. Казалось бы, чего проще — модернизация существующей трубопроводной системы на порядок дешевле создания новой. Есть страна экспортер, есть страна-импортер, есть страна-владелец газотранспортной сети — садитесь и договаривайтесь. Но дело как-то не задалось.

Был и другой вариант — еще лучше. Газопровод "Ямал-Европа", проходящий по территории Белоруссии и Польши, начали строить в 1995 году. Это самый короткий маршрут доставки российского газа на основной рынок — в Германию. Сейчас объемы транспортировки по уже введенному участку газопровода составляют 18 млрд. кубометров в год. Между тем, проектная мощность первой нитки газопровода — 33 млрд. кубометров в год. Она достигается достаточно просто — стоит лишь ввести в эксплуатацию все предусмотренные проектом компрессорные станции (это должно было произойти к концу 2005 года). Изначально предполагалось и строительство второй ветки, которая должна была довести пропускную способность коридора до 70 млрд. кубометров в год.

Излишне говорить, что все эти хлопоты значительно дешевле "водолазных работ" на Балтике. И времени они заняли бы значительно меньше. Однако "Газпрому" показалось недостаточно быть "столбовою дворянкой" — захотелось стать "владычицей морскою"… После провальной попытки отключить газ у упрямого Лукашенко (буквально зубами вцепившегося в "Белтрансгаз") "Газпром" плюнул и как шакал Табаки "ушел на Север".

На Севере, между тем, тоже все было далеко не однозначно.

Еще весной нынешнего года в ведущем проектно-исследовательском подразделении газового монополиста — институте ВИНИИГАЗ — никто не сомневался в том, что проект СЕГ по всем параметрам проигрывает схемам экспорта сжиженного природного газа (СПГ). На сайте института было даже размещено развернутое обоснование такого вывода.

В числе аргументов, приведенных ученными в пользу СПГ, были следующие явные преимущества:
- минимальные затраты энергии во всей технологической цепочки от производства до использования газа;
- исключение затрат, связанных с транзитом через территории стран, сопредельных с Россией и страной — потребителем газа;
- сокращение до минимума объемов работ, выполняемых непосредственно на месторождении, и соответствующее уменьшение техногенного воздействия на природу в период строительства;
- обеспечение равномерного распределения капиталовложений во времени пропорционально наращиванию объема производства СПГ.

Обратите внимание на второй пункт. Вот где искомая независимость от пресловутого транзита (раз уж он так колит глаза газовиков) — в СПГ, а не на дне Балтики! Но и это еще не все…

По расчетам специалистов ОАО "Совкомфлот", сжижение газа и доставка его судами становится выгоднее транспортировки по подводному трубопроводу уже при расстояниях свыше 700 морских миль, а по сравнению с наземным трубопроводом — на расстояния свыше 2200 миль.

Те же специалисты доказывают, что перевозка сжиженного газа не требует дорогостоящей инфраструктуры. Завод на побережье обходится в $1–1,5 млрд. Фиксированные расходы на судно — $60–70 тыс. в сутки ($22–26 млн. в год). К тому же сжиженный газ можно поставлять далеко не только в Европу.

"Совкомфлотовцам" вторили представители канадской компании Petro-Canada, разрабатывавшей проект строительства завода по производству СПГ в Ленинградской области (в районе Луги). Они указывали на его "физическую безопасность" по сравнению с проектами в Мексиканском заливе. Исполнительный вице-президент Petro-Canada Питер Каллос, выступая в ходе 5-й Всероссийской недели нефти и газа в Москве, напомнил, что в результате ураганов в Мексиканском заливе в прошлом квартале было выведено из строя до 60% нефтегазодобывающих мощностей. Новому заводу на Балтике (если бы он был построен) подобные катаклизмы не угрожали бы.

Как сообщалось на сайте "Газпрома", газовая монополия в октябре прошлого года даже подписала с Petro-Canada меморандум, предусматривающий поставки СПГ с завода в Ленинградской области на рынки Северной Америки. Общий объем инвестиций в этот проект составляла, по предварительным оценкам, $1,5 млрд.

