Новая экономическая повестка дня очевидна. Премьер-министр Михаил Касьянов на Петербургском форуме обозначил приоритеты своего правительства: рост благосостояния населения и модернизация экономики. Эти же приоритеты заложены в среднесрочную программу правительства. Они вполне соответствуют курсу президента Владимира Путина, отвечают подлинным нуждам страны и могут быть положены в основу национального консенсуса. Предмет дискуссии - эффективность подходов и средств.
Сегодня уже можно судить об эффективности той логики действий, которая была сформулирована в ультралиберальной «программе Грефа» и лежит в основе действий правительства. Ее суть: создадим благоприятный инвестиционный климат, устраним препятствия на пути бизнеса, прежде всего, региональные административные барьеры. Если государство не будет вторгаться в экономику (сторонники «промышленной политики»-отсталые ретрограды), то рынок сам сделает свое дело. В страну придут крупные иностранные инвестиции. Российская промышленность поднимет свою конкурентоспособность, а банкротства зачистят «хромых уток».
Слов нет, энергичные усилия правительства по нормализации условий деятельности бизнеса заслуживают поддержки. Налоговый, бюджетный, а теперь принимаемый с боем и земельный кодекс, реалистичный бюджет - действительно крупные совместные завоевания правительства и реформаторской части Думы.
Но институциональные изменения - возделывание почвы для бизнеса, которая даст плоды в будущем. А пока экономика пожинает сорняки, которые всегда поспевают раньше злаков. Резко упали темпы роста экономики. Они держатся только высокими ценами на энергоносители, вклад эффективности ничтожен.
Производственные резервы в экспортных отраслях исчерпаны. Инвестиционные ресурсы поглощаются их производителями, -экспортными отраслями. Несильно выросшие иностранные инвестиции также концентрируются в добывающем секторе, усиливая сырьевую структуру российской экономики. Переток капитала идет лишь в путем поглощения потенциально прибыльных предприятий (автомобилестроение, нефтехимию и т.п.) и формирования гигантских многопрофильных конгломератов, российских аналогов корейских чеболей. Эти динозавры, убеждают: что хорошо для них, хорошо для России. Какая уж тут честная конкуренция и корпоративная прозрачность. Теперь, после кризиса в Корее, всем известно, что такая экспансия не повышает конкурентоспособность, а создает предпосылки для последующего краха. Таким образом, сбылось то, о чем предупреждали критики «программы Грефа» (включая автора): вместо модернизации закрепляется отсталая структура экономики.
Но есть еще один, не менее важный стратегический фактор. Экономика, основанная на доминировании российских чеболей, становится питательной средой авторитаризма. Уже сегодня видно огромное влияние крупнейших финансово-промышленных групп на региональные выборы. Каждая их новая победа - вклад в создание финансово-региональных альянсов, в усиление их влияния на региональном и на федеральном уровне. Если все так и продолжится, то скоро все усилия Кремля будут поглощены борьбой то с одним, то с другим чеболем. На реформы сил уже не останется.
Вывод прост: макроэкономические и институциональные меры, - необходимые, но больше недостаточные компоненты реформ. Либеральный курс, проводимый абстрактно, без учета специфики ситуации, приводит, как это часто бывает, к самоподрыву, краху курса реформ, значимого, кстати, не только для ультралибералов.
Реформы в экономике и политике - не всегда движение по прямой, заданным курсом. Парусный корабль, лавирует, меняя галсы и преодолевая сопротивление ветра, чтобы дойти до намеченной цели. Сейчас пора, сохраняя курс, переменить галс.
Необходимо целенаправленными рыночными мерами поддержать машиностроение - наиболее нуждающийся сектор экономики, без подъема которого нельзя преодолеть технологическую деградацию экономики, эффективно использовать огромный человеческий капитал как источник динамичного и устойчивого роста.
Прежде всего, необходимо поддержать и переструктурировать платежеспособный спрос населения на отечественные товары длительного пользования. Очевидно, что именно этот сектор - надежный ускоритель экономического роста. Рецепт хорошо известен - потребительский кредит. ЦБ и правительство вместе с банками, прежде всего Сбербанком, должны оперативно выработать реалистичную схему развития потребительского кредита, опирающуюся на выходящие из «тени» доходы населения.
Важным ресурсом ускорения темпов роста является стимулирование корпоративного спроса на продукцию отечественного машиностроения. Именно здесь имеются значительные свободные производственные мощности и просто огромные резервы роста конкурентоспособности. Возрастут доходы - появятся, как показал опыт угольщиков, инвестиции, как собственные, так и иностранные. Главный резерв - спрос отечественных экспортеров. Не испытывая серьезных финансовых трудностей, эти экспортеры не ищут от добра добра и покупают импортное оборудование. Не секрет, что крупные западные компании создали эффективную систему лоббирования закупок своей продукции. Например, покупаются промышленные трактора «Катерпиллер» и «Коматсу», тогда как имеется дешевый и вполне надежный отечественный чебоксарский трактор.
Для того, чтобы изменить положение необходим осмысленный толчок со стороны государства. Возможно, следует ввести порядок, что предприятия, находящиеся под контролем государства, а также частные компании, пользуюущиеся государственными льготами и иной поддержкой, должны осуществлять крупные закупки на основе тендера. Конечно, и здесь возможны манипуляции и злоупотребеления, но, они станут гораздо нагладнее и, следовательно, намного рискованней для конкретных менеджеров.
Другой источник спроса - поддержка индустриального экспорта. В среднеразвитых странах Азии, Африки и Латинской Америки имеется потенциальный спрос на продукцию отечественного машиностроения. Последний пример - выигрыш «Уралмашем» тендера на поставку в Монголию огромного экскаватора.
Конечно, торговля машинами требует гораздо больше умения, чем продажа сырья. Необходима организация сервисного сопровождения, переход на международные стандарты качества и т.п. Но все же главное то, что наши заводы не могут предоставить те же финансовые условия, что и их западные конкуренты. Необходимо предоставлять нашим зарубежным партнерам связанные кредиты на покупку отечественной техники и создать при поддержке государства систему экспортного финансового лизинга.
Предварительные оценки показывают, что предложенные меры могут добавить, учитывая их сопряженные эффекты, два-три процентных пункта к складывающщимся темпам экономического роста. Они, в значительной мере, способны ослабить негативные последствия возможного падения цен на нефть и газ. Но главное они запускают механизмы рыночного роста, наращивания конкурентоспособности отечественного машиностроения, повышения спроса на качественные конструкторские и технологические разработки, на отечественные квалифицированные кадры. Это уже путь к позитивным структурным сдвигам.
Предлагаемые меры, в отличие от разного рода инвестиционных проектов, не слишком рискованы и не требуют огромных денег. Да и риски можно снизить, потребовав от участников соответствующих программ надежных гарантий, частично включающих личное имущество высшего менеджмента (сразу станет ясна мера заботы о будущем родного предприятия). Но все же на все это нужны «длинные» деньги.
Хорошо известно, что денежки в стране имеются. Проведенные под руководством автора исследования сбережений населения показали, что на руках находится порядка 70 млрд. долларов. При этом, примерно 20 млрд. долларов могут быть инвестированы при существенном повышении доверия к отечественной финансовой системе. Такое повышение доверия дело необходимое, но не быстрое, а время не ждет.
Способ разрубить этот гордиев узел есть. Нужно конвертировать высокий уровень доверия народа к нашему президенту в экономический подъем страны - создать под личным патронажем президента внебюджетный фонд «Экономическое развитие России», финансируемый за счет размещения Национального займа развития. Сегодняшняя экономическая ситуация позволяет разместить облигации займа под 12% годовых, предоставляя средства банкам и предприятиям, участвующим в соответствующих программах, с минимальной маржой.
Для таких решительных мер нужны не бюрократы, а представители рыночного менеджмента. В стране уже есть люди, составившие состояние, знающие реальные правила игры и способные работать на пользу Отечества. На руководстве программами фонда также можно вырастить новое поколение высших государственных чиновников, способных энергично и содержательно проводить государственную линию в экономике.
Средства этого фонда следует использовать только на программы, исключающие любые авантюры, какими бы благими мотивами они не прикрывались. Руководство фонда должно хорошо понимать, что на кон поставлено реноме президента, и отвечать за собранные страной и доверенные им деньги головой (включая все личное имущество).
Можно дискутировать о конкретных мерах. Главное - начать энергично действовать. Жизнь требует смены галса на пути к экономическому процветанию страны.
Иосиф ДИСКИН