Путин — главное оружие российских политтехнологов
Последние три-четыре месяца в российских и украинских политических кругах циркулировал то ли слух, то ли байка о том, что для поддержки «своего» кандидата на украинских президентских выборах у Кремля есть «тайное сверхоружие», которое будет применено в последний момент и лишь в случае, если этот кандидат явно «пролетает». Речь шла об использовании «фактора Путина» — о прямом телеобращении российского президента к украинскому народу с просьбой поддержать именно этого кандидата. Скептики считали, что вероятность такого шага невелика, поскольку он может, с одной стороны, поставить под сомнение легитимность самих выборов, с другой — дать противоположный ожидаемому эффект.
Но устроители realty-show подошли к задаче творчески — в эфире главных украинских телеканалов 26 октября Путин предстал в образе «информационного танка»: он не занимался прямой агитацией, что было бы противоправно, и не демонстрировал нахрапистости, что было бы неправильно с имиджевой точки зрения. Но косвенную поддержку Виктор Янукович всё же получил, и немалую. За час прямого телеэфира Путин несколько раз вспомнил о нем мельком и один раз основательно, отвечая на вопрос о своем дне рождения. Мол, моя частная жизнь — имею право. Да, общался с друзьями — с Виктором Федоровичем, в частности, и даже подарок от него получил.
Еще одно значимое послание: сделаю всё, чтобы граждане Украины ездили в Россию не по загранпаспортам (это правило вводилось в действие с 1 января 2005 года), а по паспортам внутриукраинским. Судя по всему, на этот раз проблема была создана специально «под выборы», — чтобы потом ее «мужественно и победоносно» решить — как в анекдоте про козла. Ющенко тоже пытался ею воспользоваться, обещая, что первым его указом будет разрешение поездок по странам СНГ по внутриукраинским паспортам, но об этом уже никто не помнит — слишком слабы у него каналы трансляции предвыборных обещаний.
Общий информационный контекст Украины, в котором состоялось выступление Путина, сыграл на руку Януковичу, поскольку российский президент озвучил систему ценностей, созвучную предвыборному «пиару» последнего — вплоть до идеи о двойном гражданстве.
Судя по «темнику», опубликованному на сайте «Украинской Правды», устроители телеакции Путина с украинской стороны (т.е. где-то между администрацией Кучмы и штабами Януковича), пытались «впарить» российскому президенту еще и негативную информацию по Ющенко и оппозиции, но тот тактично обошел эту тему стороной.
Похоже, выступление Путина еще больше поляризовало украинское общество, но на сей раз не по линии «Запад — Восток» или «молодежь — старики», а по линии тех, кто считает допустимым демонстративное, но правильно выстроенное в плане интонаций, вмешательство соседнего президента в публичный политический процесс своей страны, и на тех, кто не любит, когда им «впаривают», даже если это делают «бело» и «пушисто».
Впрочем, если проанализировать не только то, что говорит Путин, но и то, как он это делает, если обратить внимание на его интонации, движения, на общий визуальный ряд, складывается впечатление, что его «чувства» к Януковичу не вполне искренни. По всей видимости, Путин хорошо понимает, что его втягивают в какие-то чужие игры, склоняя к поддержке конкретного кандидата, а не самого принципа честных и прозрачных выборов, и что с Януковичем выходит откровенная «подставка».
Но, вероятно, договоренности, в соответствии с которыми российский президент должен вести себя именно так, а не иначе, имеют серьезное значение для интересов России, раз заставляют бывшего сотрудника правоохранительных органов публично обниматься с бывшим клиентом этих самых правоохранительных органов. Да и вообще — политтехнологи Януковича фактически предложили Путину сыграть партию в «русскую рулетку». Ставки высоки (как минимум, будущее российско-украинских отношений в случае победы Виктора Ющенко), но он согласился и мужественно раскручивает барабан, в котором, правда, не один патрон, а штук пять — не меньше.
Кстати, с точки зрения предвыборных интересов Виктора Януковича «телетеатр одного актера» уместно было бы проводить перед вторым туром выборов, а не сейчас, но, не исключено, перед вторым туром PR-технологи российского президента и кандидата в президенты Украины удивят еще чем-нибудь не менее умопомрачительным.
Российско-украинские отношения при президенте Ющенко и при президенте Януковиче
Следует отдавать себе отчет в том, что дилемма Ющенко / Янукович — это вовсе не две разные геополитические стратегии, это не две противоборствующие идеологии, это не две альтернативные модели экономического развития, это не два пути решения социальных проблем, это даже не две системы мировоззренческих и политических ценностей. Это две разные эстетики власти. Ющенко в силу своих личностных качеств может делать ставку на «мягкую» и саморегулирующуюся систему управления, Янукович в силу своих качеств и жизненного опыта — на жесткое «тотальное управление», осуществляемое главным образом представителями «донецкого» клана. Угрозой Украине в случае президентства Ющенко, учитывая стиль его политического поведения, может стать хаос и анархия, в случае Януковича — «непросвещенный авторитаризм». Если Украину Кравчука называли «большим парткомом», Украину Кучмы — «большим заводом», то Украина Ющенко — это «большая бизнес-корпорация» или «большая колхозная бухгалтерия», а Украина Януковича — это что-то среднее между «большой автобазой» и «большой зоной».
В случае победы Виктор Янукович скорее всего «забудет» о своих обещаниях, связанных с двойным гражданством и русским языком в качестве «второго государственного», поскольку эти моменты объективно не соответствуют логике развития украинской государственности и реально ее подрывают. Российскому бизнесу, находящемуся на Украине, видимо, будет предложено существовать в значительно более сложных и значительно менее выгодных условиях, либо покинуть пределы Украины. В любом случае, отношения с ним будут строиться на основе неконкурентных методов. Эстетика российско-украинских политических отношений будет отсылать к эпохе брежневского «застоя», что было блестяще продемонстрировано на встрече Виктора Януковича в Москве 8 октября с представителями донбасского землячества и рядом других российских общественных организаций в Колонном зале Дома Союзов.
В случае победы Ющенко российско-украинские отношения могут на первое время значительно ухудшиться, однако морально ответственными за это будут те руководители России, которые под влиянием своих политсоветников, работающих также и на украинских выборах, превратились в агитбригаду Януковича. В качестве «инженеров» и «прорабов строительства» новых «мостов» с Украиной и лично с президентом Виктором Ющенко могут быть использованы фигуры, которые не стали участвовать в поп-акциях в поддержку Януковича: Евтушенков, Лебедев, Игрунов, быть может, Мордашов, представители «Альфа-груп» и некоторые другие. Логика ющенковского понимания политики может гарантировать российскому бизнесу более-менее конкурентные условия существования.
Разговоры о том, что победа Ющенко приведет к сближению Украины с Западом, а победа Януковича — к сближению с Россией, — не более, чем предвыборные политтехнологии штаба кандидата от власти. Цивилизационная идентичность Украины не подвергнется какой-либо существенной корректировке. Геополитика останется такой же неопределенной и «многовекторной» (точнее — безвекторной), основанной на балансе между сильными соседями. Стратегия по линии Украина — НАТО, Украина — ЕС, Украина — Россия, Украина — ЕЭП будет зависеть, главным образом, не от личности будущего президента и даже не от его окружения, а от конъюнктуры политического процесса.
«Бархатная» революция по-украински: «Каштани падають на брук — тук-тук-тук-тук!»
Украинская «бархатная» («каштановая») революция очень даже реальна. Есть радикальная молодежная студенческая среда (прежде всего неформальная организация «Пора»), готовая к проявлению умеренной социальной агрессии, есть ощущение несправедливости действий власти, есть апробированная в Югославии, Грузии и многочисленных странах «третьего мира» политическая технология по свержению режима на парламентских или президентских выборах, есть, в конце концов, общественные и экспертные ожидания такой революции, связанные с усиленными рефлексиями по поводу аналогичных грузинских и югославских событий.
