АПН: На Украине происходит вялотекущий политический кризис, который многие сравнивают с событиями 1993 года в России. По вашему мнению, чем он может закончиться и какое влияние он окажет на взаимоотношения Украины с нашей страной?
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:
Сейчас, через 14 лет кажется, что в 1993 году всё произошло мгновенно. На самом деле был долгий политический торг с участием Конституционного суда. Поэтому когда находишься в процессе, он кажется вялотекущим, а когда смотришь с высоты прожитых лет, кажется, что всё происходит мгновенно. Поэтому, безусловно, есть украинская специфика. Она заключается не в менталитете, как думаю многие. Есть принципиальный ограничитель для развития сценария по московскому образцу и этот ограничитель одинаково действует для всех политических сил, независимо от их политической окраски – бело-голубой или оранжевой.
Любое силовое столкновение между бело-голубыми и оранжевыми будет не только и не столько столкновением людей с разными политическими взглядами, сколько столкновением людей из разных регионов Украины. То есть любые жесткие варианты могут поставить под сомнение целостность страны. И отличие Украины от России состоит в том, что для Януковича и Ющенко угроза распада страны является ограничивающим фактором в их взаимной борьбе, а для Тимошенко и для радикальной части «Нашей Украины» - не является. Легенды о слабости Ющенко или излишней компромиссности Януковича основаны на том, что эти люди вводят для себя эти ограничители, а Тимошенко не вводит. Кстати, она имеет очень серьезную фору перед ними по этой причине. В глубине души Янукович и Ющенко понимают, что нельзя до конца ставить под сомнение легитимность всех органов власти Украины, иначе развалится государство. А Тимошенко уже поставила под сомнение легитимность парламента, правительства, Конституционного суда и, не заявляя это открыто, президента.
Иначе говоря, есть системные Ющенко и Янукович (которые, тем не менее, находятся в состоянии противоборства) и есть внесистемная Тимошенко. Однако не следует забывать, что и в окружении Ющенко есть силы, которые готовы выйти за рамки системности. Чем закончится кризис – сложный вопрос. Тимошенко может спутать карты системным игрокам и она уже путает. Я надеюсь, что всё-таки будет достигнут компромисс.
Реальным политическим компромиссом был бы перенос выборов Верховной рады на осень. Это компромисс с бело-голубой стороны. Это первое. Второе – уточнение, закрытие лакун в Конституции, связанных с полномочиями президента и премьера. И это опять компромисс со стороны правительства. Но президент в ответ должен серьезным образом скорректировать свою внешнюю и внутреннюю политику. Невозможно проводить править от имени части населения Украины. Это касается и внешней политики, вступления в НАТО, это касается и внутренней политики, украинизации. Президент ориентируется не только на свою политическую силу, которая контролирует 12% голосов, но на крайние силы внутри неё. Классический пример – Тарасюк в должности министра иностранных дел. Это как если бы Белов-Поткин стал министром иностранных дел Украины. Если будет скорректировано то, что я сказал, то в общем-то какой-то баланс в Украине можно будет сохранить и оттеснить Юлию Владимировну на периферию. Я так понимаю, что Янукович на таково рода компромисс готов. Ющенко пока – не готов. Если он будет продолжать под компромиссом понимать односторонние уступки со стороны Януковича, он точно потеряет власть, отдав ее или Януковичу, или Тимошенко.