Без царя земля вдова и народ — сирота
Принц Майкл Кентский, внучатый племянник последнего российского императора Николая II, сегодня находится в самом центре российского монархического проекта. В свое время газета "Челябинский рабочий" в статье "Наш друг принц Майкл Кентский" весьма подробно рассказала о династической линии кузена британской королевы Елизаветы Второй. Сегодня вокруг этой династической фигуры, на взгляд обывателя во многом противоречивой, идут самые жаркие споры. Масла в огонь подливает активная деловая и светская жизнь принца, зачастую служащая желанным материалом для бульварной прессы.
Принц Майкл Кентский часто посещает выставки с супругой и без таковой. Он лично пилотирует самолеты и участвует в автопробеге во главе кортежа из 14 раритетных автомобилей "Бентли". Благотворительная деятельность принца простирается от помощи питерским нищим и бездомным, которым больше некому помочь в российской власти, до покровительства всемирно известному Российскому национальному оркестру, получающему лишь минимальную помощь от государства. Жизнелюбивая натура принца иногда может восприниматься неоднозначно нашими современниками, но для истинного монархиста отзыв скромного вестника Раифского богородицкого епархиальногой мужского монастыря перевесит все многопудье "желтой прессы".
Всех критиков Майкла Кентского можно подразделить на две группы, первая из которых критикует недостатки конкретной личности. Вторую позицию, более характерную для испуганного чиновника, концентрированно выразил в программе "К барьеру" один кремлевский политтехнолог: "Русскому человеку нужен инородец в качестве руководителя, иначе он не почитает его, не верит. Вот нам рекомендуют монархию". Что касается инородцев на троне и около трона, то их всегда было в России предостаточно. И в этом моем тезисе нет ни капли ксенофобии. Для русских всегда было так — кто подлинно православный, тот и свой, родной, тот и русский. Известно, что большинство русских цариц были немецкими принцессами, и прежде чем стать царицами, они принимали православие.
Законы престолонаследия неукоснительно требовали, чтобы царская невеста, как царица Русская, торжественно приняла Православие, а иначе брак царя с нею не мог быть заключен. Так, император Николай I Павлович был женат на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, принявшей при переходе в православие имя Александры Фёдоровны. Александр II Николаевич сочетался с дочерью великого герцога Людвига II Гессен-Дармштадтского, принцессе Максимилиане-Вильгельмине-Августе-Софии-Марие, принявшей после перехода в православие имя Мария Александровна и родившей, кстати, в благословенном браке царю Александру II 8 детей (в том числе и будущего императора Александра III)!
Александр III Александрович был женат на дочери Датского короля Христиана IХ, принявшей в православии имя Мария Фёдоровна. И наконец, последний российский император Николай II взял в жены урожденную принцессу Гессенскую и Рейнскую. Но прежде чем Алиса Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса стала женой российского императора Николая II, она приняла православие с именем Александры — в честь святой мученицы Царицы Александры. И не формально крестилась с корыстной целью получения трона, а всей глубиной своей души последняя Царица приняла святое православие, что доказала своей мученической кончиной.
Но разве можно объяснить нынешним обитателям Кремля, что монархию нельзя рекомендовать, ее надо еще заслужить! Им неведомо, что сегодня, как в первое Смутное время, наступающий кризис власти неумолимо приближает нашу страну к состоянию анархии. И именно в этот момент (по Священному Преданию) на арену Истории должен выйти спаситель России — русский Царь.
Как верно отмечает С.Белковский, "восстановление монархии, формальной или неформальной, является единственным выходом для России, потому что это единственный способ восстановления сакральности центральной власти". Действительно, для консолидации страны и восстановления общественного порядка, на выходе из Смуты всегда были нужны не яркие личности, вроде дерущихся в Думе политиканов, а нравственно твердые люди, способные спокойно и настойчиво вести консервативную политику. "Нужно было все восстановлять, чуть не сызнова строить государство — до того был разбит его механизм, " — вот так до боли похоже на происходящее вокруг нас писал о Смутном времени историк В.О.Ключевский, повествуя о призвании Царя.
Монархическая форма устроения государственности отличается от всех других общеупотребительных форм властвования тем, что она строится по принципу строгой иерархичности и является земной проекцией небесной иерархии. Монархия — это наиболее оптимальная форма земного устройства человеческого общества. Православный самодержавный Монарх — не просто политический лидер, избранный каким-нибудь народным собранием или подставной общественной палатой. Это особый, сугубо церковный чин служения народу, а прежде всего — служения Богу. Царский сан предполагает и особую ответственность Помазанника Божия пред Богом за народ, который Бог ему вручил. Надо понимать, что сам по себе монарх не является политическим лидером, по тесным меркам которого пытаются судить и Майкла Кентского. Монарх является духовным и державным вождем народа, вместилищем верховной власти, ведущей его по пути промыслительного предназначения.
Монархия — единственная благословленная Богом форма устроения государственности, которая позволяет достигнуть истинной симфонии власти. Недаром, наша Православная Церковь всегда занималась строительством именно монархической государственности. Церковь исстари сформулировала учение о симфонии власти. О той форме государственного устройства, которое позволяет создать наилучшие условия для личного спасения души и соборного спасения народа, собранного в православном государстве, как Ковчеге спасения.
