Госдума России продолжает изобретать поправки к законам, которые должны «прищучить» руководителей регионов. В частности, здесь опять поставлен вопрос о «третьем сроке» для региональных лидеров. Только что нижняя палата парламента приняла соответствующий законопроект в третьем чтении. Народные избранники запретили участвовать в выборах тем губернаторам, местное законодательство которых предписывает ограничение на переизбрание (только два срока). Но таких регионов, как выяснилось, большинство, поскольку правовые акты субъектов списывались с федерального закона о выборах президента.
Кроме того, Госдума приняла поправку в законодательство, согласно которой губернатор считается избранным только в том случае, если за него проголосуют более половины пришедших на выборы избирателей, то есть, ввести во всех регионах двухтуровую систему. Среди прочих внесено предложение запретить губернаторам, отстраненным от должности и ушедшим в отставку, баллотироваться на свою должность еще раз. Очевидно, федеральные законодатели хотят, чтобы «казус Тулеева» не получил повсеместного распространения.
Кроме того, депутаты предлагают нововведение для тех субъектов федерации, где правом голоса обладают свыше одного миллиона человек. Здесь, считают они, по партийным спискам должны избираться, как минимум, 15 процентов депутатов регионального законодательного собрания. Таким образом, местные депутаты смогут стать более независимыми от губернатора. Кроме того, принятие подобной поправки заметно оживит и партийную жизнь. Например, для «Единства» это может вывести из кризиса многие его региональные структуры.
Рассматриваются и предложения обязать губернаторов в период избирательной компании уходить в отпуск и вообще не появляться в СМИ вне рамок отведенного эфирного времени. С принятием этих поправок руководителей регионов будет легче привлечь к суду за нарушение избирательного законодательства.
Но, пожалуй, самым серьезным образом на губернаторскую свободу посягает поправка, разрешающая назначать начальников местных УВД без согласования с руководителями регионов. И хотя с образованием окружных подразделения силовых ведомств, региональные органы МВД или прокуратуры имеют меньшую сферу влияния, руководители субъектов федерации по-прежнему воспринимают это тему крайне болезненно. Тем более что согласование кандидатур силовых министров в регионах с местными органами власти считается конституционным принципом.
Естественно, что все эти поправки крайне отрицательно воспринимаются членами Совета Федерации, через который они вряд ли смогут пройти без согласования с президентом. Кремль пока устранился от активного обсуждения данных тем.
Вместе с тем, на прошлой неделе в администрации Владимира Путина была создана комиссия по разграничению полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Большинство аналитиков восприняли это как попытку в очередной раз надавить на регионы, однако, скорее всего задача данной структуры будет как раз прямо противоположной. В окружении президента уже стали задумываться о новых президентских выборах, и теперь Путину необходимо как-то налаживать отношения с региональной элитой. Вероятно, комиссия и должна будет снимать все спорные вопросы между губернаторами и федеральным центром.
Такой поворот в отношениях Путина и губернаторов вполне объясним. Попытка вернуть регионы к системе жесткого вертикального управления практически провалилась, полпреды не смогли выполнить возложенных на них задач. Яркий пример тому - выборы в Приморье. Вмешательство наместников Путина в губернаторскую избирательную кампанию было весьма грубым и малоэффективным. Очевидно, поэтому президент решил на какое-то время оставить политику внедрения жесткой вертикали власти и вернуться к ельцинскому способу правления, - с опорой на губернаторов и олигархов. Последним он уже помог, обязав правительства внести в Госдумы законопроект, по снижение норматива обязательной продажи валютной выручки государству с 75 до 50 %, что не может не радовать олигархов-экспортеров.
Что же касается думских инициатив по ограничению власти губернаторов, то, скорее всего, они лишь помогут президенту поторговаться с губернаторами. К примеру, даже если вообразить, что Совет Федерации примет закон о поправках, которые касаются третьего срока, Путин его скорее всего не подпишет. Да и вряд ли будет настаивать на его утверждении верхней палатой. Это было бы не целесообразно даже из этических соображений: нельзя же президенту так быстро менять свою позицию по одному и тому же вопросу. Возможно, не будут пересматривать и процедуру назначения региональных силовых чиновников. Но при этом, вероятно, введут поправки о выборах региональных депутатов по партийным спискам, что несколько поможет думским фракциям утвердиться в субъектах федерации и «достичь взаимопонимания» с губернаторами.