ИА «Регионс.Ру» опубликовало анализ социологических опросов, посвященных грядущему избирательному сезону. АПН считает, что это может быть любопытно и его читателям.
Если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, за Владимира Путина проголосовали бы 48% российских избирателей. С января с.г. его электоральный рейтинг уменьшился на 3%, однако ближайший соперник действующего главы государства – лидер КПРФ Геннадий Зюганов, отстает от него намного (15%), хотя его рейтинг в течение последнего полугода не меняется. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного фондом "Общественное мнение" (ФОМ).
Как сообщает информационное агентство МиК со ссылкой на ВЦИОМ, за Владимира Путина в ближайшее воскресенье проголосовали бы 52% россиян, за Геннадия Зюганова – 16%.
Информационный рейтинг Владимира Путина, по данным ФОМ, также опережает показатели других политиков. Называя политиков, действия и высказывания которых запомнились и понравились, россияне накануне майских праздников отдали предпочтение действующему президенту (15%). Начиная с марта (23%), когда социологи отмечали всплеск информационного рейтинга Путина в связи с его резкими высказываниями по поводу войны в Ираке, в настоящий момент публичная деятельность президента привлекает россиян намного меньше. Однако и здесь конкурентов нет – Геннадий Зюганов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и глава МЧС Сергей Шойгу имеют показатели в 4%. Конкретизируя особо понравившиеся высказывания и действия Путина, россияне отдали предпочтение внешнеполитической теме (7%), преимущественно указывая на высказывания по поводу военной операции США в Ираке, ООН, отношений с соседями по СНГ. Далее следует высказывания президента на внутриполитическую тему (6%): о деятельности депутатов, ситуации в регионах, реформе армии и т.д.
Высказывания президента на экономическую и социальную тему понравились респондентам меньше (5%), хотя он говорил о выплате и росте зарплате, повышении стипендий и пенсий. При этом 81% респондентов затруднились ответить на этот вопрос, не сумев конкретизировать то, что им нравится в действиях Путина. Еще больше – 87%, не сумели разобраться в том, что им не нравится. В тоже время среди не понравившихся были названы действия президента в сфере экономики (вернее, бездействие) – 3%, внутренней и внешней политики – по 2%.
Несмотря на отдельные нюансы, рейтинг доверия действующего президента, по данным ФОМ, по-прежнему высок – 45%, хотя и опустился с середины апреля на 2%. Рейтинг доверия лидера КПРФ – напротив, увеличился за этот же период на 4%, достигнув 20%. Третье место в рейтинге-листе доверия уверенно удерживает Шойгу (15%). Далее следуют Жириновский (9%), лидер "Яблока" Явлинский (8%) и кемеровский губернатор Тулеев (8%).
По данным ВЦИОМ, рейтинг доверия Путина – 48%, Шойгу – 15%, Зюганова – 13%, Жириновского – 10%, Явлинского, полпреда президента Матвиенко и премьера Касьянова – по 8%.
Оценивая работу Путина на посту президента России, 45% респондентов ФОМ поставили ему "хорошо" и "отлично" – этот показатель, в отличие от других, с середины апреля увеличился на 4%. Число удовлетворительных оценок, напротив, уменьшилось с 44 до 41%. Число тех, кто считает, что президент работает "плохо и очень плохо", также уменьшилось – с 12 до 10%.
Пропорции между группами респондентов ФОМ, относящихся к Путину хорошо, плохо или безразлично, еще более значительны: 64% относятся к президенту хорошо, 24% – безразлично, 8% – плохо. А теперь несколько слов о тексте Послания, вернее, о том, что хотели бы в нем услышать россияне, если бы этот документ был обращен не к политикам, а к ним. Социологи ФОМ спросили респондентов, если бы у них была возможность высказать свое мнение Путину, что бы они посоветовали ему сделать в первую очередь.
Мнение россиян оказалось вполне конкретным: поднять жизненный уровень населения, решать социальные проблемы (увеличивать и своевременно выплачивать зарплату, контролировать цены, обеспечивать жильем) – ответили 41% опрошенных (29% в Москве). О создании эффективного механизма государственного управления, в том числе, наведении порядка в стране, борьбе с преступностью, коррупцией, формировании эффективной управленческой команды, сказали 25% респондентов (39% – в Москве).
О необходимости стимулировать развитие экономики, обеспечить занятость населения, изменить налоговую политику заявили 13% россиян (8% москвичей). О том, что надо решать проблемы образования, науки, культуры, здравоохранения, сказали 5% респондентов (3% москвичей). Далее следуют личные пожелания – 3% (5%), внешняя политика – 1% (2%), пожелание закончить войну в Чечне – 1% (1%), другое – 1% (2%). Затруднились что-либо пожелать президенту 23% (22%).
На этом фоне некоторым диссонансом воспринимаются результаты опроса, проведенного национальным исследовательским центром телевидения и радио. Его результаты представил в начале мая директор центра Алексей Самохвалов. Целью опроса было узнать у московской аудитории, кто из российских политиков вызывает у нее максимальное раздражение. Кандидатов респонденты называли сами.
По итогам опроса 300 телезрителей московского региона оказалось, что наибольшее раздражение у московской аудитории своим появлением на телеэкране вызывает президент РФ Владимир Путин. На втором месте среди персон, вызывающих наибольшее раздражение своим появлением на телеэкране, оказался министр внутренних дел Борис Грызлов; на третьем – мэр Москвы Юрий Лужков, – оба представляют Высший совет партии "Единая Россия". Далее следуют лидер СПС Ирина Хакамада, а за ней – полномочный представитель президента России в Северо-западном федеральном округе (СЗФО) Валентина Матвиенко.
Комментируя результаты опроса, Самохвалов высказал мнение, что те, кто организуют общественные связи этих лиц, слишком активно начали предвыборные мероприятия. "Очень много Путина, который выглядит респектабельно, занимается спортом, а это вызывает раздражение, и соответственно влияет на то, что образ руководителя страны воспринимается негативно, – заявил социолог в интервью "Эху Москвы". – В случае с Грызловым следует все-таки определиться – быть министром или лидером политической структуры. Идут сюжеты, где просматривается скрытая политическая реклама "Единой России". Лужков "тоже очень активен. Многие обратили внимание на его поездку в Иерусалим и привоз святого огня".
Ирина Хакамада, считает Алексей Самохвалов, "слишком активно участвует в различных ток-шоу и, видимо, не всегда удачно выступает". Что касается Валентины Матвиенко, то ее выступления на тему социальных проблем не соответствуют действительности (опрос проводился до назначения Матвиенко полпредом президента) – граждане не видят в реальной жизни улучшения уровня жизни. Очень показательные данные и очень тревожные, прежде всего, для главы государства, особенно учитывая тот факт, что около 10% российских избирателей проживают в Москве. Сопоставляя эти данные с результатами социологических опросов, можно придти к мысли о хрупкости любых рейтингов, являющихся, в первую очередь, информационными продуктами, то есть, формируемыми с помощью СМИ, в основном, телевидением. В этой связи напоминание о том, что от ненависти до любви, как и обратно, один шаг, будет нелишним.