Грузия готовится к новому противостоянию

Грузинская оппозиция сделала перерыв в массовых выступлениях протеста и объявила о начале движения гражданского неповиновения, в рамках которого с понедельника ее сторонники будут стараться блокировать работу исполнительных органов власти по всей стране. Если конкретнее, они будут пытаться помешать руководителям и сотрудникам местных администраций попасть на рабочие места. Кроме того, лидеры оппозиции призвали к забастовке учителей и преподавателей вузов, театральные коллективы и другие организации. Насколько такая забастовка будет способствовать экономическому процветанию страны, которая и так не может похвастаться успехами в сфере экономики, они предпочитают не думать, очевидно, ставя перед собой более высокие цели, как-то – защиту достоинства избирателей.

В эпоху Шеварднадзе выборы в Грузии всегда проходили с нарушениями, а их результаты фальсифицировались регулярно и всегда в пользу одной и той же стороны. И, между прочим, все лидеры радикальной оппозиции, бывшие в свое время членами правительственной партии (например, Зураб Жвания, ныне – один из лидеров блока «Бурджанадзе – демократы», а в прошлом - спикер парламента Грузии), не так давно без стеснения входили в высший законодательный орган страны, зная, что качество выборов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Прошедшие две недели назад парламентские выборы, нарушения в ходе которых послужили поводом для нынешних выступлений, были, как это ни странно, наиболее качественными в новейшей истории Грузии – это, конечно, не значит, что они соответствовали международным стандартам. Да, в ходе их проведения по-прежнему были нарушения, особенно значительные в ряде регионов страны, например, в Аджарии. Тем не менее, это были выборы, которые, по сравнению со всеми предыдущими, прошли наиболее честно, свидетельством чему, кстати говоря, являются их результаты – сравнительно высокая доля голосов, пришедшаяся на оппозиционные партии.

Возможно, именно поэтому в самом начале политического кризиса власть казалась несколько растерянной – уж она-то понимала, что сейчас прямых поводов для протеста как у народа, так и у лидеров политических партий меньше, чем раньше, а они устраивают выступления, подобных которых в Грузии давно не видели. Между тем, можно предположить, что свою роль здесь сыграл «человеческий фактор» – его можно назвать фактором Саакашвили. Лидер Национального движения, метящий в президенты, никогда не был так близок к победе и возможности получить парламентское большинство, а бороться за успех других партий ему, естественно, не имело смысла. Нельзя сбрасывать со счетов и роль СМИ и более-менее оформившегося гражданского общества, хотя, конечно, было бы наивно верить в то, что все те, кто вышел на улицы, в состоянии осознанно рассуждать о своих правах.

Даже на фоне бурной истории Грузии последнего периода нынешние выступления оппозиции выглядят более чем впечатляюще. Единственное, с чем их можно сравнить – это пик выступлений конца 1980-х, в результате которых к власти в Грузии пришли лидеры национально-освободительного движения. Тогдашние выступления, однако, были омрачены трагедией 9 апреля 1989 года, положившей начало постсоветской эпохе в грузинской истории. Правление Звиада Гамсахурдиа, однако, не принесло стране ни стабильности, ни благополучия, и поначалу горячо поддержанный большинством населения «первый всенародно избранный президент» независимой Грузии вынужден был бежать из страны на фоне уже бушевавшей гражданской войны.

Аналогии между Звиадом Гамсахурдиа и нынешним лидером радикалов Михаилом Саакашвили напрашиваются сами собой – разве что Саакашвили помоложе и не имеет диссидентского прошлого. Но методы, приемы, способность вести за собой массы – очень похожи. И тот, и другой – представители высокообразованной интеллигенции, свободно раздающие интервью на иностранных языках. Как и Гамсахурдиа, Саакашвили не особенно щепетилен в выборе сторонников (так, среди «опоры» Национального движения, особенно в регионах, можно обнаружить людей небезупречной репутации). Обоим всегда легко удавалось находить популистские приемы, вызывающие восхищение масс. Поразительно, как легко в эти дни Саакашвили мог манипулировать тысячами людей, перемещая их по центру Тбилиси без видимой на то надобности, просто, чтобы хоть чем-то их занять.

Обращает на себя внимание продуманность и очень хорошая организация выступлений протеста. Лидеры оппозиции ставят перед своими сторонниками все новые цели, не давая выступлениям превратиться в рутину. Они обеспечили себе мощную поддержку оппозиционных СМИ, прежде всего – телекомпании «Рустави-2», которая «поплатилась» за это аккредитацией в ЦИК Грузии, а также молодежной организации «Кмара» (это название переводится как «Хватит»), все новые ролики которой являются, по сути, практическим руководством к действию для всех сторонников оппозиции. Так, в понедельник утром, во время традиционного радиоинтервью Шеварднадзе, которое, естественно, транслируется на всю страну, «Кмара» призвала всех сторонников отставки президента дать автомобильный гудок в течение одной минуты, выразив тем самым протест против нынешнего правительства Грузии.

Трудно с уверенностью утверждать, что эти гудки с одинаковой силой прозвучат по всей стране. Несмотря на то, что оппозиция зачисляет в число своих сторонников чуть ли не все население Грузии, в действительности это не так. Хотя, по имеющимся данным, число сторонников оппозиции превосходит число проправительственно настроенного населения, о точном соотношении говорить крайне сложно. Кроме того, значительная доля населения настроена скептически по отношению к обеим сторонам, считая, что и власть, и оппозиция преследуют собственные интересы, а не интересы страны.

Несмотря на то, что нынешние выступления, к счастью, проходят мирно, и их исключительно мирный и конституционный характер особенно подчеркивается лидерами оппозиции, ежечасно ощущается, сколь этот мир хрупок. Оппозиция регулярно подозревает власти в желании разрешить кризис силой. Время от времени у нее появляется «эксклюзивная» информация о том, с какой стороны надо ожидать провокации, и кого в этот раз мобилизовала власть для своей защиты. Тема эта стала особенно актуальной после визита Аслана Абашидзе в Москву и его заявления, что он приехал туда за помощью, чтобы остановить развивающиеся в Грузии процессы и не допустить дестабилизации в стране. Визит в Россию, как и предшествующие ему поездки Абашидзе в Армению и Азербайджан, имели общей целью обеспечить правительству Грузии поддержку членов «кавказской четверки».

Учитывая настроения в стране и крайне решительный настрой радикальной оппозиции, теоретически власть может рассматривать и силовые варианты «стабилизации», если она убедится, что это единственный способ сохранения статус-кво. Оппозиция, в свою очередь, становится все более резкой и прочит президенту будущее если не Чаушеску, то хотя бы Милошевича. Пока очевидно лишь то, что ни та, ни другая сторона не хотят (или не могут) идти на компромиссы. Многое, впрочем, решится на этой неделе, когда ЦИК Грузии обнародует итоги выборов.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram