Обсуждение в эти дни Парламентской ассамблеей Совета Европы вопроса об "угрозах демократии в условиях борьбы с терроризмом" в качестве первоочередного отражает уровень озабоченности мирового сообщества.
Очень многие комментаторы заявили о трагедии 11 сентября как о поворотном событии в истории: “Отныне мир станет другим". Если это не просто очередной теракт, а прелюдия к войне США и их многочисленных союзников с 5 - 10 странами-"изгоями”, то есть фактически к третьей мировой войне, то это действительно так. Только что значит -“другим”? Похоже, тем “другим” человечество уже было. Впору вспомнить столетней давности теорию немецкого историка Эдуарда Мейера о том, что цивилизация проходит через определЈнные циклы и эпоху прогресса сменяет эпоха “тЈмных веков".
Масло в огонь
Обыватели, в том числе и российские, нередко склонны винить в терроризме “арабов” или же “мусульман”. Но злорадствовали по поводу американской трагедии не только палестинцы. Злорадствовала - пусть не бурно, перед телекамерами, а тихо - и католическая Латинская Америка, и Африка, и Азия. Да что там говорить: вызывающе благополучная Америка с еЈ ролью мирового жандарма порождает не самые добрые чувства, наверное, у всей “мировой деревни", где проживают четыре пятых человечества. И эти чувства, безусловно, служат моральной подпиткой террора.
Ислам - самая молодая из мировых религий. И он стал знаменем для многих молодых народов, ещЈ не ставших современными нациями. Но исламское государство, построенное на законах шариата, это дорога в никуда. И, наверное, излишне уже повторять ввиду очевидности слова о средневековом варварстве. “Исламский путь" - это жест отчаяния для тех, кто утратил надежду приобщиться к клубу сытых, образованных, благополучных стран. И те, кому Америка объявляет войну, эту войну, конечно же, в глобальном масштабе выиграть не могут. Им нечего предложить человечеству. Ведь не станет же мир уподобляться афганскому кишлаку.
ЕщЈ и поэтому вызывает большие сомнения, что масштабные, тщательно подготовленные, чудовищные и в общем-то бессмысленные теракты - дело рук одних лишь фанатиков-бедуинов. Можно предположить, что здесь не обошлось и без бледнолицых прагматичных циников. Странным в этой истории кажется и то, что террористы оставили после себя слишком много явных улик: Коран, схема устройства "Боингов” и видеозаписи собственных тренировок - всЈ это ФБР обнаружило в припаркованном на многолюдной стоянке автомобиле. Примечательно и то, что саудовские пилоты-камикадзе проходили обучение в американских лЈтных школах под патронажем Пентагона (есть версия, что там их готовили в помощь талибам для войны против стран СНГ).
Можно выдвигать сколько угодно гипотез. Истину, видимо, не удастся узнать никогда. Но и то, что США сами вскормили талибов, и то, что спецслужбы ведущих стран имеют среди радикальных исламистов мощную агентурную сеть, суть непреложные факты. Вероятно, таков современный мир: "низы" - нищие и отчаянные - "не хотят" и бросают страшный вызов миропорядку, а “верхи" - циничные и недальновидные - "не могут" обойтись без провокаций.
При этом бывший агент ЦРУ Усама бен Ладен, видимо, всЈ-таки не случайно назван “главным подозреваемым”, хотя он и отрицает свою причастность. Хусейн или Каддафи были бы удобней для Белого дома. В тех Америка привыкла видеть врагов, а вот война с бывшими союзниками талибами, о существовании которых, кстати, нынешний президент США и не подозревал в период своей предвыборной кампании, - один из самых бесперспективных вариантов.
Другая Америка
Тем не менее, сегодня Белому дому нужна война. И Белый дом не был заинтересован в выдаче Усамы бен Ладена. Разве что его головы. “Живым или мЈртвым, " - прозрачно намекнул президент Буш. Нужна война зрелищная и масштабная, но короткая и победоносная. Такая, чтобы жаждущий мести американский народ испытал чувство глубокого удовлетворения. Джордж Буш-младший думает о славе своего отца, при котором потерпел крах коммунизм в СССР и Восточной Европе. Поэтому он хочет войти в историю как президент, покончивший со странами-изгоями, установивший там проамериканские режимы. И президент США объявил джихад. Он заявил: “Это грандиозная война сил добра против сил зла". Ну и, разумеется, в этой войне “кто не с нами, тот против нас".
Америка хочет войны. 88 процентов опрошенных американцев выступают за войну. Америка переживает большой патриотический подъЈм (кто-то назовЈт его военным психозом): всюду манифестации, флаги, патетические речи, Си-эН-эН круглосуточно дует в одну дуду, не замечая уже никаких других тем. И "Ю-эС-Эй!" скандируется также яростно, как и “Аллах акбар!". Оппоненты похожи друг на друга в большей степени, чем может показаться на первый взгляд.
Во-первых, американцы - это тоже молодая, формирующаяся нация, как, например, афганцы или палестинцы. И не только потому, что история США насчитывает немногим более двухсот лет. Постоянная иммиграция - это непрерывный прилив свежей, бурно кипящей крови. Сегодня американцы - это уже далеко не только выходцы из старушки Европы, а пришельцы абсолютно со всех концов света. Такая нация нуждается в постоянном сплочении, кровь же обычно скрепляет фундамент национального государства. Каждое поколение иммигрантов должно делом присягнуть на верность Америке.
И Буш не случайно говорит на языке, так похожем на язык врагов - исламских фундаменталистов. Значительную часть первых белых поселенцев в Северной Америке составляли фанатики-протестанты - пуритане. Традиции пуритан всегда были в Америке очень сильны, особенно в политической элите. Не случайно поэтому предшественник Буша получил такую колоссальную выволочку за “аморалку".
Мы больше знаем другую Америку. Ту, где есть секс, драгс и рок-н-рол. Америку, повЈрнутую к миру. Но есть и Америка "медвежьих углов", "гнилых местечек", избравших президента-ковбоя, который по собственному признанию любит “разговаривать с коровами". А там секса нет, как нет и метро, мобильных телефонов и даже, представьте себе, далеко не у всех имеются домашние компьютеры с Интернетом.
Да, американцы проявляют удивительную для нас терпимость, избирая мэрами гомосексуалистов, но другие американцы проявляют неслыханную для нас ярость, убивая этих же мэров по причине их нетрадиционной сексуальной ориентации. А потом убивают, скажем, врачей, делающих аборты…
Россия, чтобы приблизиться к европейским стандартам, вводит мораторий на смертную казнь. А многие американские штаты, и, прежде всего, Техас под управлением Буша, сделали смертную казнь по сути публичной. Америка - мировой лидер по числу заключЈнных в тюрьмах. Там даже малолетке запросто могут “впаять” пожизненный срок… Нетрудно догадаться, какая Америка имеет сейчас больше шансов задавать теперь тон. Сегодня ЦРУ официально возвращают право совершать политические убийства, дело идЈт к восстановлению всеобщей воинской обязанности, введению паспортного режима, широкому прослушиванию телефонных разговоров, жЈстким визовым ограничениям и т. д.
Похоже, за без малого тридцать лет Америка изжила в себе “вьетнамский синдором". Этому способствовали почти бескровные для США войны против Ирака и Югославии. И в том, и в другом случае минимальность американских потерь была обеспечена тактикой "летать и бомбить”. Но в случае с Афганистаном (а равно Суданом, Алжиром и т. д.) такая тактика не сработает. Югославия капитулировала, столкнувшись с угрозой лишиться горячей воды и канализации. В Афганистане никогда не было ни того, ни другого. Бесполезно утюжить горы и бомбить кишлаки.
Применение ядерного оружия, о котором сейчас заговорили в открытую, явилось бы только реализацией психологической потребности милитаристски настроенной части западного общества. Оно не имеет никакого военного смысла. Ведь ядерное оружие предназначено для разрушения инфраструктуры промышленно развитых стран. Следовательно, США потребуется провести сухопутную операцию. Что это будет значить, можно судить как по советскому опыту в том же Афганистане, так и по американскому во Вьетнаме. Плюс к этому террористы могут совершать новые, ещЈ более чудовищные “акты возмездия".
