В течение всего периода своего существования, то есть почти двенадцать лет, новое российское государство широко практикует делегирование своих важнейших прав частным компаниям. В первую очередь, это касается области внешнеэкономических связей, включая крупные перспективные проекты.
В этом Российская Федерация, казалось бы, просто следует типичной мировой практике. Но тут имеются и существенные отличия. Например, те американские компании, которым государство доверяет вести такого рода переговоры, заключать сделки и реализовывать их, как правило, являются проверенными и надежными проводниками государственных интересов. Если же какая-либо компания злоупотребит доверием, то с ней обычно разбираются «без сантиментов» и уж, во всяком случае, больше к такой деятельности не допускают.
Не так обстоит дело у нас. Дело не только в том, что у нас просто нет компаний с большим стажем и что зачастую государство делегирует свои функции недобросовестным экономическим агентам. Намного важнее то, что даже «проштрафившийся» вполне может продолжать действовать в прежнем ключе фактически без какого-либо для себя ущерба.
Поэтому неудивительно, что международные экономические проекты с участием российских корпораций столь часто ставят под угрозу стратегические интересы России.
В качестве примеров подобного рода проектов можно привести планы создания, во-первых, трансафганского газопровода и, во-вторых, нефтепровода из Ангарска в китайский город Дацин.
1. Газопровод Туркмения-Афганистан-Пакистан
Проект создания такого газопровода первой в 1993 г. предложила аргентинская компания «Бридас». В марте 1995 г. лидер Тукрмении Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) и премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто заключили соглашение о разработке ТЭО газопровода. Предполагалось, что начало этот газопровод возьмет от месторождения Яшлар и, пройдя через Герат, завершится в г. Суи (Пакистан), где состыкуется с действующей сетью магистральных газопроводов. Протяженность трассы, по проекту, составляла около 1260 км, пропускная способность – 20 млрд. м3/год, стоимость – около 1,9 млрд. долларов. В том же 1995 г. практически аналогичный проект предложили американская компания «Юнокал» и саудовская «Дельта». В итоге началась острая конкурентная борьба, которая закончилась к концу 1997 г. победой американо-саудовской коалиции. Цель проекта изначально была абсолютно ясна: исключить пространство СНГ из маршрута транзита туркменского газа и лишить богатую газом Туркмению какой-либо заинтересованности в общих экономических институтах и программах постсоветского пространства.
Ради реализации этого проекта американские власти – как официально, так и неофициально – сотрудничали с афганским режимом талибов и Туркменбаши. В то время обеспечить стабильность в Афганистане могло только правящее движение «Талибан» – и американцы сделали на него ставку.
«Юнокал» организовала техническое училище в Кандагаре, где обучались первые бригады афганских инженеров и рабочих. С поддержкой этого проекта выступали Госдепартамент и лично президент Билл Клинтон. Однако затем, после 11 сентября 2001 г. талибы стали врагами, американцы частично отстранили их от власти, и вопрос безопасности проекта опять вышел на первый план.
Проект «Юнокала»-«Дельты» предполагает строительство газопровода от месторождения Давлетобад через Герат и Кандагар до пакистанского города Мултан. Общая протяженность трубопровода – 1271 км, пропускная способность – 20 млрд.м3, стоимость строительства – около 2 млрд.долл. В дальнейшем намечается подключить к этой трассе месторождения Узбекистана, а сам трубопровод продлить на 587 км до столицы Индии Дели.
В октябре 1997 г. учрежден консорциум «Сентрал Эйша Гэз Пайплайн» - «Сент Газ», в котором 46,5% принадлежит «Юнокалу», 15% - «Дельте», 7% - правительству Туркменистана, 6,5% - компании «Иточу» (Япония), 5% - компании «Хундэй» (Корея), 3,5% - Кресцент-Групп (Пакистан).
Технико-экономическое обоснование проекта газопровода (но не сам проект!) спонсирует Азиатский банк развития.
