Переворот на медиа-рынке: клиническая картина

В 2001 году на медиа-рынке произошли события, открывшие новую эпоху в постсоветских СМИ. Владельцы и топ-менеджеры многих ведущих СМИ не только сменились, но и глубоко изменились внутренне.

В середине – конце девяностых, когда на медийном пространстве царили олигархи «первой волны» Владимир Гусинский и Борис Березовский, журналисты могли считать себя не просто наемниками, но – персональными идейными соратниками крупных предпринимателей по борьбе. Журналистов уважали как творцов, делателей новейшей истории, а некоторые, наиболее яркие представители четвертой власти рассматривались уже как готовые политические лидеры, а не сотрудники каких-то там затхлых редакций.

На рубеже веков новые хозяева жизни равноудалили не только Гуся и Березу, но и элиту журналистского мира. Журналистам перестали доверять как стратегическим союзникам – им просто назначают цену и срок и не думают о ранимой душе носителя «четвертой власти». Креатив, по большому счету, уже не требуется – на передний план вышел фактор беззаветной преданности, но поскольку журналисты, в массе своей, персонажи довольно ветреные, отныне им приходится жить под постоянным подозрением. Эпоха, в которой бывшие журналисты (Евгений Примаков, Валентин Юмашев, Геннадий Селезнев) занимали ключевые государственные посты, ушла в прошлое. Интервенция Альфреда Коха и Бориса Йордана на НТВ показала, что журналистика вообще не рассматривается нынче как самостоятельная дисциплина и система «ноу-хау»: управлять средством массовой информации считает себя вправе любой человек, с уважением относящийся к собственным умственным способностям. Окончательно рухнул и миф о журналистской солидарности: разгром НТВ так, по большому счету, никого и не сплотил, более того – легко расколол блестящую профессиональную команду, выпестованную Гусинским.

Собственно, под знаком переоценки ценностей в отношениях между элитой и журналистами (здесь нет оговорки – с 2001 года четвертая власть уже не может считать себя полноценной частью российской элиты) и прошел медиа-переворот. Весной команда НТВ была вытеснена на ТВ6, а четвертой кнопкой стали заведовать те, кто дрогнул и перешел на сторону Кремля прежде или же на пике борьбы. Вслед за этим сменилась власть и в главном оппозиционном медиа-холдинге, принадлежащем Березовскому. ТВ6, где дотоле 2 года олигарх не мог найти подходящего топ-менеджера, отдали людям Гусинского. Виталий Третьяков был уволен из «Независимой газеты» за лояльность Кремлю и нежелание идти в фарватере хозяина. Наконец, на финише года расстался с должностью генерального директора «Коммерсанта» Леонид Милославский: он всячески пытался уклониться от выполнения указаний Березовского, тяготился своей «принудительной оппозиционностью», кроме того, слишком дружил с консорциумом «Альфа-групп», который в результате едва не прибрал издательский дом «Коммерсантъ» к рукам. Сменой топ-менеджеров Березовский показал, что тоже начинает играть по новым правилам и не готов более безгранично доверять журналистам, тем паче – прощать им непослушание и прочие шалости, еще недавно рассматривавшиеся как вполне невинное следствие сложности творческой журналистской натуры.

Некоторые аналитики сделали вывод, что в 2001 году СМИ окончательно расстались с функцией дубины информационных войн, которой прощается любая убыточность, лишь бы била без промаха. Вроде бы собственники СМИ теперь постановили, что занимаются бизнесом, а не политикой. На мой взгляд, это скорее не так, чем так. Те, кто боролся за поглощение НТВ и ликвидацию ТВ6, бесспорно, действовали во имя политики, а не бизнеса. Власть подчинила себе все основные телеканалы, чтобы не бояться грядущих выборов, а не ради зарабатывания денег. Просто отношение к СМИ у сильных мира сего изменилось, как к надоевшей любовнице: на журналистов теперь не хочется выкидывать деньги, достаточно держать их на голодном пайке, постоянно намекая: не нравится – не ешь… Не хочешь делать то, что мы говорим и за те деньги, которые мы платим, - проваливай, других найдем. Все миновалось, молодость прошла. Пьянящие ценности гласности, сверкавшие на руинах СССР, поросли быльЈм. И безумные поправки к закону о СМИ, принятые Думой в декабре уходящего года, юридически закрепили пришествие новой эпохи, в которой разделение властей на первые три и равную им четвертую упраздняется как вопиющий анахронизм.

Медиа-переворот произошЈл не только и не столько в стенах редакций, сколько в умах вельможных заказчиков-потребителей журналистской продукции. И плоды этого переворота журналистскому сообществу придется пожинать еще не один год.

Наталья ЛАЗАРЕВА

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram