В ряде государственных общеобразовательных школ Москвы, Московской и Воронежской областей началось преподавание новой учебной дисциплины - «Основы православной культуры». Формально это факультативный курс, на практике же факультативность, по некоторым свидетельствам, состоит в том, что от занятий освобождаются школьники, чьи родители подают соответствующее заявление. В качестве учебника используются «Основы православной культуры» А. В. Бородиной, рекомендованные Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Движение «За права человека» обратилось в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту «незаконного и антиконституционного внедрения сугубо церковного и пронизанного нетерпимостью и исключительностью учебника в государственные учебные заведения». Правозащитники усмотрели в этом учебнике возбудитель национальной и религиозной вражды, что карается по статье 282 УК РФ. Впрочем, прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела, а суд, рассматривающий законность такого решения прокуратуры, отложен до морковкиного заговения.
В чЈм суть претензий правозащитников? Это, прежде всего, параграф «Казнь Иисуса», где сказано: «Иудеи привели Иисуса к римскому правителю Понтию Пилату, требуя смертной казни Христа… По требованию иудеев Пилат был вынужден приговорить Иисуса к смертной казни на кресте… Почему иудеи распяли Христа?». Возможно, автор учебника использовала конфессиональный термин «иудеи» вместо этнического «евреи», руководствуясь своим пониманием политкорректности; однако, это ничего не меняет, так как закон ставит знак равенства между возбуждением вражды национальной и религиозной. Фактически ответственность за распятие Иисуса возлагается на одну из традиционных российских конфессий, перечисленных в законе «О свободе совести».
Кстати, такая упрощЈнная трактовка не совпадает с евангельским текстом. В Евангелии от Матфея эти действия инкриминируются первосвященникам и старейшинам (Мф. 27: 1), в Евангелии от Луки к ним добавлены ещЈ и «книжники» (Лк. 23: 10). Словом, если переводить это на язык советских школьных учебников, в казни Иисуса виноваты «жреческая и рабовладельческая верхушка».
Но, не ограничившись обвинением в адрес конфессии, автор учебника пустилась далее в нравоучительные рассуждения по поводу «народа», который отверг Иисуса и потребовал предать его казни, ибо «думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла была непонятна ему». Правда, имя этого недостойного народа даЈтся лишь в качестве намЈка, но намЈка более чем прозрачного.
В учебнике А. В. Бородиной могут найти подтверждение своих мыслей не только антисемиты, но и вообще ксенофобы. Например, автор констатирует, что «общение с другими народами и национальностями» для «православного русского народа» «чаще всего совсем «невыгодно» и даже опасно, т. к. «гости» или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традиционно-православного государства».
Прокуратура не нашла во всЈм этом крамолы, так как, согласно постановлению, подписанному Останкинским межрайонным прокурором г. Москвы И. И. Божко, «в тексте книги отсутствуют какие-либо специальные языковые средства, которые бы формировали негативные установки и побуждали к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как их представителей».