Себестоимость природного газа в Соединенных Штатах сейчас намного выше, чем в других регионах. За тысячу кубометров там можно выручить $253 доллара (для сравнения: $163 — в Китае, $112 — в Индии). Ожидается, что к 2020 г. США будут экспортировать до 104 млрд. кубометров природного газа.

Перспективность СПГ-направления прекрасно понимают конкуренты "Газпрома". По данным британского аналитического агентства Douglas-Westwood Ltd., в 2005–2009 гг. в развитие СПГ-бизнеса во всем мире будет инвестировано не менее $67 млрд. Только на строительство 27 новых технологических линий по сжижению газа уже намечено потратить $31 млрд, на новые суда-газовозы — еще $21 млрд., на новые терминалы по импорту и регазификации СПГ — $14,5 млрд. Их совокупная мощность к 2009 г. вырастет на 191 млн. тонн в год.

Специалисты отрасли дружно называют строительство газопроводов "вчерашним днем газовой отрасли": слишком долго, слишком дорого, слишком много сложностей, связанных с эксплуатацией, слишком велик риск аварий, незаконных врезок и пр. И самое главное, продавец газа оказывается в крайне невыгодном положении, так как вынужден продавать газ на строго определенном рынке, заключая долгосрочные контракты, подчас на кабальных условиях.

В итоге, как мы знаем СПГ-направлению "Газпром" предпочел крайне сложный и затратный проект "морского газопровода". Оправдываясь перед западными партнерами, рассчитывавшими на совместный бизнес с "Газпромом" по этому направлению сотрудники "Газпрома" на условиях анонимности признавались: "Как можно сосредоточиться на новом направлении работы, когда руководство бросается то на пропаганду трубы от Ямала до Торжка, то на продвижение Северо-Европейского проекта, то на Восточную Сибирь, то на нефть? А то заявляет, что акцент должен делаться на Сахалин".

Про СПГ "газпромовцы" и сейчас любят порассуждать. Даже называется конкретное место недалеко от Выборга, где якобы может быть построен завод по производству СПГ. Но отнестись всерьез к этим прожектам нет ни малейшей возможности. Денег на это нет и не предвидится.

Турецкий лохотрон

Но, может быть, "Газпром" сделал ставку на проект СЕГ, воодушевленный своими успехами в эксплуатации другого "морского газопровода" — "Голубой поток"? Не даром же Путин летал накануне в Турцию на пару с Берлускони и еще раз "открыл" уже давно работающий газопровод? Однако, тех, кто считает "Голубой поток" удачным проектом ждет жестокое разочарование

Как известно, коммерческие поставки российского природного газа по "Голубому потоку" начались в феврале 2003 года. В 2003 они составили 2 млрд. кубометров, в 2004 г. — 3,3 млрд. кубометров, за 10 месяцев нынешнего года — 3,7 млрд. кубометров. Казалось бы, хорошая динамика. Но если только не знать, что реальная пропускная способность "Голубого потока" — 16 млрд. кубометров в год. И что "Голубой поток" к этому моменту должен был выйти на проектную мощность.

А случилось вот что. Наобещав "газпромовцам" "золотые горы", турки заставили их раскошелиться на астрономическую сумму — $3,2 млрд. В соавторстве с итальянской компанией ENI было создано подлинное чудо техники — "морской трубопровод", глубина закладки которого в отдельных местах превышала 2 тыс. м. А когда чудо-газопровод запустили, турки заявили, что будут покупать ровно столько газа, сколько им потребуется, и только по такой цене, которую они сами считают правильной.

Спорить с ними бесполезною Дело в том, что славные своей феноменальной некомпетентностью "газпромовцы" отнеслись к составлению контрактов с какой-то поистине барской небрежностью. В итоге, после того, как по газопроводу уже пошел первый газ, турки продемонстрировали неточности в контрактах и со спокойным сердцем отказались выполнять взятые на себя ранее обязательства…

Сколько "Газпрому" стоила безалаберность его топ-менеджмента — можно посчитать, но и так понятно, что много. Между тем, сегодня много говорится о том, что в "Голубой поток" будет инвестирован еще $1 млрд. А зачем? На том конце трубы покупателя все равно нет, а по эту сторону — сидят недотепы в дорогих костюмах и бесцельно чешут свои вихрастые затылки (другой вариант: пересчитывают "турецкий откат" за "правильно" составленные контракты).

А что касается громких путинских заявлений о продолжении трубы в Италию и Израиль, то они выглядят чертовски наивно (чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на карту и пошарить в "газпромовском" кармане).

Впрочем, любителям побряцать "газовым оружием" такая риторика нравится. "В Италию — так в Италию! Ура! Даешь Италию!.. В Израиль, говорите, Владимир Владимирович? Ура! Да здравствует Израиль!"

Критические дни

Похожая история имеет место и в нынешнем конфликте "Газпрома" с НАК "Нафтогаз". Шумная пиар-кампания вокруг "оранжевых злыдней", по дешевке нюхающих наш газ, сколь нелепа, столь и эффективна. Однажды приобретенные фобии — что твой диоксин.

Между тем, газовая история проста как мычание. В свое время, Владимир Путин наивно полагал, что, подкармливая соседей по СНГ льготным газком, он имеет право приставать к ним с нескромными предложениями. Благоразумные соседи "гуманитарный газок" брали, но исполнять нескромные желания "благодетеля" не спешили.

Кто-то скажет, что они поступали непорядочно?

А я отвечу: "Не берут, когда дают, только дураки. А дают, когда можно сослаться на "критически дни", — только набитые дуры".

Между тем, у Путина с Европой неожиданно возникло такое трогательное взаимопонимание, что от ее былой влюбленности в "оранжевое" не осталось и следа. К тому же, безумный проект СЕГ остро нуждался хоть в каком-то обосновании. Для этого нужно было срочно опорочить саму идею "сухопутного" пути транспортировки газа — мол "ненадежно" и, вообще, там сплошь разбойники с большой дороги — весь газ заберут, останется "пшик". Украина оказалась идеальной мишенью.

Между тем, последние российско-украинские контракты "газпромовские" топ-менеджеры подписали почти одновременно с бумагами по "Голубому потоку". Результат примерно такой же. Потому украинская сторона спокойна, а у российских газовиков наблюдается повышенная возбудимость, нервозность и лексика, характерная для "кидал" и "начинающих рекитиров".

Дело в том, что в бумагах, подписанных "газпромовцами" в благословенные времена пана Кучмы, четко и недвусмысленно прописаны обязательства "Газпрома" по поставкам газа в Украину (в счет оплаты услуг по его транзиту в Европу) аж до 2009 г. Не бумага — броня! Криком тут ничего не добьешься, придется договариваться по-хорошему…

Но вернемся к нашему злосчастному СЕГ…

Что висит на ветке?

Такой масштабный проект, по идее, должен быть тщательно просчитан и выверен: от увесистого "талмуда" технико-экономического обоснования должны разъезжаться ножки стола, каждая цифра в нем должна вызывать священный трепет у финансистов. На самом же деле, денежная сторона проекта СЕГ не выдерживает никакой критики. Судите сами.

О том, что стоимость "водолазной части" СЕГ "гуляет" минимум на 1-1,5 евро, я уже говорил. С "сухопутной частью" дела обстоят еще веселей. Предполагается, что "Газпром" ее одолеет самостоятельно и еще половину "водолазных работ" впоследствии оплатит. Но давайте забудем на время о "водолазах" и вернемся на сушу.

Итак, "сколько весить в граммах?" — то есть, сколько предполагается потратить на суше? Ответов у нас сразу несколько — выбирай на вкус.

Как известно, СЕГ из сказки превратился в быль в течение последних месяцев. Цифры, которые при этом озвучивали разные большие "газпромовские" начальники, отличались друг от друга в разы. Неизменным оставалось одно — они постоянно росли.

Сначала речь шла о $1,1 млрд., затем о $2 млрд., потом о $2,5 млрд. …

А 1 декабря представитель "Газпрома" Андрей Круглов уже заявлял, что строительство наземной ветки "Грязовец — Выборг" обойдется в $3 млрд. При этом он как бы невзначай добавил, что речь идет только о "первой ветке" сухопутной части газопровода (таких веток предполагается построить минимум две). Общая же стоимость проекта, по оценкам А.Круглова, уже почти в два раза превышает первоначальную (на которую неоднократно ссылался глава "Газпрома" Алексей Миллер) — $5,7 млрд. Окончательную цифру он так и не назвал.

Между тем, экономисты уже подсчитали, что даже при этой все еще приблизительной смете "стоимость строительства километра сухопутной части СЕГ оказывается равной $3,2 млн., что на 50% больше, чем стоимость самых дорогих газопроводных проектов "Газпрома" и в 2 раза дороже, чем стоимость строительства газопровода по дну Балтийского моря".

…По-моему, мы с вами, наконец, выбрались из-за кулис театра абсурда и не без удовольствия наблюдаем хорошо знакомую нам плутовскую комедию. Теперь целесообразность зарывания денег в топких болотах Вологодчины и пускание корабликов, изготовленных из банкнот, по водам Балтики не нуждается в дополнительных пояснениях. Для российского чиновничества и, тем более, для его "золотой роты" — "Газпрома" — СЕГ хорош именно тем, чем он плох: это непрозрачный, чудовищно затратный, растянутый по времени проект. И главное, участвуют в нем все "свои". Бог не выдаст — свинья не съест!

Кстати, о "своих"…

Польты и пыжиковые шапки

Понятное дело, что главное действующее лицо всей этой истории — президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Именно его кипучая энергия и удивительная "легкость на подъем" обеспечили весь этот "праздник жизни". Именно он годами "окучивал" Герхарда нашего Шредера и подбил-таки его накануне отставки подписать все нужные бумаги (а также гарантировать участие в проекте Е.ОН и BASF).

Молодец, Шредер, справился — будешь теперь председателем совета акционеров North Europian Gas Pipeline Company (NEGPC). Солидная прибавка к пенсии, неправда ли?

Но есть и свои небольшие издержки. В Германии трудно найти человека, который не считал бы герра Герхарда мздоимцем (включая его вчерашних товарищей по партии и партнеров по коалиции). Более того, международная организация, занимающаяся изучением коррупции — Transparency International, уже взяла его на карандаш.

…Туда же — в NEGPC — исполнительным директором отправился Матиас Варнинг — давний соратник Путина, бывший офицер "Штази". В далекие 1980-е годы прошлого века они вместе ловили шпионов и вербовали стукачей. Потом была плодотворная совместная работа в Петербурге, где Варнинг открыл первое отделение своего Dresdner Bank. А уж когда "другу Владимиру" посчастливилось стать президентом РФ, открылись и вовсе головокружительные перспективы.

Перечислим только самое заметное, из последних свершений Варнинга:

- управлял зарубежными счетами "Газпрома" и ряда других госкомпаний;

- в начале 2002 г. провел оценку компаний холдинга "Газпром-медиа";

- оценивал "Юганскнефтегаз" перед его скандальной продажей;

- принимал самое активное участие в синдицированном кредите для сделки "Газпром"-"Сибнефть".

И, наконец, последний подвиг: на очень выгодных для своего Dresdner Bank условиях Варнинг выкупил за 810 млн. допэмисию "Газпромбанка" (крупнейшая сделка в истории банковского сектора РФ, между прочим). В результате, он получил в собственность примерно 33% акций банка, через который проходит 90% экспортной выручки "Газпрома" и обслуживает счета 1300 связанных с ним с ним структур.

