Тезисы к революционному литературоведению
Три термина, которыми последовательно, в разные исторические эпохи, именовалась «литература». Три эпохи — а как это называется сейчас, я даже и не соображу.
За каждым из этих терминов стоит свое мировосприятие.
"Изящная словесность" — выгораживание своего мира по "благородным правилам" искусства из "неблагородного", дикого мира. (Причем "искусство" — это именно искусство владения особыми приемами и следование особым "искусственным", т.е. неочевидным из действительности, правилам). Из этого же ряда — парк vs. дикий лес. Парки французского абсолютизма. "Английский газон". Гениальная Софиевка. Мы не "познаем" окружающий мир, но привносим в него гармонию. Помнится, в поздней античности и в раннем средневековье Рай представляли в виде не сада-леса, как сейчас, но города окруженного стенами. (Что соответствует природе вещей — как и тогда, так и сейчас в дикой природе человек выжить не может, подохнет или съедят — какой уж тут рай).
Экономическая и социальная реальность были соответствующей — экстенсивная экономика; невозможность серьезных преобразований окружающей среды; зависимость от природы; малодинамичные и малоизменчивые формы социальных отношений; античный тип науки…
Бытописательство — литература познает мир. Точно его отображает. В пределе — если бы писатель полностью схватил мир, то стал бы равен Богу.
Экономическая и социальная реальность — «бытописательство» становится ведущей литературной формой с наступление эпохи Нового времени; началом промышленной революции; капитализм; появление науки в ее современном понимании.
Творчество — Это совсем уже явная попытка уподобиться Богу, ведь творение — прерогатива Творца. Акцент переносится не на описание существующего мира, а на создание нового. Внимание к "глубинам души". К "безднам", где происходит "неподвластное богам". Психологизм. Но, тут уже потенциал исчерпывается. "Бездны души" — оказались исчерпаемы. Полный натурализм — последнее прибежище реализма.
Экономическая и социальная реальность — Новейшее время, «проникновение в тайны природы», «выход в космос», «социальная инженерия». И, наконец, «кризис постмодернизма».
Общество начинает осознавать, что находится в тупике. Из этого состояния может быть только два выхода — консервация существующей ситуации, в чем, по определению, заинтересована «Система»; и революционное изменение всей структуры общества — выход на новую историческую стадию — чему «Система», по определению, препятствует.
Но творчество может идти по двум направлениям: "отражение/ подражение природе, реальному миру", и "выражение/сотворение собственной художественной реальности".
И следующая и пока что последняя, историческая стадия, в которую вылился «литературный процесс» — создание "фантастической реальности". "Фантастический реализм". «Магический реализм», — не описание существующей действительности, но создание своей, «авторской» реальности. Могут быть три ее типа: конструирование прошлого; конструирование будущего; и просто творение параллельных миров, никак не соотнесенных со стрелой времени.
Этот тип литературы конвертирует реальность, то есть уводит от нее в вымышленный мир, где и происходит сублимация социального и экзистенциального действия и социального и экзистенциального протеста. И работать он может и на консервацию существующей ситуации, и на революционное изменение.
О том, что в российском обществе имеется скрытая, еще четко не осознаваемая заявка на такое — говорит обвальный успех книг, где проводится как реконструирование прошлого — от Пикуля до Акунина, так и альтернативного будущего — начали Стругацкие, Василий Аксенов — «Остров Крым», затем Александр Кабаков — «Невозвращенец». Самые модные и авторы последнего времени работают именно в этом жанре:
Виктоp Пелевин — «Чапаев и пустота» и «Generation П» до «Империя V»;
Дмитрий Быков — «ЖД»;
Владимир Сорокин — «День опричника».
Последний "Русский Букер» получила Ольга Славникова за роман «2017». (Действие его происходит на Урале, где к столетию Октябрьской революции власти устраивают костюмированный бал, перерастающий в серьезные беспорядки).
Но ведь изменить мир, а не вообразить его — вот задача революционера.
В эпоху социальной стагнации (как это происходит сейчас по всей Ойкумене — как в России, так и в Израиле, в Западной Европе, в США) ситуация держится во многом инерцией безальтернативности — общество не видит, как еще можно жить, не видит альтернативы существующему порядку вещей.
И вбросить в общество же альтернативный, революционный проект мироустройстова, идеологию будущей революции, новую эстетику нарождающегося мира — очень легко через такую литературу, описывающую мир с точными фотографически выписанными, мгновенно узнаваемыми, фактологическими деталями, но альтернативно-будущий. Для инициирования Революции — нужно именно реконструирование будущего.
Можно сказать, что все прошлые революции начинались с литературы. Французскую подготовили Руссо, Вольтер и энциклопедисты. Революцию большевиков — и фашистскую Муссолини — футуристы. и т.д.
Созданию новой социальной и экономической реальности предшествовало создание новой литературной формы.
Предыдущие статьи из цикла «Азбука Революции»:
Кризис доверия.
Имя.
Эскиз политической карты завтрашнего дня.
Постсоветская компрадорская модель. Русские компрадоры и тайваньские мандарины.