Украина во мгле
Часть 1 — здесь
По ком звонит колокольчик?..
В Средневековой Европе благодаря «крестовым походам» лепра распространилась достаточно широко. Самые эффективные медицинские технологии того времени (очищение желудка, кровопускания… даже мясо гадюки) были бессильны против проказы. Люди боялись ее гораздо больше, чем мы сегодня боимся СПИДа или рака, а самого прокаженного считали «проклятым». При появлении первых признаков проказы человека отпевали в церкви, как мертвого. Затем ему давали особую одежду (тяжелый балахон с капюшоном), а также рог, трещотку или колокольчик, чтобы он мог предупредить здоровых людей о своем приближении. Помимо унизительных колокольчиков, больному под страхом смерти вменялось в обязанность при виде людей разрывать на себе одежды и кричать: "Нечист, нечист!".
Больные проказой лишались всех социальных прав (в том числе, права наследования). Лепра у одного из супругов считалась законным поводом для развода даже у набожных католиков. Прокаженному запрещалось: входить в церковь или трактир, посещать рынки и ярмарки, мыться в проточной воде (или пить ее), есть вместе с незараженными, прикасаться к чужим вещам или к товарам при их покупке, говорить с людьми, стоя против ветра. Требования закона были беспощадны — исключений не делалось даже для правителей: монарх, пораженный этой страшной болезнью, должен был оставить трон и удалиться из общества…
Лечебное иглоукалывание
Такая безрадостная картина была характерна для раннего Средневековья. Ближе к эпохе Возрождения запылали «костры Инквизиции». Горели они аж до ХIХ века (последнее сожжение зафиксировано в Испании в 1829 году).
Российский историк Дмитрий Занков предложил чрезвычайно интересную гипотезу, расшифровывающую смысл «охоты на ведьм», до сих пор считавшейся символом религиозного мракобесия. Ссылаясь на обширную литературу по этой тематике, он сделал неожиданный вывод: «ведьмы», поиском и уничтожением которых занималась Святая Инквизиция, на самом деле, были лепробольными. В первую очередь на это указывает механизм доказательства вины и форма казни (сожжение).
Как известно, тело подозреваемого в ведовстве тщательно осматривалось в присутствии инквизитора и медика. «Еще до пытки колдунью подвергали операции отыскивания стигмата дьявола. Для этого ей завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы», — отмечает популярный дореволюционный историк Сергей Владимирович Тухолка в своей знаменитой работе "Процессы о колдовстве в Западной Европе в 15-17 веках». Достаточным основанием для признания вины считалось наличие «дьяволовой печати», укол в которую не вызывал болевых ощущений и кровотечение.
Описание «дьяволовых печатей у средневековых теологов как будто списано под копирку из современного медицинского справочника - «На коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль» (Медицинской энциклопедии, Москва, 1979 год).
Столь же точно Средневековые авторы указывают традиционные места расположения лепром на теле больного: «…У мужчин под веками или под мышками, или на губах, или на плечах, в заднем проходе… У женщин обычно на груди или в интимных местах» (Людовико Синистрари).
Современники свидетельствуют, что машина Инквизиции работала четко, как часы. Никакого произвола — на костер шли лишь «ведьмы», «вина» которых была «доказана» с помощью иглы.
"Нет ни одной ведьмы, на которую дьявол не поставил бы некую отметину или знак своей власти" (Ламберт Дано)
"Ни один из осужденных за колдовство не был осужден без клейма" (Питер Остерман)
"Клеймо — это самое высшее доказательство, гораздо более бесспорное, чем обвинения или даже признания" (Яков I Стюарт)
Если учесть, что согласно Медицинской энциклопедии, «нарушение чувствительности в кожных поражениях наблюдается только при лепре и ни при каком другом кожном заболевании», «санитарная версия» Дмитрия Занкова приобретает вполне законченный вид.
«Ведьма» как диагноз
Практиковавшиеся в раннем Средневековье «колокольчики» и прочая «самодеятельность», судя по всему, к этому времени доказали свою полную несостоятельность. Римско-католическая церковь была вынуждена в экстренном порядке найти новую эффективную форму нейтрализации больных лепрой еще на ранней стадии заболевания. Только так можно было сбить волну эпидемии. И она ее нашла в лице Святой Инквизиции. Внимательное изучение источников по этой теме позволяет обнаружить массу косвенных доказательств непротиворечивости данной гипотезы.
Во-первых, кроме Римско-католической церкви «аутодафе» (сожжение «ведьм») активно практиковали и протестантские государства — непримиримые враги католической церкви.
Костры вспыхивали спорадически — то тут то там, что позволяет говорить об их «эпидемиологической природе». Перед инквизицией были равны все сословия. Часто сжигали детей (особо уязвимых для возбудителей лепры) и даже целые семьи (родственники больного — основная группа риска).
Пытки, очевидно, были нужны для того, чтобы собрать информацию о контактах «ведьмы» и провести расследования в отношении потенциальных разносчиков заболевания. Многие авторы (например, Я.Канторович и Н.Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. В свою очередь средневековые демонологи, предупреждали об опасности близкого контакта с ведьмами, и рекомендовали судьям при допросах избегать прикосновений (для пыток использовались инструменты с длинными ручками). Это не всегда помогало — известны случаи, когда в «колдовстве» обвиняли палача и судью, ведшего процессы. С обвиняемого в колдовстве крайне редко снимали обвинения. После освобождения он подвергался строжайшему карантину: ему запрещали входить в церковь, даже в собственном доме он жил изолированно…
Отдельного внимания заслуживает стереотипный образ «ведьмака» или «колдуньи» сохранившийся в представлении людей с той далекой поры почти без изменений. Английский историк Р.Харт в работе "История ведовства" описывает ведьму так: «Они кривые и горбатые, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, повергающая в ужас всех окружающих. Их кожа покрыта какими-то пятнами. Старая, потрепанная жизнью карга, она ходит согнувшись дугой, с ввалившимися глазами, беззубая, с изборожденным ямами и морщинами лицом. Члены ее постоянно трясутся». К этому описанию можно добавить неприятный скрипучий голос и мы получим точный портрет Бабы Яги.
А вот описание лепробольного (лепротозного типа) из Медицинской энциклопедии:
«…В запущенных случаях выпадают брови, ушные мочки увеличиваются, выражение лица сильно изменяется, зрение слабеет до полной слепоты, голос становится хриплым».
Кроме косвенных доказательств, в средневековых трактах можно найти и прямые подтверждения «санитарной версии». Например, об инфекционной опасности, исходящей от «ведьм», средневековые авторы говорят вполне определенно:
«Нет такой болезни, которую не могли бы наслать ведьмы на человека с Божьего попущения. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными» («Молот ведьм»).
«Ведовская зараза может часто передаваться детям их грешными родителями. Каждый день мы встречаем примеры испорченности этой заразой детей» (Франческо-Мариа Гуаццо).
На этом фоне обширный «демонологический бэкграунд», поражающий воображение современного читателя, выглядит не более, чем попыткой придать всем этим «санитарным мерам» определенную «теологическую респектабельность». Разумеется, имели место и злоупотребления, и «врачебные ошибки», но основной смысл «охоты на ведьм» они не меняют — речь шла об экстренных мерах, направленных на подавление эпидемии проказы.
«Проказник» Узиягу
Лишь к ХVIII-XIX вв. «эпидемиологическая обстановка» в Европе нормализовалась. Оставшихся больных можно было нейтрализовать, изолируя их в лепрозориях, а не сжигая на кострах. С тех пор их число неуклонно снижалось, достигнув сегодня рекордно низкой отметки — около 10 млн. человек. Подавляющее большинство лепробольных проживает в слаборазвитых странах. В комфортабельной Европе их сейчас считанные единицы…
2004 год начался посланием Папского совета по апостольству среди работников здравоохранения, посещенном Всемирному дню помощи больным проказой (отмечается в последнее воскресенье января): «Церковь видит образ Божий в больных лепрой и проявляет уважение к достоинству людей, пораженных этой страшной болезнью». Тогда же Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) поставила перед собой амбициозную цель — избавить человечество от этого заболевания в течение ближайших 6-ти лет. Для ее реализации из разных источников уже собрано почти $100 млн.
В таких условиях, конечно, трудно поверить в то, что «без пяти минут» президент крупнейшего государства Европы приобрел этот чудовищный недуг накануне своего долгожданного триумфа. Неудивительно, что для его многочисленных сторонников любой доселе невиданный «атипичный герпес» с угрями выглядит правдоподобней, чем эта полузабытая средневековая болезнь.
Пожалуй, единственной инстанцией, способной дать происходящему какое-то рациональное объяснение на сегодняшний день являются еврейские мудрецы — толкователи Торы (как древние, так и современные).
В частности, живший в XII веке рабби Моше бен Маймон (Рамбам) свидетельствует : «О «проказе», упомянутой в Торе, сказали [наши мудрецы], что она является наказанием за злоязычие, поскольку прокаженного следует отдалить от людей, с тем, чтобы он более не мог наносить вред своими злыми речами».
В контексте антисемитской риторики, свойственной сторонникам Ющенко из Западной Украины, это толкование выглядит особенно зловещим.
В свою очередь, выдающийся современный еврейский мыслитель Мартин Бубер предлагает обратить особе внимание на пример царя Узиягу («Диврей га-ямим II», 26:16-20). Он был поражен «проказой» за попытку самочинно присвоить себе право совершать жертвоприношения в Храме (у евреев подобной привилегией обладают только священники).
Не правда ли «присяга», принесенная Ющенко в захваченной его сторонниками Верховной Раде, обнаруживает с деянием царя Узиягу пугающее сходство?
На что намекают шахтеры
Так или иначе, отсутствие авторитетного заключения врачей-лепрологов (или утаивание такого заключения, если оно уже получено) чревато для Украины катастрофой, сравнимой со взрывом на Чернобыльской АЭС. Руководство СССР тогда тоже не спешило предупреждать людей о грозящей им опасности. И мы знаем к чему это привело.
У лепры очень длительный инкубационный период. Затем, не менее длительный латентный этап (без клинических проявлений)… Пройдет несколько лет, прежде чем «бактериологическая мина», которая в данный момент, возможно, закладывается под Украину, рванет по-настоящему. Сейчас эту проблему еще можно решить. Когда станут заметны клинические проявления лепры у сотен (если не тысяч) людей, будет уже слишком поздно.
Если Виктор Ющенко после переголосования будет все-таки объявлен президентом, его инаугурация вполне может состояться в последнее воскресенье января… Папский совет по апостольству среди работников здравоохранения, наверняка, опять призовет «проявлять уважение к достоинству больных этой страшной болезнью». А тем временем Украина, грезящая сейчас прекрасным европейским будущим, на заре XXI века, как «Титаник», начнет плавно погружаться пучину Нового Средневековья. С «колокольчиками» и Святой Инквизицией.
Сторонники Януковича давно называют «померанчевую революцию» «шабашем», а смелую женщину Юлию Тимошенко — «ведьмой». Интересно, на что они намекают?