Экспертов в этой сделке удивляют два момента: 1) почему так дешево? 2) почему такой странный пакет ("не два, не полтора") — на 8% больше блокирующего, но до контрольного не дотягивает?

Зря они так. Не дотягивает — значит дотянет! Такой хороший человек, такой солидный банк. Нельзя не уважить…

И так на всех уровнях. Вот скажем трубы большого диаметра для газопровода откуда? Их "Северсталь" в тандеме с ОМК поставлять будет. Не зря ж Мордашев всегда с президентом РФ общий язык находил. И бюджет "сухопутного участка" не даром утроился? И это еще не предел. Цена труб в общей смете — не последняя строка.

А теперь прикиньте: себестоимость труб не меняется, а смета растет. И "трубная доля", надо полагать, вместе с нею. Чуете куда клоню? Лишние ж деньги нужно "правильно" поделить, точно знать: по каким конвертам разложить и по сколько. Все это навыка требует, подготовленный человек нужен…

Когда Станислав Белковский назвал Путина "удачливым бизнесменом", многие зашипели: "Постыдился бы такую напраслину на гаранта возводить!" А ведь Белковский прав — очень удачливый бизнесмен! Король разводки: хватка волчья, схемы рисует, как опытный фальшивомонетчик дензнаки.

Обратите внимание, с кем у него "особые отношения сложились"? Потомственный нефтяник Дж.Буш, владелец заводов, газет, параходов Берлускони, славный своей "американской деловитостью" еще до избрания в канцлеры Шредер.

При горбачевых-ельциных "встреча с деловыми людьми" в загранпоездках была чистой формальностью. Мухи на лету дохли. А у Путина — глаза бегают, руки перебирают бумажки. Журналистов, понятное дело, просят удалиться — уж больно доверительное общение пошло, больно продуктивное…

Только очень ловкий бизнесмен может одной рукой ВР с ТНК благословить на совместную жизнь, а другой точно такую же сделку развалить и довести ее фигуранта до урановых рудников в Краснокаменске.

А рюмочная "Лондон"?

А за одну дырявую "Сибнефть" — сразу три "Голубых потока"?

А заставить пол-Европы вместе с собой из магазина польты таскать и пыжиковые шапки? Причем, себе в убыток… Или-таки не в убыток?

Коллективный Франциск Ассизский

Теперь о самом главном. Как Путину удалось втравить "европейских партнеров" в этот цирк шапито с постоянно исчезающими в цилиндре кроликами? Не дураки ж — себе во вред работать?

На этот вопрос есть только один ответ: стало быть, условия сделки, предложенные Путиным, оказались настолько ошеломляюще выгодны, что ради ее реализации европейцы готовы охотно терпеть любое, даже самое "неспортивное", поведение своего делового партнера.

Вы заметили, как в одночасье Европу перестал интересовать Ходорковский и на сердце ее зарубцевалась кровавя рана по имени "Чечня"? При этом Путину предоставлены широчайшие возможности для надувания щек, щелканья затвором, китайских векторов, иранских реакторов, узбекских сладостей и газовых атак на Украину. Почему?

А потому, что они твердо знают, что все это понарошку. Зато во всем, что по-настоящему, Путин слово держит. Вот, скажем, либерализация "Газпрома". Сказал — будет — и прямо в день сварки первых труб для СЕГ сделал! Человек слова.

…Итак, я утверждаю, что участие в СЕГ для европейцев — чистое безумие, если не брать во внимание последствия либерализации рынка акций "Газпрома". А если его во внимание брать — их поведение становится крайне разумным и рациональным.

Давайте разберемся: что же произошло в момент, когда "единороссы" на пару с безотказными "жириновцами" отработанным движением утопили пальцы в соответствующих кнопках. А вот, что: европейцы автоматически легализовали свой блок-пакет (по мнению финансовых аналитиков, давно приобретенный для них подставными фирмами).

