Министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций России Михаил Лесин направил премьер-министру РФ Михаилу Касьянову письмо с предложением продать в 2002 году контрольный пакет (51%) акций Общественного российского телевидения (ОРТ), находящийся ныне в федеральной собственности. Об этом сообщил АПН источник в президентских структурах.
Необходимость приватизации ОРТ министр объяснил тем, что государство не в состоянии субсидировать планово-убыточный первый канал, а альтернативных инвесторов можно привлечь только в случае продажи контрольного пакета. На сегодняшний день официальные рекламные доходы ОРТ, составляющие около $120 млн. в год, не покрывают многочисленных затрат госканала, в первую очередь, - расходов на передачу сигнала в отдалЈнные уголки нашей необъятной Родины. Кроме того, сеть передачи сигнала остро нуждается в модернизации, на которую в казне также нет средств. К тому же, по мнению Лесина, развивающемуся демократическому Государству Российскому вполне достаточно одного собственного телеканала – РТР.
Как известно, акционерное общество ОРТ создало в 1995 году. До 2001 года оно фактически финансировалось структурами миноритарного акционера, олигарха Бориса Березовского, которым принадлежало 49% акций. Затем эти 49% перешли под контроль околокремлЈвского бизнесмена Романа Абрамовича, после чего упокоились в аффилированных компаниях Сбербанка России. Таким образом, на сегодняшний день ОРТ фактически полностью принадлежит Российской Федерации, хотя в совете директоров телекомпании представлена общественность во главе с руководителем Эрмитажа Михаилом Пиотровским.
Идею приватизации ОРТ впервые высказал генеральный директор компании Константин Эрнст еще 2 года назад. Тогда считалось, что Эрнст озвучивает тайно-явные помыслы Березовского, который хотел бы избавиться от старшего партнЈра в капитале ОРТ. На сегодняшний день, по мнению источника АПН, на контрольный пакет акций первого канала готовы претендовать структуры тесно связанного с Михаилом Лесиным рекламного холдинга Video International (VI). VI c 1999 контролирует рекламное пространство ОРТ и, по некоторым сведениям, зарабатывает на продаже рекламы на первом канале примерно столько же, сколько и сам канал – около $100 млн. в год. Источник не исключил, что если план Лесина будет принят, к концу текущего года министр печати покинет свой пост, дабы сосредоточиться на непосредственном руководстве Общественным российским телевидением. В таком случае президент Владимир Путин, который еще летом 2000 года пришел к выводу, что хочет лично контролировать первый канал, должен будет уступить это сладкое бремя Лесину.
43-летний Лесин начал свою карьеру в системе КВН (Клуба весЈлых и находчивых) СССР – во второй половине 70-х годов прошлого столетия он был администратором команды Московского инженерно-строительного института (МИСИ). Резкий взлет Лесина наступил в 1996 году, когда он, будучи одним из авторов рекламных роликов президентской кампании Бориса Ельцина, сблизился с дочерью президента Татьяной Дьяченко. Сразу после тех выборов будущий министр перешЈл в кремлЈвскую администрацию на пост начальника управления по связям с общественностью, а затем занимал руководящие посты в холдинге ВГТРК. С июля 1999 года Лесин трудится в должности министра печати и прочих скандальных дел. По сей день будущий хозяин ОРТ рассматривается как одна из ключевых фигур «семьи» (близкого окружения) Бориса Ельцина и член «особой группы» по противодействию политико-аппаратному наступлению «ленинградской команды» Владимира Путина.
Нет оснований сомневаться, что «семья» поддержит намерение Лесина стать властелином первого канала: в таком случае этот мощнейший информационный ресурс останется в сфере влияния властной команды, сформированной в 1999 году. Едва ли, будучи опытнейшим профессионалом телевидения, Лесин назначит генеральным директором ОРТ какого-нибудь непуганого старшего лейтенанта из северо-западных органов ФСБ РФ.
Впрочем, ОРТ обречено стать объектом жестокой борьбы между конкурирующими кланами в окружении Путина. Ведь Лесину и на этот раз нельзя отказать в находчивости: если в ближайшие годы, как прогнозируется, рекламный рынок России вырастет в 2-2,5 раза, ОРТ сразу превратится в более чем прибыльную компанию. АПН следит за развитием событий.