Решение Верховного суда о роспуске Избирательной комиссии Красноярского края может стать ветром, который в преддверии парламентских выборов, раздует противоречия между исполнительной и законодательной властями в крае. А ближе к выборам, возможно, эта тема может возникнуть и на федеральный уровень.
Как стало известно АПН, одно из пиарагентств уже предложило коммунистам избирательную стратегию ,основанную на конкретных примерах. И дело «дон Кихота» Кострыкина может стать одним из «оселков» данной стратегии. Недаром председатель комиссии Георгий Кострыкин уже заявил о намерении обжаловать определение Верховного суда РФ от 4 апреля в надзорном порядке в президиуме ВС. Хотя и признал, что "это занятие бесперспективное, и плетью обуха не перешибешь".
РИА "Пресс-Лайн" анализирует, что стоит за отчаянными шестимесячными борениями Кострыкина, и как эти боренья могут отразиться на политическом противостоянии, - в России в целом, и в крае, в частности. АПН приводит этот материал с небольшими сокращениями.
Предыстория событий такова. Второй тур выборов губернатора Красноярского края состоялся 22 сентября. По предварительным данным, глава Таймырского автономного округа Александр Хлопонин примерно на 6% опередил председателя краевого Законодательного собрания Александра Усса.
29 сентября краевой избирком, рассмотрев жалобы на нарушения правил ведения предвыборной кампании, якобы допущенные штабом Александра Хлопонина, признал выборы недействительными из-за "невозможности определить свободу волеизъявления" 200 тыс. избирателей. Избирком назначил повторные выборы на 2 марта 2003 года. 30 сентября краевой суд обязал избирком подвести итоги голосования. Суд указал также, что часть фактов в мотивировочной части решения избиркома не подтверждена и подлежит проверке.
1 октября красноярский избирком выполнил решение суда и подвел итоги выборов: за Александра Усса проголосовали 431924 избирателя, за Александра Хлопонина – 496415. Однако сами выборы вновь были признаны недействительными, повторные выборы были назначены на 2 марта 2003 года.
3 октября Президент РФ Владимир Путин назначил Александра Хлопонина исполняющим обязанности губернатора Красноярского края. 4 октября Центризбирком РФ отменил решение крайизбиркома и признал Александра Хлопонина победителем выборов. ЦИК признал целесообразным подготовку иска в суд о расформировании крайизбиркома. 27 января 2003 года краевой суд постановил удовлетворить решение ЦИКа о расформировании краевой избирательной комиссии.
Реакция на это была в разных кругах разная. Заместитель председателя избирательной комиссии Александр Бугрей назвал постановление суда "чудесами политической эквилибристики". Представитель ЦИКа Владимир Бутаев – "судьбоносным". Вешняков – что суд преподал хороший урок авантюристам и политическим спекулянтам, которые считают, что с помощью наглости и больших денег можно растоптать закон. Кострыкин – правовым беспределом. Хлопонин посоветовал последнему не загонять себя в угол…
Менее заинтересованные граждане были менее категоричны. Быков заявил, что испытал жернова ЦИКа на себе, когда ему на выборах в Госдуму "приписали" некое имущество и сняли целую ЛДПР с предвыборной гонки; Зубарев пожалел профессионалов комиссии; Абакумов, как гражданин и юрист, посчитал решение законным; склонный к героической патетике Пащенко сравнил Кострыкина с героями Брестской крепости. Когда все кости были перемыты, 5 февраля крайизбирком подает жалобу в Верховный суд, но увы…
Сейчас единства мнений на юридические последствия решения ВС нет. ЦИК торжествует победу и шлет в край телеграмму, где недвусмысленно советует Кострыкину со товарищи собирать чемоданы. Сам Кострыкин хочет хоть для проформы побиться в вышестоящей инстанции. Однако представители ЗС и администрации края уже твердо верят в то, что им придется попотеть над списком кандидатов в новый крайизбирком. На это отводится месяц.
Конфликт ЦИКа со своими младшими товарищами не делает чести ни тем, ни другим. Так, до сих пор неясно, зачем Кострыкин "полез в бутылку" по окончании голосования. Это действительно было похоже на агонию. Его и большинство других членов комиссии всю предвыборную гонку упорно обвиняли в нездоровой симпатии к Александру Уссу и его алюминиевому, ну скажем, если не крыше, то козырьку точно.
Но Усс проиграл 6%. Рычагами крайизбиркома такой перевес преодолеть было просто невозможно. Поэтому злые языки сразу стали недвусмысленно намекать на то, что Георгий Михайлович просто не знает, как теперь "провести по смете" то, что ему якобы выдал некий почти египетский бог Ра. Всем известно, что легче перекраситься, чем отмыться в крае от алюминиевой краски.
Это, конечно, домыслы. Но в то, что Кострыкин вдруг твердо уверовал в неправедность голосования, а главное, в явность прочих нарушений, тоже верится с трудом. Слишком явными были эти нарушения до голосования, и действовать надо было раньше. К тому же и сам Александр Усс, за восстановление "честного имени" которого Кострыкин так сражался, публично от этой войны открестился.
Однако Кострыкин пошел против и служителей Фемиды, и главного служителя народа Путина, который Хлопонина, напомним, просто назначил волевым решением. И, кстати, тем самым выдал карт-бланш Вешнякову. Заручившись благословением такого президента, как Путин, главный ловчий выборных "диких животных" кинулся охотиться на ведьм, может, даже с энтузиазмом, достойным лучшего применения. Все его публичные заявления очень напоминали несдерживаемое желание наказать непокорных. Такое рвение, особенно некоторое время спустя, когда Хлопонин прочно занял кресло и все поутихло, начало попахивать политической некрофилией. Ведь летом срок полномочий комиссии закончился бы и так, и вряд ли Вешнякову не хватило бы влияния, чтобы "недостойные", по его мнению, снова не заняли привычные кресла.
Так и почил бы Кострыкин, оставшись в памяти одних как политический Дон Кихот, для других – как Георгий Победоносец. Но бодания продолжились. И даже теперь, когда уж вовсе, следуя гуманным народным традициям, "дохлую собаку" не стоило бы пинать, он говорит, что реабилитироваться и снова стать крайизбиркомовцами смогут только те четверо, кто был против своих коллег. А президент молчал, сохраняя нейтралитет, или, как модно сейчас говорить, равноудаленность. И не важно, что, назначив Хлопонина, он все же косвенно подтвердил, что никель потяжелее алюминия.
Однако имидж президента – его личное дело. Но при, казалось бы, завершенности конфликта (сам Кострыкин сегодня заявил, что плетью обуха не перешибешь) он может плавно вытечь в начало нового, уже гораздо более актуального для края.
Внешне о деструктивных ветерках в крае никакие политприметы не говорят. Хлопонин усиленно играет в демократию (или Путина), собирая госсовет местного розлива. В общем-то, конечно, ничего плохого в этом нет. Речь шла о самом актуальном – сельхозпроблемах накануне посевной. Только вот конкурс рецептов вышел слишком банальным. Те же агрохолдинги… Но если верить народу, на совещаниях при всей их бесполезности иногда удается похоронить пару-тройку глупых идей… Кроме того, бывшие непримиримые оппоненты (Хлопонин и Усс) уже публично побратались и даже легко посмеялись над своим недавним противостоянием. Вот и на редкость непопулярный закон о ЖКХ вместе приняли и позащищали, и даже покритиковали.
Но из маленькой искорки в предвыборную эпоху при желании можно раздуть большой пожар конфликта. Решением Верховного суда, как очередным козырем для вознесения себя как борцов за народное счастье и принижения властей, как народных же угнетателей, могут воспользоваться крайне левые. Например, если проиграют в суде тяжбу о реформе ЖКХ. Тогда можно будет с "чистой совестью" заявить, что суд у нас не третья власть, а "холопы" первой или какой-нибудь еще. Кострыкина ведь засудили…
Это, конечно, народ переживет. Но ведь при всей кажущейся идиллии ветви местной власти не качаются в унисон. Ветры разные. Дисгармония по мелочам, но просматривается. Например, на юбилеи СМИ ходят наши "главные гири" в системе сдержек и противовесов по очереди. К краевому телевидению, которое спикера на выборах явно не обижало, пришел Усс, без Хлопонина. К "Афонтово" – Хлопонин без Усса (и, кстати, пошутил насчет любимой программы "Административный ресурс" с собой в главной роли).
Получается, что территория все же "помечена". Это, в общем, тоже было бы не страшно, если бы не тот факт, что сбором достойных в новый крайизбирком будут заниматься обе ветви власти. Несмотря на то, что в грядущих выборах краевая комиссия не играет первую скрипку, разбираться в откровенно фальшивых нотах придется ей. Поэтому торг по поводу того, кто войдет в комиссию, неизбежен. И в него могут быть втянуты недолюбливающие друг друга власти.
А если в цене не сойдутся? Тогда эмоциональные краевые правители могут совсем обидеться и снова начать работать по принципу "назло врагу". Ведь были же случаи, когда поруганные чиновники и парламентарии из кожи вон лезли, чтобы не принимались, может, и полезные, но родившиеся во вражеском лагере решения. Совсем недавно было…