Инициативы Кремля по укрупнению субъектов федерации уже столкнулись сопротивлением лидеров тех регионов, за счет которых и должна проводиться эта реформа. Региональные лидеры выражают протест как в кулуарах, так и устами своих публичных представителей.
АПН публикует интервью, которое дала сайту «УралПолит.Ру» депутат Госдумы от Ямала (Ямало-Ненецкий АО в составе Тюменской области) Наталья Комарова. В нем она называет готовящееся укрупнение «дискриминацией автономных округов и их населения» и разбирает недостатки предстоящей реформы. Похоже «модельная» Иркутская область, где в 2004 году должен пройти референдум по объединению с Усть-Ордынским округом (население –143 тыс. человек), на долгие годы может остаться прецедентом без рецидива.
В чем, на ваш взгляд, недостатки предложенного комиссией Дмитрия Козака законопроекта о внесении изменений в Федеральный Закон об общих принципах организации органов госвласти в регионах?
Они существенны, о чем уже высказывались первые лица Ямала и Югры. По замыслу авторов, законопроект направлен на четкое разграничение полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровня. Но на наш взгляд и на взгляд многих специалистов в области права, отдельные его положения нуждаются в доработке. В проект закона включены нормы, нарушающие конституционный принцип равноправия всех субъектов федерации.
Давайте более конкретно.
Пожалуйста. Статья 26, пункт 6 предполагает, что органы государственной власти области, края и органы входящих в их состав автономных округов в отношениях с федеральным центром будут обладать разными правами. В частности, предложенный нам законопроект предусматривает лишение органов государственной власти автономных округов ряда полномочий, на которые все субъекты по Конституции обладают равными правами. Речь идет, например, о названных в проекте «отдельных полномочиях по предметам ведения Российской Федерации», которые могут осуществляться органами госвласти субъектов, а также о полномочиях субъектов федерации по предметом совместного ведения, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. Если проект Козака будет принят в нынешнем виде, автономные округа без своего на то согласия должны будут передать эти полномочия другому субъекту – краю или области, в состав которых они входят. Я считаю, что налицо - явная дискриминация как автономных округов – равноправных субъектов России – так и их населения, поскольку Федеральный Закон в проекте Козака фактически делает избранные ими органы власти «второсортными».
Но ведь устремления Администрации президента понятны. Об этом прямо говорил Дмитрий Козак: в закон закладываются механизмы, которые подстегнут процесс корректировки территориального устройства страны. И в этой связи, согласитесь, интеграционные процессы между регионами логично начинать с объединения внутри сложносоставных субъектов, к каковым относится Тюменская область.
Не соглашусь. Даже если принято политическое решение об изменении территориального устройства нашего государства, недопустимо начинать этот процесс за счет автономий, забывая, что они равноправны со всеми другими субъектами федерации. Только они сами, как и все другие субъекты, вправе решать свою судьбу и строить свои отношения с другими субъектами в рамках установленного Конституцией правового поля. Да, допускаю, что могут быть автономные округа, которые видят свое будущее в объединении с краем, областью, в состав которых они входят. Может быть область, объединяющаяся с другими областями, краями, республиками, а могут быть и иные решения. Чем, например, плох вариант вхождения самой области в состав автономного округа? Но в любом случае принимать эти решения могут только сами субъекты федерации. Думаю, что эта позиция не противоречит самой концепции пакета Козака, ведь конституционный порядок в стране возможен только на основе безоговорочного признания равноправия субъектов России и, как следствие, признания равенства прав и обязанностей государственных органов всех регионов.