Что такое блок-пакет в руках европейских покупателей российского газа? А вот что: Совет акционеров "Газпрома" больше никогда не примет ни одного решения, ущемляющего права европейских потребителей (не повысит отпускные цены, не изменит структуру экспорта и т.д.). С другой стороны, "Газпром", стремительно превращающийся в обычное коммерческое предприятие, автоматически становится неутомимым лоббистом повышения внутренних тарифов до уровня "европейских".

Но и это — еще не все. Поправка, внесенная в статью №15, фактически обнуляет декларации о незыблемости государственного контроля над контрольным пакетом. Раньше слово "госпакет" понималось просто, как стук дятла, — это число акций находящихся в прямой государственной собственности. В старой редакции закона их должно было быть не менее 35% (при 20-процентном лимите для иностранцев), в новой говорится уже о 50% (плюс одна акция), то есть о контрольном пакете. Но… в статье №15 прописан совершенно другой способ исчисления госпакета. Речь уже не идет о прямой государственной собственности. Теперь это — лишь совокупность акций, держателями которых являются компании, контрольный пакет которых находится в собственности государства.

Такой способ формирования госпакета, позволяет иностранцем повышать степень своего влияния на принятие решений в "Газпроме" через массовую скупку акций госкомпаний-акционеров "Газпрома". Таким образом, реальная доля иностранцев в "Газпроме" может беспрепятственно расти чуть ли не до 75% (50% минус одна акция в самом "Газпроме" и 50% минус одна акция во всех компаниях, формирующих "госпакет").

А можно взять под контроль только одну такую госкомпанию (или несколько госкомпаний), в собственности которой находится достаточно "газпромовских" акций. Способов превратить такую госкомпанию в "зомби" — "вагон и маленькая тележка". Скажем, если она — крупный должник, можно держать ее на грани банкротства и гарантировать ей отсрочку выплаты за "правильное голосование" в "Газпроме". Можно полностью парализовать ее деятельность с помощью блок-пакета и пообещать снять удавку за "правильное голосование". Можно покупать ее лояльность, привлекая крупные инвестиции в ее проекты.

Наконец, самый простой способ — регулярно платить взятки членам правления и чиновникам, представляющим в них государство.

Вы скажете: "Но государство же, в конечном счете, может своих недобросовестных представителей заменить другими?"

Да, конечно. Только "замучается пыль глотать" с этими заменами. И на кого менять? Все чиновники — люди, все — человеки. Тарифная и инвестиционная политика "Газпрома" — это такие большие деньги, что даже самые крупные взятки, в сравнении с ними — пыль.

В конечном счете, очень легко себе представить ситуацию, при которой совет акционеров "Газпрома" принимает решение: повторить подвиг Анатолия Чубайса — то есть, порвать себя на "сто маленьких медвежат" (как говаривал медведь Балу в сказке "Маугли").

Но это навряд ли понадобится. И вот почему.

По ходу принятия поправок много говорилось, что либерализация позволит привлечь иностранные инвестиции в "газпромовские" проекты (что, как известно, Высшее Благо).

Оставим в стороне вопрос: почему бы государству самому не стать таким инвестором хотя бы за счет средств, аккумулированных в Стабфонде (дело-то выгодное, раз туда иностранцы лезут).

Ответим на другие вопросы: Иностранцы что коллективный Франциск Ассизский с тяпкой? Они просто так деньги вкладывают, ничего не требуя взамен? А если требуют, то что именно?

Введение в Новую Нигерию

Давайте, вернемся к нашему уже порядком надоевшему СЕГ…

- Газопровод вроде бы строить начали, а газ где?

- В Южно-Русском месторождении. Затем с Ямала будут брать и со знаменитого Штокмановского месторождения.

- Газ уже оттуда сочится — только трубу подставляй?

- Нет, эти месторождения еще только предстоит разработать.

- Ну и сколько это удовольствие стоит?

- По-разному. Скажем, на разработку Штокмановского месторождения потребуется не менее $10 млрд. Причем, схемы финансирования этих проектов уже известны — предполагается, что немецкие

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram