На текущей неделе исполняется 2 года с того момента, как Владимир Яковлев был во второй раз избран губернатором Санкт-Петербурга, а Виктор Черкесов назначен полномочным представителем Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Результаты деятельности городской администрации и полпреда в интервью агентству "Росбалт" оценивает председатель петербургского отделения Российской Демократической партии "Яблоко", депутат городского Законодательного Собрания Михаил Амосов.
- Михаил Иванович! 14 мая 2000 г. губернатором Санкт-Петербурга повторно стал Владимир Яковлев. Практически в это же время Виктор Черкесов был назначен полпредом Президента в СЗФО. Как вы оцениваете результаты их деятельности за минувшие два года?
- В целом работу полпредства можно оценить положительно. Это та структура, которая действительно наладила, улучшила взаимоотношения, взаимодействие между структурами власти, гражданами и федеральным центром. С этой работой полпредство справляется. Можно только поздравить их со славной годовщиной и пожелать дальнейших успехов в работе. Что касается городской администрации, то эти два года - особенно последний год - самые неудачные в работе губернатора Яковлева.
- В чем это проявилось?
- В частности, это проявилось в том, что в последнее время слишком большие проблемы с законом возникают у администрации и отдельных ее чиновников. И это самым негативным образом сказывается на эффективности работы соответствующих подразделений.
- Какие городские проблемы так и остались не решенными за эти два года?
- Я думаю, что самые большие проблемы касаются жилищно-коммунального хозяйства. Эта проблема совсем никак не решается. Система коммунального обслуживания, по сути, социалистическая и никак не соответствует нынешней рыночной экономике. По-прежнему не обеспечена конкуренция в этой области. Вторая проблема, которая видна невооруженным взглядом, это проблема транспорта. Пробок все больше, метро в Петербурге дороже, чем в Москве, хотя уровень доходов населения в столице значительно выше. Это о многом говорит.
- По поводу обновления исполнительной власти. Пойдет ли губернатор Яковлев на третий срок и есть ли у него такая возможность?
- Устав Санкт-Петербурга уже много лет однозначно говорит о том, что губернатор может избираться всего на два срока. Поэтому мне даже как-то странно слышать все эти рассуждения о третьем сроке Яковлева. Это позиция принципиальная, она не имеет отношения к личности Яковлева, к конкретному человеку. Это просто так должно быть: Президент имеет ограничение в два срока, губернатор должен иметь ограничение в два срока. Иначе в исполнительной власти происходят большие непорядки: ни один человек не может так долго находиться у власти и не давать новым силам, новым идеям прийти во власть. Это неправильно.
- Кого тогда Смольный может предложить в качестве преемника Яковлева?
- Не знаю, этот вопрос надо задавать представителям Смольного. На будущих выборах партийные структуры будут играть более существенную роль, чем это было два года назад. Это вопрос, в какой-то степени, к "Единой России". Насколько я знаю, у них большие внутренние противоречия, многие члены "Единой России" не любят Яковлева. Как этот вопрос будет решаться, я не знаю.
- Можно ли ожидать кого-то из Москвы в качестве кандидата на пост губернатора города?
- Сейчас в Москве работает много выходцев из Петербурга. Я думаю, что они соскучились по городу, по самостоятельности, которую можно обрести на посту губернатора. Я не исключаю, что кто-то из них будет участвовать в этой избирательной кампании. Другой вопрос - насколько их будут готовы принять горожане. Здесь есть большие сомнения. Для меня, как для горожанина, этот вопрос не вполне ясный.
- Если вернуться к вопросу о проблемах с законом у высших чиновников городской администрации, как вы считаете, есть ли реальные основания для возбуждения уголовных дел против них?
- Насколько я знаю - да, реальные основания имеются.
.- Чем завершатся эти громкие дела?
- Вот этого я не знаю. Часто у нас происходят удивительные вещи: вот недавно прокурор решил, что за давностью лет можно освободить от ответственности тех людей, которые, как он сам считает, подписывали подложные документы. Я имею в виду так называемое "дело Ковалева". Там работники исполнительно власти подписывали некие подложные документы, но прокурор считает, что ничего страшного в этом нет, срок давности истек. Поэтому говорить до суда о том, чем закончатся дела, трудно.
- Чиновники городской администрации связывают смерть вице-губернатора Валерия Малышева с "травлей" со стороны полпредства. Насколько это утверждение соответствует действительности?
- Валерий Иванович болел, и болезнь была связана с перенесенным им гепатитом. К сожалению, такие вещи для здоровья не проходят бесследно. Я бы поменьше в медицину старался привносить политики.
- В свое время Вы предсказали возбуждение уголовного дела против вице-губернатора Кротова. Будут ли еще дела и кто следующий?
- Я думаю, что уже достаточно. Просто с Комитетом финансов понятно: есть нарушения, которые выявляет Контрольно-счетная палата (КСП), есть чудовищное непонимание того, как должен финансист реагировать на те ограничения, которые накладывает закон. Что тут можно ждать? Только то, что когда-то правоохранительные органы это увидят. Вот они и увидели.
- Насколько самостоятельны прокуратура и КСП в своих действиях?
- Мне трудно сказать, существует ли какое-то влияние на эти процессы из полпредства, но то, что есть объективные причины и нарушения, в связи с которыми происходит возбуждение тех или иных дел, в этом я уверен. Прокуратура в нашей стране вообще имеет обвинительный уклон. Это с одной стороны. С другой стороны, я не всегда удовлетворен ее действиями. Например, есть случаи, когда мы можем сказать, что прокуратура действует из рук вон плохо. Я готовлю сейчас некоторые варианты обращения в суд по поводу бездействия прокуратуры. В целом, прокуратура не идеальная, но, к сожалению, другой у нас нет. Единственное, что можно приветствовать, то, что летом вступает в силу федеральный закон, согласно которому ордер на арест будет выдавать суд, а не прокуратура. Это шаг в правильном направлении, прокуратура не всегда бывает точна именно в этой части. А с точки зрения возбуждения дел, представления их в суде, здесь прокуратура нужна. В суде, в состязательном процессе прокуратуре необходимо доказывать, права она или не права.
- Возбуждение уголовных дел против чиновников отражается на имидже города?
- Без сомнения. Это плохо для города. К сожалению, мы имеем дурную славу. Но винить нужно не прокурорских работников, а тех людей, которые дают им пищу для работы.
- Ваши прогнозы на следующие два года работы полпредства и губернатора?
- Что касается полпредства, то я думаю, что оно будет делать свою работу - обеспечивать связь между структурами власти в регионах, между гражданами, общественными организациями и администрацией Президента. Остается пожелать им в этом успеха. Эта работа нужная, но жизнь региона в большей степени зависит не от этого, а от того, что делают органы власти субъекта Федерации - губернатор и Законодательное Собрание. Здесь я надеюсь, что положение в Петербурге пойдет на поправку после выборов в ЗакС и последующего обновления исполнительной власти. Я на это очень рассчитываю.