Как известно, на днях был создан «Комитет-2008», в который вошли шахматист Гарри Каспаров, журналист Евгений Киселев, юморист Виктор Шендерович, общественный деятель Владимир Кара-Мурза, лидер СПС Борис Немцов. По словам его организаторов, своей ближайшей задачей Комитет ставит сделать в ближайшие четыре года так, что бы следующим президентом, стал не ставленник Владимира Путина, а "гражданский человек". Комментируя для АПН образование этого комитета, Николай Гульбинский заявил, что, по его мнению, лидеры "Комитета - 2008" преследуют узко эгоистические цели. А, именно, - они хотят, чтобы страна вернулась в ельцинскую эпоху, когда лично им и им подобным жилось максимально вольготно.
"Естественно, - считает политолог, - они утверждают, что такой возврат необходим совсем по другой причине, потому, мол, что тогда Россия жила в условиях настоящей демократии, которая сегодня - при Путине - сворачивается. Но так ли это? Насколько справедливо такое их утверждение?"
Николай Гульбинский убежден, что на протяжении всех 90-х годов никакой настоящей демократии у нас не было и в помине. "Нормальная демократия подразумевает свободу действий в рамках закона, когда работает система правил, по которым может совершаться свободный выбор. Но если нет правил, если можно делать все, что угодно, как было при Ельцине: разваливать финансовую систему государства, уничтожать экономику, науку, систему образования и здравоохранения, разваливать армию и, при этом, развязать войну в собственной стране, - если можно все это делать, то, спрашивается, о какой демократии можно говорить? Однако именно об этом твердят нам создатели нового общественного органа, цель которого не допустить переизбрания Путина на третий срок"
По словам Гульбинского, в 90-е годы, когда в Российской Федерации мгновенно сколачивались невиданные состояния, а средства массовой информации, связанные с олигархами, диктовали стране, что ей делать, - незначительная часть общественных деятелей, в том числе из пробивных журналистов и публицистов, действительно жила припеваючи. Они на самом деле были хозяевами положения, хвастали, что ногой открывают дверь в Кремль и поучали, как это демонстрировал тот же Киселев, что президент должен или не должен делать. Сегодня эта публика, находящаяся в обществе в меньшинстве, лишена такой возможности, что ее, понятное дело, бесит. Она ностальгирует по прошлому, поэтому и ополчилась на Путина, и даже решила организоваться структурно, не дожидаясь выборов в марте. Ей все равно, что будет со страной, выдержит ли страна второй приход ельцинизма".
Отвечая на вопрос АПН, допускает ли сам Николай Гульбинский возможность третьего срока президентства Владимира Путина, и - если да, - то, как его воспринимает, политолог ответил: "Если за время своего второго срока Владимир Владимирович сумеет консолидировать имеющиеся ресурсы, чтобы страна вышла на новую ступень развития, в частности, вырвалась из сырьевой ловушки, - пусть он будет у него, этот третий срок. История знает случаи, когда тот или иной деятель находился у власти очень долго, - де Голль во Франции, Франклин Рузвельт в США, Аденауэр в Германии… Но разве можно было говорить при этом о каких-то вопиющих нарушениях демократии в этих государствах?".
Но пока что, считает Николай Гульбинский, если судить по докладу, который сделал в Государственной Думе премьер Михаил Касьянов, особых надежд на такой качественный скачок России у него нет. "Касьянов акцент сделал на том, что государство у нас должно уходить из экономики, пусть, мол, все решает свободный рынок. С таким подходом мы, боюсь, и дальше останемся висеть на нефтяной игле".
Так что проблему третьего срока Путина следует, по мнению Гульбинского, связывать не с вопросами демократии, - "тем более, - будет ли она у нас устроена по рецептам Буковского, Березовского, Киселева и Каспарова, к чему стремится ностальгирующая публика из "Комитета-2008", - а с тем, станет ли Россия высокотехнологичной, передовой в плане экономики страной.
Беседовал парламентский корреспондент АПН Борис Кротков