Что произойдЈт с Америкой, если война станет затяжной и обернЈтся вереницей цинковых гробов при отсутствии видимых успехов? Скорее всего, потерпев психологическое поражение, Америка замкнЈтся в себе. Протестанты-фундаменталисты вспомнят изоляционистскую доктрину своих дедов “крепость Америка”. Позиции США в мировой политике и экономике будут подорваны. В самой стране воцарятся мрачноватые казарменно-монастырские порядки. Американские интеллектуалы потянутся в Европу.
Время назад
Победив нацизм, цивилизованное человечество утвердило определЈнные нормы. Установлен абсолютный запрет на принцип “коллективной ответственности", на теорию национального или религиозного превосходства. Законодательно запрещены “геноцид", “разжигание межнациональной розни", “пропаганда войны”. Сейчас люди начинают забывать об этих нормах. Ныне, например, многие российские политологи трактуют происходящее как "войну христианской и исламской цивилизаций”. Обыватели, разумеется, идут ещЈ дальше.
Популярная московская радиостанция опрашивает своих слушателей о том, считают ли они допустимым применение ядерного оружия в этой “войне США против терроризма". (ЕщЈ недавно сама постановка вопроса могла показаться кощунственной!). Один из слушателей, позвонив в прямой эфир, горячо поддерживает эту идею и заявляет: “Каждый араб должен пожалеть о том, что он родился арабом". И, что характерно, придерживающийся либеральных взглядов ведущий не спешит дать ему отповедь.
ВсЈ больше вроде бы интеллигентных людей в России, в Израиле, в США начинают утверждать, что “варваров" можно победить только их же варварскими методами. Политкорректность находится при последнем издыхании. Власти Брюсселя запрещают выходцам из Палестины отметить очередную траурную годовщину резни в лагерях беженцев Сабра и Шатила. Ведущие российские телеканалы отказываются освещать предстоящий съезд российских азербайджанцев. И в том, и в другом случае утверждается, что это неуместно при нынешней ситуации в мире. Хотя при чЈм здесь траур по палестинцам?! И при чЈм здесь азербайджанцы?!
Похоже, что в идеологическом плане начинается ревизия результатов второй мировой войны. Теперь можно ожидать и частичной реабилитации Третьего Рейха. Немцы постепенно преодолевают синдром вины за своЈ прошлое. Тем более что денежную компенсацию жертвам нацизма они уже выплатили. В наше время вооружЈнные силы Германии уже позволяют себе, например, участие в натовских операциях на территории некогда оккупированной Гитлером Югославии.
Сегодня Германия является ведущей страной Европейского Союза. А война, в которую ввязываются США и которую они, скорее всего, проиграют, в конечном счЈте приведЈт к торжеству евро над долларом. Экономически в выигрыше окажется объединЈнная Европа и, прежде всего, Германия. Ибо Китай или Россия ещЈ недостаточно экономически развитые страны, чтобы заполнить собой лакуну, которая возникнет в случае ослабления позиций США на мировой арене. И не удивительно будет, если лет через пять немцы попросят у нас назад Восточную Пруссию (ныне Калининградскую область).
Дополнится ли эта невесЈлая картина глобальным регрессом в технической сфере? И этого нельзя исключить. Ведь объективно именно современная городская и транспортная инфраструктура дает уникальные возможности террористам. То ли дело средневековье, когда в бесчисленных войнах число погибших часто измерялось лишь единицами! Итак, история вновь поворачивается к средним векам?
Впрочем, есть и другие тенденции. Общественное мнение в США далеко не едино. Там вновь разворачивается пацифистское движение, в университетских городках Беркли и Энн Арбор проходят антивоенные манифестации. Группа учЈных выдвинула кандидатом на получение Нобелевской премии мира... Джорджа Буша-младшего. Обусловив своЈ окончательное решение тем, что президента США не начнЈт войну. Европейские союзники пытаются охладить пыл заокеанских ястребов. Может, всЈ-таки пронесЈт?
Лев СИГАЛ