Современники наши часто забывают, что Помазание на Царство есть таинство, как особое Божие благословение Царя на его служение. При этом на Царя возлагается сугубая ответственность, но также даруется и сугубая благодать в таинстве Помазания (так же, как при хиротонии получают благодать священства). Выходит, что русский Царь — это особая форма церковного служения, наряду с епископской и священнической. Именно этим монарх отличается от любого светского правителя: президента, премьера или диктатора Суллы.
Более того, царское служение можно назвать особым церковным послушанием. Недаром первый христианский государь — Константин Великий был не просто императором, он вполне официально именовался "епископом внешних дел Церкви". Этот титулование указывало на то, что власть христианского государя носит не политический, а особый духовный смысл. Считалось, что идеальный православный государь должен быть чинен, кроток, богобоязлив, милосерден, благообразен. Совокупность этих характеристик нашла свое отражение в неофициальном царском титуле "тишайший", носителями которого являлись все первые Романовы, и который исторически закрепился только за царем Алексеем Михайловичем. В трудах Симеона Полоцкого полный царский титул звучал так — "благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь".
Русские люди в деле спасения души делили всех православно-верующих на две группы — мирские люди, которые думают о греховном да порочном, и неизбежная участь которых — вечныя адския муки; другая совершенная порода — это монахи. Между ними существует такая бездна, что есть только один возможный выход для спасения души: надеть на себя черное монашеское одеяние. Этим объясняется причина, по которой в древней Руси князья на смертном одре старались принять монашество. Властители были искренно убеждены, что принятие ими монашества, хотя бы только за миг до смерти, будет для них спасительно. Также смотрел на пострижение в монашество и весь русский народ.
Строгий царь Иван Грозный в послании к Курбскому с благоговением отзывается о своем отце Василии III, который накануне земной кончины сменил порфиру на ангельскую (монашескую) одежду. Сам Василий III хотел умереть в Кирилло-Белозерском монастыре, но случилось так, что умереть ему пришлось в Москве, где его постригли старцы Троице-Сергиева и Иосифо-Волоколамского монастырей. Сам Иван IV хотел эту рождающуюся царскую традицию продолжить и стать монахом. Иван Грозный чувствовал мучительные угрызения совести и в связи с этим — потребность в покаянии, исповеди, отпущении грехов за содеянные "душегубства" в период опричнины. Не случайно в 1573 году Грозный называет себя уже "как бы наполовину чернцом", носящим на себе благословение монашеского образа, данное тогда настоятелем Кириллом.
Кстати, опричная организация имела явное сходство с монастырем. Иван IV написал для опричного корпуса в Александровой слободе монастырский устав. Царь сам был игуменом этой монашеской общины, князя Афанасия Вяземского назначил келарем, Малюту Скуратова — церковным причетником. Во время одного из приездов в Кириллов монастырь Иван Грозный поделился с некоторыми старцами своим сокровенным желанием постричься у них в обители. Историки пишут, что в 1567 году царь дал 200 рублей в Кирилловскую обитель "себе на келью". Царь просил братию молиться за него чудотворцу Кириллу Белозерскому, чтобы тот его "окаянству отпущение грехов даровал и от настоящие смертные болезни освободил и здравие дал" . Согласно официальной версии, Иван Грозный умер 18 марта 1584 года на память святого Кирилла Иерусалимского, приняв перед смертью монашеский постриг под именем Ионы.
Русская история знает немало примеров, когда Цари уходили перед смертью в схиму, еще чаще их супруги отказывались от даров, подаваемых в таинстве венчания, ради спасительного монашества. Однако в течение всей своей жизни царственная особа не утрачивает своей царственности. Например, Царь, перед смертью принимающий схиму, формально утрачивает права на престол. Однако Церковь в своих молитвах продолжает поминать его именно как царя, а не как инока. Тем самым отречение от престола Николая II и необеспечение преемства не является сакральным уничтожением царского служения. Поэтому для восстановления в России царской власти, как несребролюбивой и нестяжательной, недостаточно простого принятия православия со стороны призванного на царство продолжателя династии. Новым русским Царем может быть только "наполовину чернец", а точнее "тайный монах" на троне.
Что касается имени последнего русского царя, которого Бог непременно дарует возродившейся Руси, то у святых отцов и старцев нет ясных указаний на это. Вещий монах Авель говорит, что это имя известно в истории Руси дважды, но не как царское, а княжеское. Если учитывать только прославленных в лике святых Церкви, то можем назвать немного святых князей с одинаковым именем. Например, с именем Михаил (ближайшим к имени Майкл) известен св. князь Михаил Тверской и св. князь мученик Михаил Черниговский. На имя Михаила указывает и св. пророк Даниил.
Известно, что св. царь-мученик Николай Александрович отрекся от престола в пользу князя Михаила. Это имя как бы закрепилось за престолом, ибо отречение князя Михаила в пользу временного правительства не может быть действительным. Вполне допустимо, что имя последнего русского царя будет Михаил. Старцы полагают, что будущий царь родится с одним именем (например, Майкл), а вступит на престол с другим (скажем, Михаил), сменив имя повелением Божиим, как это было с Аврамом (ставшим Авраамом) и Иаковом (который стал Израиль). Будем же терпеливы и прозорливы в ожидании нового Царя!