Начало 2005 года принесло с собой стремительную перекройку политического пространства в СНГ, имеющую ярко выраженный антироссийский вектор. Ключевую роль здесь играют Украина, Грузия и Молдавия, которые собираются возродить к жизни "черного двойника" СНГ — блок ГУУАМ. Это прямой вызов РФ и серьезная угроза для непризнанных государств, ведь именно борьба с "сепаратистами" является главной целью молдавского и грузинского режимов.
Второе рождение ГУУАМ
В последние дни контакты в треугольнике Тбилиси-Киев-Кишинев резко активизировались. Сначала Украину посетил грузинский премьер Зураб Ногаидели, сразу за ним туда неожиданно нагрянул молдавский лидер Владимир Воронин, наконец, по его приглашению Михаил Саакашвили выезжает в Кишинев. Главная тема переговоров — восстановление блока ГУУАМ.
Я уже писал о том, что в случае победы Виктора Ющенко Киев может стать фактической столицей ГУУАМ. К сожалению, так оно и случилось. Пока что президенты говорят о сотрудничестве в области энергетики. Однако, очевидно, что политическое содержание блока будет доминировать над сомнительными экономическими проектами. Недаром Ногаидели выразил надежду, что Украина возьмет на себя роль лидера в Восточной Европе. В таком качестве Киев станет не просто центром региональной державы, но и мощным полюсом притяжения антироссийских сил.
Можно не сомневаться, что отмашка была получена из Вашингтона. Недаром Госдеп США перед европейским турне Джорджа Буша выпустил специальную справку, в которой было указано, что "США поддерживают территориальную целостность Молдовы, Грузии и Азербайджана и сотрудничают с целью продвижения международных усилий, направленных на достижение мирного политического урегулирования конфликтов вокруг Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии и Нагорного Карабаха". Более того: "США и Европейский Союз признают угрозы безопасности и стабильности Южного Кавказа и Черноморского региона, исходящие от неурегулированных конфликтов на территории Евразии". Таким образом, американцы прямо заявили о своих приоритетах на территории бывшего СССР, среди которых наряду с установлением "демократии" значится ликвидация самопровозглашенных республик. При столь солидной поддержке Грузии и Молдавии со стороны "большого брата" можно ожидать дальнейшего обострения ситуации вокруг Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. "Реинтеграция" непризнанных государств, вероятно, станет основным направлением в деятельности ГУУАМ на ближайшие годы.
Пока не совсем ясно, как отнесутся к перспективам обновления блока Узбекистан (который фактически приостановил свое членство в нем) и Азербайджан. Вполне возможно, что они пойдут на сближение с другими странами ГУУАМ, чтобы доказать свою лояльность Вашингтону. Тем более что Азербайджану этот шаг дал бы возможность вместе с Грузией блокировать Армению и Нагорный Карабах.
Удавка для Приднестровья
Зажатая между двумя членами ГУУАМ — "оранжевой" Украиной и враждебной Молдавией, — Приднестровская Молдавская Республика оказалась сегодня в очень тяжелом положении. Воронин, вероятно, пребывающий в ужасе от слов американского президента о необходимости победы демократии в Молдавии, отчаянно пытается продемонстрировать США и ЕС, что он "свой". Делает он это привычным способом — усилением давления на Приднестровье. По некоторым данным, возможность введения полной экономической блокады против ПМР обсуждалась молдавским и украинским президентами в Киеве.
Конечно, не факт, что Воронин выиграет выборы и останется президентом. Однако в Молдавии и власть, и оппозиция ориентированы на интеграцию с ЕС и НАТО. При любом исходе выборов республика будет в ГУУАМе. Наивно ожидать, что, если придет к власти оппозиция (при помощи Москвы и Вашингтона), отношение официального Кишинева к Приднестровью изменится.
И новые украинские власти, несмотря на то, что в ПМР проживает немало этнических украинцев, настроены по отношению к непризнанной республике явно недружелюбно. Вопреки национальным интересам Украины, Ющенко не будет поддерживать "сепаратистов". Вряд ли он забудет о том, что украинские граждане в Приднестровье в абсолютном большинстве голосовали за Януковича. Новый министр иностранных дел уже высказался о ПМР вполне в воронинском духе — как о "черной дыре Европы". Так что в этой игре Киев, скорее всего, окажется на стороне Кишинева и Брюсселя, а не Тирасполя.
Только четкое понимание российским обществом того факта, что ПМР остается последним бастионом в ходе наступления враждебных России сил на западе СНГ, может быть противопоставлено этим удушающим "клещам" для республики. Огромное значение имел визит в Тирасполь депутатов ГД во главе с Виктором Алкснисом и последующие шаги думцев, пригрозивших Кишиневу санкциями. Время показало, что позиция России, которая долгое время поддерживала Воронина и давила на Приднестровье, оказалась несостоятельной. Нужно исправлять ошибки.
Абхазия: кто стрелял в премьера?
Неспокойной остается и ситуация вокруг Абхазии. Новое руководство довольно энергично взялось за наведение порядка в республике. Президент Сергей Багапш вместе с премьером Александром Анквабом начали борьбу с клановостью и коррупцией во властных структурах. Так, Багапш объявил, что сыновья и ближайшие родственники работников аппарата не будут занимать руководящие должности. А его собственный сын весной пойдет служить в армию Абхазии. Одним из первых распоряжений правительства стал запрет сотрудникам ГАИ останавливать машины, везущие сельхозпродукты к российской границе с целью предотвращения поборов.
Первые шаги абхазской власти вызвали серьезное раздражение как внутри республики, так и за ее пределами — в Грузии. В Тбилиси, в частности, недовольны жесткой позицией нового президента по вопросу независимости Абхазии. Одновременно, как и предсказывали эксперты АПН, начал трещать по швам искусственно созданный союз президента Багапша и вице-президента Хаджимбы. Серьезные разногласия возникли при назначении министров силового блока. Его, согласно договору между кандидатами в президенты, курирует Хаджимба. Но президент продавил назначение своих кандидатур.
В этой напряженной обстановке вечером 28 февраля было совершено покушение на премьера Анкваба. На выезде из Сухуми его автомобиль обстреляли из засады. Сам он не пострадал по счастливой случайности, так как ехал в другой машине. Пока что достоверных данных о том, кто стоял за покушением, нет. Есть версии. В руководстве республики основной считают криминальную, то есть — месть Анквабу со стороны недовольных новыми порядками представителей преступного мира. Другой точки зрения придерживаются некоторые российские эксперты по кавказским делам, видящие причину покушения в противоречиях между старой и новой правящей элитой.
Имеет место и третья версия, высказанная председателем комитета по законности и по законодательству парламента Южной Осетии Тарзаном Кокойты: к покушению причастны спецслужбы Грузии. Действительно, подобные методы лежат вполне в контексте действий нынешнего грузинского президента. Вспомним хотя бы военные действия против жителей Цхинвала и осетинских сел летом 2004 года. Вызывает вопросы и странная гибель премьер-министра Зураба Жвании, считавшегося сторонником умеренной линии в отношении Южной Осетии и Абхазии. Надо сказать, что Жванию пытались убить еще летом. В районе Цхинвала его кортеж был обстрелян со стоны грузинских позиций, занимаемых людьми тогдашнего министра МВД, "ястреба" Ираклия Окруашвили. Возможно, через полгода дело просто довели до конца. И недаром президент Саакашвили сделал знаковую оговорку об "убийстве Жвании"… А если можно убить своего премьера, то почему нельзя абхазского? Грузия сейчас не способна захватить Абхазию военным путем, поэтому она пытается разжигать внутренние противоречия в республике, использует тактику провокаций и угроз. А гибель сильного руководителя Анкваба могла бы ввергнуть Абхазию в хаос.
Нужно отдавать себе отчет, в том, что обновленный блок ГУУАМ может оказаться весьма агрессивным и опасным формированием. Лидеры Грузии и Молдавии своими повадками напоминают первых президентов этих республик. Сакаашвили фактически не скрывает, что кровавый диктатор Звиад Гамсахурдиа является его кумиром. Риторика Воронина в отношении Приднестровья все больше похожа на речи Мирчи Снегура, железом и кровью пытавшегося усмирить эту республику. И разве беспомощность нынешнего хозяина Кремля, взирающего на все это, не заставляет вспомнить о его предшественнике, при котором стал возможным распад СССР и войны в разных частях некогда великой державы?