8 февраля пройдет последний съезд партии «Единство», целью которого будет окончательный роспуск данной организации. Ее место займет объединенная центристская партия «Единство и Отечество». Большую страницу в истории современного российского партдвижения можно считать закрытой. Почему отцы партии предпочли отправить ее в небытие?
Упразднение «Единства» стало результатом низкой политической эффективности этой организации. Созданное для решения совершенно определенной задачи – установления контроля над Государственной Думой, и успешно эту задачу решившее, «Единство» не сумело воспользоваться плодами своей победы. Не став правящей партией, реально влияющей на принятие властью политических решений, она осталась «партией власти», несамостоятельным придатком президентской команды.
Я вижу этому несколько причин. Во-первых, «Единство», сумев организовать работоспособную партийную структуру в регионах, не смогло реализовать ее потенциал. Отказавшись от самостоятельной политической стратегии, партия в большинстве случаев выступала в роли дополнительной «гири», которую бросали на свою чашу весов губернаторы либо федеральная власть. Единства и последовательности в политической линии партии на выборах проследить не удастся самому внимательному наблюдателю.
В результате партия не сыграла серьезной роли в выборах большей части глав регионов. На выборах в региональные законодательные собрания определенные успехи «Единства» были опять же достигнуты не за счет популярности партии и умелой работы ее структур, а за счет союзов с региональными политико-административными группировками. В результате партия не смогла стать сильным инструментом воздействия федерального Центра на политику в регионах, а использовалась скорее в тактических целях. Причем интересы самой партии при этом не учитывались, ее использовали как «расходный материал».
Слабость и пассивность региональных отделений «Единства» и партии, по большому счету, вызвана их специфическим составом. Партия – это люди, актив же региональных организаций «Единства» в большинстве случаев состоял из бессменных функционеров «партий власти», побывавших до «Единства» в целом ряде других организаций. Подобные функционеры привнесли с собой в деятельность партии аппаратно-бюрократические методы, противопоказанные для успеха в публичной политике. Как контрастируют эти «люди в футляре» с ярким, живым и фотогеничным Сергеем Шойгу! Но глава партии остался одиночкой, единственным политиком «Единства». Партия не смогла найти и выдвинуть большое количество новых, талантливых и энергичных политиков, которые могли бы быть привлечены для работы от партии в высшие органы государственной власти, включая правительство. Запрос на кадры у новой власти чрезвычайно широк – но удовлетворить его «Единство» оказалось не в силах. Борис Грызлов, перешедший с поста лидера парламентской фракции «Единства» на должность министра внутренних дел, явился счастливым исключением. А без массового выдвижения новых кадров партия не смогла добиться и реального расширения своего влияния на власть.
Наконец, партия так и не смогла обеспечить собственную массовую поддержку со стороны населения. Мотивация тех, кто голосовал за «Единство» в 1999 году и был готов это сделать в 2001, очень проста: «Единство» - это «партия Путина» или «партия Шойгу». Партия не смогла предложить собственных ярких и понятных для избирателей идей. Результат – своего устойчивого электората, не податливого к колебаниям рейтингов политиков, у «Единства» не сложилось. Важнейшая для развития партии проблема определения идеологии, привлекательной и для массового избирателя, и для элиты, была выхолощена и сведена к неплодотворным рассуждениям о центризме и его соотношении с консерватизмом. Тем самым, партия «Единство» перестала представлять серьезный ресурс и с точки зрения электоральной политики. Большинством симпатизирующих ей избирателей партия по-прежнему обязана не себе, а Путину и Шойгу. Откажись они от «Единства» - и что бы с ним стало?
Итак, правящей партии из «Единства» не получилось. На предельно жестком политическом рынке «Единство» не смогло предложить власти принципиально нового «товара», и в результате потеряло все.
Теперь, когда президент Путин сделал ставку на политику реформистского преобразования государства, власть ставит перед собой иные, более широкие задачи. Востребована такая партийная структура, которая обеспечит одновременно и мобилизацию массовой поддержки инициатив президента снизу, и отбор кадров для осуществления политики модернизации России. Старое «Единство» за два с половиной года своего самостоятельного существования не смогло решить ни ту, ни другую задачу. Обе они переходят, как своеобразное наследство, новообразованной «Единой России». Сумеет ли «Единая Россия» справиться с ними, чтобы перерасти из уже традиционной «партии власти» в российский аналог правящей партии, - вот основной вопрос партийного строительства на ближайшую перспективу.
Чтобы провести осуществление массовой мобилизации, единой центристской партии необходимо не на словах, а на деле консолидировать основную часть общества вокруг президента, оттеснив и правых, и левых радикалов на политическую периферию. Для этого «Единой России» следует активизировать работу по партийному строительству, в первую очередь в регионах. Шанс на развитие партии состоит в том, чтобы дойти до простого избирателя, чтобы основная масса электората увидела в партии не объединение «начальников», а выразительницу и защитницу своих интересов. Смотреть в рот президенту, ничего не делая у себя дома – прямой путь в политическое небытие.
Задача работы в регионах требует и качественного иного подхода к отбору руководящих кадров. «Единой России» для успешного развития нужны политические менеджеры, способные организовать работу региональных отделений. В то же время во главе региональных отделений партии должны встать люди, которые известны населению российских провинций и которым оно доверяет. Таким образом, «Единая Россия» в перспективе могла бы стать своеобразным механизмом отбора кадров, который позволял бы продвигать наверх наиболее способных и энергичных людей из регионов. Это, в свою очередь, даст новый импульс развития партии, но и не только.
Одной из важнейших причин низкой влиятельности прежних российских «партий власти» на саму исполнительную власть было почти полное отсутствие в их рядах новых перспективных фигур, которые могли бы быть востребованы для работы в государственном аппарате. «Единая Россия», выдвигая новых, энергичных и способных политиков, получит реальную возможность значительно повысить свою влияние. Если партия сможет обеспечивать отбор кадров, то сильно возрастет заинтересованность в ней со стороны власти. В перспективе это даже может обернуться постепенным переходом к формированию правительства с учетом партийного принципа. Статус «правящей партии» не дается свыше, он завоевывается в повседневной политической борьбе. «Единство» к такой борьбе оказалось не готово. Посмотрим, сделает ли выводы из невеселого опыта своих предшественников «Единая Россия».