После того, как стало понятно, что транскаспийский газопровод построен не будет, заинтересованность американцев в успешной реализации трансафганского проекта выросла. Создание последнего очень хорошо ложится на американскую тактику поэтапного увеличения контроля над регионом и как бы «окружения» России. Безопасность трубопроводов должны будут обеспечивать американские войска, особенно на территории Афганистана. Это обеспечит дальнейшее расширение американского военного присутствия во всем этом регионе под благовидным предлогом. Важно и то, что лидирующее участие американской компании «Юнокал» позволит Соединенным Штатам усилить контроль над энергоресурсами региона.
Однако, до сих пор до реальных вложений в проект дело у американцев не дошло. Последовавшая за событиями 11 сентября военная операция в Афганистане заморозила на определенное время экономическую активность в регионе. Когда же Афганистан был взят под контроль, состояние экономики и бюджета США было уже далеко не блестящим. За три года правления президента Д. Буша-младшего был пройден путь от бюджетного профицита, доставшегося в наследство от демократической администрации, до значительного дефицита. В настоящий момент военные траты достигли огромных размеров (война в Ираке обошлась недешево), да и восстановление Ирака является более первоочередной задачей, требующей значительных средств. Но главная проблема в том, что в США справедливо сложилось крайне отрицательное общественное мнение относительно природы и характера туркменского режима, с чем не может не считаться администрация.
Глава Туркмении Сапармурад Ниязов очень хочет построить этот газопровод, который позволил бы расширить круг потребителей туркменского газа и мог бы обеспечить режиму Туркменбаши дополнительные доходы: после выхода на проектную мощность доходы от продажи газа через новый газопровод могут составить почти миллиард долларов в год. Хорошо известно, что при нынешней добыче газа примерно в 60 млрд.м3 Туркмения могла бы нарастить добычу до 120 млрд.м3 уже к 2010 году. Кроме того, участие в международных экономических проектах де-факто обеспечивало бы легитимацию режима Ниязова на уровне ведущих экономических держав.
Сегодня, впрочем, мы имеем все основания утверждать, что строительство трансафганского газопровода существенным образом противоречит стратегическими интересам России.
Запуск нового газопровода почти полностью лишит Россию рычагов воздействия на Туркменбаши и исключит возможность влияния нашей страны, нашей власти на положение дел в Туркмении. Ни о каком улучшении положения русских в этой стране можно будет и не мечтать, так как последний способ влияния на хозяина страны – транзит газа через Россию – окончательно исчезнет. Что и говорить – печальная перспектива, особенно в свете присутствия американских гарнизонов в Узбекистане и Киргизии и установления США контроля над Афганистаном. И так стремительно сокращающееся влияние России в Средней Азии снизиться до минимума. Все это особенно тревожно, принимая во внимание порочную природу среднеазиатских режимов, их искусственность и ложную светскость – которая, как показывает пример Афганистана, в любой момент может быть сметена волной радикального исламизма. Поэтому можно предположить, что через пару лет вместо С. Ниязова Туркменией будет управлять новоявленный имам или шейх, а сама страна, находящаяся в опасной близости от границ России, станет перевалочной базой для террористов и наркоторговцев.
Непосредственные экономические потери России от возможного снижения платы за транзит туркменского газа на Украину составят, по различным оценкам, от $50 до $100 млн. в год. Таков же масштаб наших потерь от роста цены туркменского газа, поставляемого из Туркмении в Россию. Российским потребителям газа придется платить за него больше, а «Газпром» (а, следовательно, и российский бюджет лишаться значительной части поступлений). Но главное – в другом. Строительство нового газопровода позволит Туркмении продавать значительно больше газа, чем сейчас. Это приведет к ужесточению конкуренции на рынке и падению цен, что опять же ударит по российских производителям газа, которые вынуждены будут снижать цены при сохраняющейся высокой себестоимости газа. Не стоит забывать, что транзитная составляющая формирует значительную часть цены газа – и у наших производителей она окажется больше туркменской, а, соответственно, больше и их издержки. Таким образом, любое усиление конкуренции на этом рынке крайне невыгодно российским производителям газа, а значит и экономике России.