Сомнения вызывает успех такой революции.
Во-первых, украинская политическая культура и национальный характер украинцев предопределяют невысокий уровень социальной активности и в целом пассивное политическое поведение. Хотя, судя по самым последним соцопросам, где-то четверть населения Украины готова к участию в активных акциях протеста против действий власти (раньше таких было всего 5–7%).
Во-вторых, режим Леонида Кучмы тщательно контролирует силовые структуры (прежде всего МВД — силовую основу существующей власти). Успех «бархатных» революций основан на том, что «силовики» в конце концов переходят на сторону восставших. В украинской ситуации ничего похожего не предвидится.
В-третьих, для успеха «бархатной» революции необходимы эффективные информационные каналы с большим охватом населения. Практически все украинские телеканалы находятся под жесточайшим контролем власти. Единственный альтернативный информационный телересурс — «5 канал» — в последнее время стоит перед угрозой закрытия, да и его охват территории Украины ничтожно мал (крупные города, да и то не все). Заставляют задуматься и слухи о том, что сразу после окончания выборов 31 октября якобы по техническим причинам перестанет работать Интернет и два главных украинских оператора мобильной связи — UMC и «Київстар».
В-четвертых, отсутствует самый главный ресурс для успеха «бархатной» революции — «харизма власти», «властный инстинкт», воля к власти лидера оппозиции Виктора Ющенко. Это нечто труднообъяснимое, что заставляет верить и политическую элиту, и представителей силовых структур, и широкие народные массы в то, что данный политик «возьмет» власть и что целесообразно вовремя стать на его сторону — только в таком случае образуется эффект «снежного кома». Подобной хризмой обладал, скажем, Борис Ельцин, в несколько меньшей мере — Леонид Кучма. Виктор Янукович также не обладает такой харизмой, чем и объясняется длительное и примерно равновесное противостояния обоих кандидатов.
Что следует делать в такой ситуации украинской власти — пускай она сама и думает.
Современные предвыборные расклады таковы, что ни одна из трех конкурирующих сил не уверена в своей «чистой» победе (Ющенко, Янукович) или в безоговорочной реализации своего плана по срыву выборов (Кучма — Медведчук). Поэтому каждая из этих сил заинтересована в принципиально разных «кризисных» сценариях.
Ющенко заинтересован в сценарии «бархатной» революции, поскольку его совокупного ресурса недостаточно для паритетной конкуренции с Януковичем, главный ресурс которого — административный. Сюжетная канва приблизительно такова: объявление «фальсифицированных» властью результатов, массовые народные выступления и акции протеста, объявление новых, «честных», результатов.
Янукович заинтересован в крупномасштабной фальсификации голосования, поскольку имеет очень незначительные шансы выиграть выборы честным путем. Ситуация почти как в популярном анекдоте про премьер-министра: утром 32 октября глава его штаба Сергей Тигипко сообщает ему две новости, хорошую и плохую, — он выиграл выборы, но за него никто не проголосовал.
Тандем Кучма — Медведчук заинтересован в полном срыве выборов и узурпации власти — например, путем введения чрезвычайного положения в ответ на фальсификацию результатов и массовые народные выступления. Потом — назначение новых выборов, в контексте которых Ющенко и Янукович уже никак не станут фаворитами. Их победителем может стать «свежий», не засвеченный в общеукраинском масштабе политик — например, губернатор одной из южных или восточных областей Украины. Однако лидирующее положение в политической системе при таком президенте будут занимать его «Регент» — Леонид Кучма и его «Главный Канцлер» — Виктор Медведчук.
См. также интервью Андеря Окары web-изданию Обозреватель»
и украинской общественно-политической газете «Зеркало Недели».