Но и это еще не все. Относительное ослабление роли России в мировой политике в последнее время привело к тому, что у нашей страны осталось лишь два весомых козыря, благодаря которым сохраняются остатки хоть какого-либо влияния и формального уважения к нам со стороны других стран – ядерное оружие и наши энергетические запасы. Именно энергетическая составляющая российской экономики заставляет США уделять нам значительное внимание, а зависимость Европы от российских поставок газа делает сотрудничество с Россией для нее обязательным. В данной ситуации любое ослабление энергетического фактора и появление новых независимых конкурентов на этом рынке наносит удар по стратегическим интересам России.
Несомненно, что Туркменбаши мечтает о встраивании в систему американского влияния в регионе. Для сохранения своей власти ему очень важна американская «крыша», так как режим его не только авторитарен, но и не слишком лоялен России. Об этом свидетельствует, в первую очередь, отношение к русским и русскоязычным жителям Туркмении, а также к русскому языку. За десять лет очень многие русские и русскоязычные жители Туркмении были вынуждены уехать из страны, потому что их различными средствами просто-напросто выдавили оттуда. Но и дела оставшихся непрерывно ухудшаются – Сапармурад Ниязов не только неуклонно и быстрыми темпами сокращает преподавание русского языка в Туркмении, не только свел до минимума возможности получения в Туркмении информации на русском языке, но недавно еще и отменил двойное гражданство, сопроводив это решение урезанием прав тех, кто выберет российское гражданство. В результате до 100 000 русских проживающих в Туркмении оказались перед ужасной альтернативой – либо принимать туркменское гражданство и лишиться последней защиты перед произволом, либо бросить все свое имущество и уехать в Россию нищими.
Режим Туркменбаши, как известно, вообще особенный. Чего стоит только одно «духовное руководство» вождя всех туркмен («Рухнамэ»), содержащее в том числе и антироссийские выпады, изучение которого стало главным предметом во всех туркменских учебных заведениях. Уровень репрессивности, самовосхвалений руководителя и его родственников, а также неукоснительных требований к подданным в Туркмении весьма высок. Кроме того, в отличие от арабских нефтедобывающих стран в Туркмении, несмотря на огромные запасы природного газа, очень низок уровень жизни огромного большинства населения. Средний уровень заработной платы в стране - $15—16 в месяц, уровень безработицы превысил 50%. Большинство продуктов продается по карточкам. И это при том, что в Туркмении проживает всего 4 млн. человек, и ее природных богатств вполне хватило бы на обеспечение достойной жизни им всем. Даже официальный ВВП Туркмении на душу населения в 2002 году составил 5 400 долл. США, что превышает показатели соседних государств, однако это никак не отразилось на благосостоянии туркмен.
«Культ личности» Туркменбаши стремительно достигает уровня, характерного для древних восточных правителей. Любимый конь Ниязова изображен на гербе Туркменистана, богиню правосудия Фемиду изображают с лицом его матери. День рождения Туркменбаши - государственный праздник страны. В своей книге «Рухнамэ» С. Ниязов пишет, что Аллах послал его на землю в качестве своего тринадцатого апостола, чтобы спасти несчастную Туркмению, а, кроме того, оказывается - лично продиктовал ему текст «Рухнамэ». Утро в детских садах и школах начинается с клятвы на верность Туркменбаши. Своим изображениям повсюду С. Ниязов уже давно потерял счет. Его 14-метровая вращающаяся статуя стоимостью $ 10 млн. установлена в центре столицы, на очереди следующий монумент – на этот раз из чистого золота.
В Туркмении непрерывно снижается образовательный уровень населения. В стране закрыта Академия наук, а срок обучения в вузах (в том числе медицинских) сократился почти вдвое. Медицинские услуги населению практически не предоставляются, зато, когда немецкий врач сказал С. Ниязову, что ему нужно лечить сердце, в Ашхабаде за шесть месяцев возвели Кардиоцентр стоимостью 38 млн. долл.
Из Ашхабада постоянно поступает информация о раскрытии заговоров, новых обвинениях в хищениях, вымогательствах, организации незаконных вооруженных формирований. Это позволяет многим экспертам утверждать, что все это – всего лишь прикрытие для борьбы с внутренней оппозицией. Получению достоверной информации мешает также и чрезвычайная закрытость страны. Так, иностранным журналистам в Туркмении разрешено появляться на улице только в сопровождении сотрудника спецслужб, запрещено разговаривать с населением и фотографировать что-либо без согласия подобного «прикрепленного» офицера.
Кто же взял на себя роль главного организатора процесса поиска инвесторов для газопровода, противоречащего политическим и экономическим интересам России? Оказывается, оффшорная компания с российскими корнями – небезызвестная группа «ИТЕРА».
«ИТЕРА» практически с самого начала своей деятельности в начале девяностых годов была связана с режимом Туркменбаши. Она уже давно торгует туркменским газом и в последние годы стала активно подбивать российские компании принять участие в проекте трансафганского газопровода. Наиболее зримым воплощением связей «Итеры» с туркменским режимом является некто В. Отчерцов, который два десятка лет находился в окружении Ниязова, был у него вице-премьером и одновременно министром финансов, а в настоящее время является председателем правления «Итеры».
Поступления от нефтегазового комплекса обеспечили 39% процентов от общего объема налоговых поступлений Туркмении в 2002 году. Сколько денег пошло на нужды самого Туркменбаши и его окружения, а не находящегося на грани выживания туркменского народа, статистика умалчивает. А кто обеспечивал подавляющую часть доходов от продажи туркменского газа на протяжении последних девяти лет (более 70% от общего объема продаж газа в стране)? Корпорация «Итера», не имеющая никакого вроде бы отношения к страданиям туркменского народа.
В 2003 году Туркмения от поставок природного газа получит примерно 2,2 млрд. долл. (61 млрд. куб. по цене 36 долл. за тысячу куб.). По заявлению самого С. Ниязова к 2007 году Туркмения увеличит эти доходы до 3 млрд. долл., то есть около трети от общего объема бюджетных поступлений страны будет формироваться из газовых доходов. А запасы газа в Туркмении огромны и их хватит надолго. Сам С. Ниязов громко называет Туркмению «газовым Кувейтом», оценивает ее запасы в 22,7 трлн. куб. и заявляет о том, что в Туркмении сосредоточено около 30% от мировых запасов газа. Данные российских аналитиков чуть скромнее – разведанные запасы оценивают в 4,2 трлн. куб., хотя еще недавно говорили только о 2,86 трлн. куб. Но и они не отрицают возможности наличия у Туркмении прогнозных запасов газа (с учетом промышленных и перспективных) в 22,8 трлн. куб., поскольку практически каждая геологоразведочная экспедиция открывает очередное месторождение.
Неудивительно, что «Итера», чьи позиции в России значительно ослабли после смены руководства «Газпрома», в то время как угроза потери российских месторождений становиться все более и более явной, решила сделать ставку именно на уже почти родную Туркмению. Контролируя подавляющую часть поставок газа в этой стране, можно окончательно перестать зависеть от ситуации в России, особенно после запуска в действие нового газопровода, открывающего новые рынки сбыта. Исторически тесные связи с Туркменбаши на фоне роста объемов добываемого газа и с учетом практически неисчерпаемых запасов «голубого топлива» в Туркмении позволят «Итере» процветать и в будущем, покинув российский рынок, где позиции группы уже давно не кажутся незыблемыми.
Успех в проекте трансафганского газопровода позволил бы «Итере», можно сказать, окончательно приватизировать туркменский режим и из среднего игрока (10-15% от общего дохода бюджетов Туркмении) превратиться в крупную ТНК (более трети доходов бюджета Туркмении, разветвленная сеть поставок плюс частичный контроль над новым газопроводом). Фактически, «Итера» превратилась в главного спонсора и экономическую опору Туркменбаши, обеспечивающую его стабильное и устойчивое финансовое положение. В подобной ситуации С. Ниязов избавляется от необходимости как-то соотносить свои действия с позицией Кремля, где развитие событий в Туркмении вызывает значительную тревогу.
Пока США заняты Ираком, а следующим пунктом на повестке дня у них стоит Северная Корея, и Сапармурад Ниязов, и «Итера» могут быть спокойны. Однако, не стоит забывать, что репутация туркменской власти в международном сообществе, мягко говоря, не очень хорошая. В опубликованном в начале 2003 года журналом «Parade» списке худших диктаторов современности С. Ниязов занял седьмое место. Кандидаты в рейтинг отбирались на основании докладов влиятельнейших международных правозащитных организаций, таких как Freedom House, Amnesty International и Human Rights Watch, а среди главных критериев отбора фигурировали, в частности, уничтожение своих политических оппонентов, преследование собственных граждан и, что важно, угрозы соседним странам. Оказавшийся на третьем месте Садам Хусейн уже лишился власти, стоящий на первом Ким Чен Ир подвергается ожесточенному прессингу со стороны мирового сообщества. Можно не сомневаться, что и Туркменбаши не будет оставлен без внимания в ближайшем будущем. Причем, в отличие от Ирака и Северной Кореи, в этом случае США не понадобится дорогостоящих военных операций – стоит лишь только разобраться с экономической опорой режима С. Ниязова, и задача будет практически решена. Едва ли владельцам и топ-менеджерам «ИТЕРы» в такой ситуации придется спать спокойно.
Что же собственно представляет собой «ИТЕРА» и почему на ее деятельность не в состоянии повлиять даже высшее руководство Российской Федерации?
Группа компаний «ИТЕРА» приобрела некоторую скандальную известность примерно с 1994 года, но, начиная с 1998 года, после того как в СМИ стали постоянно появляться сообщения о выводе активов из «Газпрома» в «Итеру», ее имя стало «на слуху» у всех, кто мало-мальски интересуется политикой. Связи с «Итерой» и ее «делами» послужили, возможно, одной из главных причин смещения прежнего главы «Газпрома» Рэма Вяхирева.
Группа «ИТЕРА» образована в 1992 году и в настоящее время объединяет около 130 предприятий газовой, химической, горнорудной, энергетической, металлургической и других отраслей промышленности, расположенных в 24 государствах. Головная компания группы – «ITERA Group NV» зарегистрирована на Антильских островах, ее основным акционером и президентом является И. Макаров (46% акций), как уже упоминалось, известный в прошлом спортсмен.
Надо сказать, что в группе вообще имеется множество офшорных компаний, причудливо переплетенных в отношениях собственности и управления. Так, «ITERA Group NV» – стопроцентный учредитель зарегистрированной во Флориде «ITERA International Energy LLC» и нидерландских компаний «ITERA Holding BV» и «Kayton Corp. NV». В свою очередь, «ITERA Holding BV» владеет 100% акций кипрского офшора «ITERA Cyprus Ltd» (бывшая «Omrania Trading»). «ITERA International Energy LLC» в настоящее время руководит поставками природного газа потребителям в России и в странах СНГ, а также занимается расчетами потребителей за поставленное топливо. Кроме того, в группу входят: «ИТЕРА Суисс» – корпоративный центр, предоставляющий входящим в группу компаниям юридическое сопровождение деятельности, организацию бухгалтерского учета и предоставление консультаций по финансовым операциям; «ИТЕРА-Русь», базирующаяся в Москве, осуществляющая централизованное управление деятельностью дочерних фирм в России и являющаяся крупным импортером в Россию товаров производственного, технического и потребительского назначения из стран СНГ и одним из основных поставщиков российских товаров в Туркмению, Украину, Казахстан, Белоруссию, Латвию и Киргизию; «ИТЕРА Пет Лтд», специализирующаяся на производстве «преформ» в Белоруссии; «ИТЕРА Украина», основной импортер газа на Украину вплоть до конца 2002 года; группа «Энергоимпэкс», работающая в Молдове, «ИТЕРА Азери» в Азербайджане, «ИТЕРА-Грузия», «Арм ИТЕРА Энерджи», «ИТЕРА Беларусь», «ИТЕРА Латвия» и др.
В настоящее время около восьмидесяти процентов бизнеса «Итеры» связано с газом. Сырьевая база группы представлена восемью газовыми, газоконденсатными и нефтегазовыми месторождениями, расположенными на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Их суммарные начальные извлекаемые запасы по природному газу оцениваются в 1,7 трлн. куб. метров, что составляет 5,3% от запасов, находящихся на балансе «Газпрома». Добывают газ три предприятия, крупные пакеты акций которых принадлежат МГК «ИТЕРА».
Согласно информации самой «Итеры», ее годовой оборот составляет 3 млрд. долларов, численность сотрудников – около 8 тысяч человек, объем договоров на поставку газа достигает ежегодно примерно 80 млрд. куб. м, а запасы газа компаний, в которых «ИТЕРА» имеет доли участия, составляют более 1 трлн. куб. м.
Всего за несколько лет «ИТЕРА» стала пятой по размерам газодобывающей компанией в мире (если не принимать в расчет газодобычу нефтяных компаний). Каким образом это произошло?
Начинала «ИТЕРА» с оформления сделок по поручению «Газпрома», связанных с тем, что практически все страны СНГ и прибалтийские страны отказывались (и сейчас отказываются) платить «Газпрому» в полном объеме за поставленный этим странам газ.
Здесь мы видим, что делегировать государственные функции частной структуре может не только непосредственно само государство, но и компания, находящаяся в государственной собственности и уже получившая право действовать от лица государства (в данном случае «Газпром»). Такого рода двойное делегирование необходимо особенно тщательно отслеживать, так как здесь, очевидно, открывается широкое поле для злоупотреблений.
Когда ФКЦБ, Счетная палата и другие государственные структуры расследовали деятельность прежнего руководства «Газпрома», они, в частности, обнаружили, что оно широко использовало офшорные структуры «Итеры» в торговле газом с постсоветскими странами. Дело дошло также до крупного международного скандала: западные СМИ в течение длительного времени публиковали сведения о связях бывшего премьер-министра России Черномырдина с этими сделками и приписывали ему приобретение на них огромного состояния. Больше всего обсуждались поставки газа на Украину.
Но, может быть, еще важнее то, что с 1994 по 2000 гг. «Итера» и «Газпром» участвовали в ряде странных транзакций, таких как эмиссии и разделения акций, в результате которых «Итера» почти даром получала долю активов, до этого принадлежавших «Газпрому». Если же «Газпром» возвращал себе часть этих активов, то платил за них, как правило, полновесную цену, во много раз большую.
С 1997 по 2000 г. «ИТЕРА» получила под гарантии «Газпрома» почти полмиллиарда долларов кредитов, а инвестировала в свои газовые месторождения около четырехсот миллионов, то есть все инвестиции «Итеры» обеспечил своими средствами «Газпром».
Налицо очевидное разграбление государственных активов. Но даже если бы не было конкретных разбирательств с деятельностью «Итеры» и прежнего руководства «Газпрома» (а оно было), то уже одна только специально запутанная структура группы, состоящей из множества офшоров, должна служить основанием для уголовного преследования. Очевидно, что запутанную систему оффшоров создают с единственной целью: спрятать прибыль от налогов и укрыть активы от возможности судебной конфискации.
Кроме того, именно оффшорный характер компании позволяет ей быть полностью бесконтрольной. «Итера» воспринимается международной общественностью как российская компания, однако, мы видим, что ее действия наносят очевидный ущерб стратегическим интересам России и ее международной репутации.
Окончание следует.
Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ
Виктор МИЛИТАРЕВ, заместитель председателя Ассамблеи политических экспертов и консультантов (АсПЭК)
Михаил ДЕНИСОВ, исполнительный директор
Фонда «Институт развития»