В Москве в скором времени может не остаться свежего воздуха. Тот цветущий город, который мы знали, с его прекрасными парками, садами и аллеями, стремительно уходит в прошлое. Зеленые зоны столицы уничтожаются ударными темпами. За последние 15 лет две трети их площади оказались под застройкой. Такая же судьба, судя по всему, ожидает и оставшуюся треть.
В свое время в Москве часть городских земель были переведены в разряд особо охраняемых природных территорий. Сделано это было для того, что охочий до барышей строительный комплекс не смог дотянутся до уголков живой природы. Но не долго радовались экологи. «У природного заказника «Долина реки Сетунь» были отобраны два наиболее ценных участка, — рассказывает сопредседатель Московской экологической федерации Галина Морозова. — В пойме Сетуни даже обитали животные, занесенные в Красную книгу. И в качестве компенсации за эти участки заказник получил сильно деформированную, загрязненную и практически не реабилитируемую долину реки Наверажки».
Шереметьевский сквер в Марьиной роще и вовсе был вырублен в нарушении всех существующих законодательных норм. «Порубочные билеты были выданы застройщику еще до согласования проекта, но прокуратура работает крайне неэффективно и просто ждет, когда будут подогнаны документы под строительство, — считает Светлана Смирнова. — Прокуратура приостановила строительство, завела уголовное дело, а стройка все равно идет». При этом в качестве обоснования вырубки в постановлении московского правительства было указано, что это делается в связи с необходимостью строительства торгово-развлекательного комплекса.
«Власти города придумали такое сугубо московское изобретение, противоречащее федеральному законодательству, которое заключается в корректировке границ природного комплекса, — говорить депутат Московской городской думы Сергей Митрохин. — За последние три года я насчитал около 60 постановлений правительства о «корректировках», в результате которых земли природного комплекса были переведены в земли поселений и застроены». Однако заместитель руководителя столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Наталья Бринза считает такое положение вещей нормальным. «Город Москва не является заповедником, — заявила на одном из «круглых столов» экологической тематики Наталья Бринза. — По Земельному кодексу московские земли относятся к категории земель поселений. Это уже внутри города мы разбиваем его территорию на участки разного назначения».
Однако при таком наплевательском отношении к собственным природно-охранным зонам столичная мэрия очень ревниво относится к окружающим Москву подмосковным лесам. Всем, надо полагать, памятно недавнее заявление Юрия Лужкова, сделанное в ходе обсуждения проекта Лесного кодекса РФ. «Мы не доверяем Московской области в объективности и правильности решения вопросов о функционировании лесозащитной зоны вокруг города, — заявил мэр. — Если Московская область не хочет передавать эти вопросы под контроль столичных властей, давайте отдадим их федеральной власти, и федеральная власть, понимая государственное значение вопроса сохранения экологии Москвы, будет контролировать ситуацию, а не давать зарабатывать, используя эти земли. По-другому решить этот вопрос нельзя. Это не ущемление прав Московской области, а меры по защите экологии Москвы».
Как защищают экологию в столице, и москвичи, и гости столицы не только видят, но и чувствуют, вдыхая загазованный воздух. Тем поразительнее оказалась аргументация Юрия Лужкова для российских экологов. «Видимо, мэр Москвы Лужков понимает преимущества владения лесными землями», — иронично заметил один из ведущих российских журналистов. Конечно, ведь в Подмосковье в отличие от Москвы есть еще много свободного места, не застроенного торгово-развлекательными комплексами.
Об этой же проблеме говорил в недавнем интервью «Эху Москвы» заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь: «Сейчас мы являемся свидетелями того, как в преддверии вступления нового Лесного кодекса в Мослесхозе проходят четыре суперконкурса, цель которых сделать так, чтобы, так как с 1 января будут только аукционы и все деньги пойдут не в карманы, а в бюджет, то сейчас ровно 900 гектаров под 1 января аккуратно по госцене закрытыми конкурсами и расходятся… На сегодняшний день государственный лес является общенародной собственностью, то есть в одной соответствующей пропорции к количеству населения, в том числе и вашей, частью вашей собственности и собственности наших слушателей. И те, кто иногда не безвозмездно, находят государственному лесу хозяев, они фактически покушаются на ваши карманы и карманы наших слушателей. Я вам могу сказать, что Лосиный остров был продан четыре или пять лет назад одной олигархической группе…»
Возникает законный вопрос, что же это за «темные силы», разбазаривающие подмосковные леса, с которыми так бесстрашно включился в борьбу мэр Лужков? Может быть это действительно власти Московской области, как утверждает мэр? Однако, как выясняется, формально все леса в Подмосковье являются федеральной собственностью и должны управляться Рослесхозом. Но может быть это подмосковные власти самоуправствуют над федеральными лесами?
Завесу над тайной неожиданного природолюбия мэра Москвы и подлинное лицо разбазаривающих подмосковные леса «темных сил», неожиданно и неосторожно разоблачил сам Юрий Михайлович, когда 22 сентября направил письмо на имя премьер-министра Фрадкова:
«Уважаемый Михаил Ефимович!
Национальный парк «Лосиный остров» образован на территории Москвы и Московской области Постановлением Совета Министров РСФСР в 1983 году. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 года № 280 «О национальном парке «Лосиный остров» установлена общая площадь парка 12881 га, из них 3093 — в г. Москве, 9788 — в Московской области. Его территория отнесена к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Дирекцией парка осуществлены юридические и процессуальные нормы по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Ранее принятыми нормативными правовыми актами в границы парка в черте г. Москвы были внесены земельные участки около тридцати сторонних землепользователей. В тоже время на землях парка не было предусмотрено резервирование территорий под развитие транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций и сооружений, объектов общегородского и муниципального назначения.
Принимая во внимание, что территория национального парка расположена в границе одного административного округа (Восточного), законодательно существующие ограничения и запреты на новое строительство на этих землях в значительной степени сдерживают развитие этой территории и города в целом.
В целях сохранения природного комплекса и баланса территории национального парка «Лосиный остров», предусмотренного Постановлением Правительства РФ № 280, обращаюсь к Вам, уважаемый Михаил Ефимович, с просьбой рассмотреть возможность компенсационного обмена земельных участков находящихся границах города, занятых или предусмотренных к застройке объектами городского значения, за счет их вывода за границы национального парка. Обмен произвести за счёт включения в границы парка лесных земель Горенского лесопарка Балашихинского спецлесхоза Московской области.
Прошу поддержать данное предложение и дать поручение о проведении работ, связанных с уточнением границ национального парка «Лосиный остров» и подготовкой соответствующего проекта Постановления Правительства РФ.
Правительство Москвы примет активное участие в этой работе. Ю.М. Лужков».
Итак, следите за руками. Глава одного субъекта Федерации просит федеральное правительство отрезать кусок территории у соседнего субъекта Федерации, чтобы построить у себя очередные фешенебельные коттеджи. Да еще на охраняемой территории национального природного парка!!! Будет не удивительно, если в следующий раз Юрий Михайлович попросит уполовинить Лосиный остров за счет земель Аляски или Булонского леса.
Однако в этой скверной комедии есть один очень любопытный момент. В прилагаемой к письму мэра справке черным по белому написано, что подмосковный Балашихинский лесхоз находится почему-то в ведомственном подчинении Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Причем, как это не смешно, «на основании постановления правительства Москвы от 4.10.05». То есть налицо самовольный захват мэрией полномочий по управлению федеральных лесных земель в ближнем Подмосковье. А самое главное, что все обличительные речи мэра Лужкова насчет недоверия подмосковным властям не стоят ломаного гроша. Ведь все безобразия с подмосковными лесами в центральных районах Подмосковья, оказывается, творят подчиненные самого мэра. Вот это лицемерие! Вот это размах лжи и передергивания фактов. Пожалуй, это рекорд даже для российской политики.
Оказывается, еще 16 марта 1999 г. столичное правительство выпустило акт № 199 «О структуре управления лесами», в соответствии с которым Москва присвоила себе право хозяйничать в подмосковных лесах. Было это еще при прежнем, недееспособном губернаторе Подмосковья Анатолии Тяжлове. Вновь избранный губернатор Борис Громов попытался навести порядок. 16 августа 2001 года решением Арбитражного суда Москвы это постановление было признано недействительным. Однако за это время столичная мэрия успела создать некое Московское городское управление лесами в качестве территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством на территории Московской области. Как уточняет Арбитражный суд, «наделив его незаконными полномочиями».
Специальная комиссия Министерства природных ресурсов РФ подтвердила, что спецлесхозы Московского городского управления лесами не являются территориальными органами МПР России, и их деятельность по государственному управлению лесами противоречит статьям 42,53,76 Лесного кодекса РФ (Акт проверки от 28.12.2001 года). Иначе говоря, в подмосковных лесах столичная мэрия хозяйничает самочинно и незаконно.
Наконец, недавняя контрольная проверка федеральной Счетной палаты не только подтвердила незаконность мэрского самоуправства в подмосковных лесах, но и выявило неординарные зигзаги в способе мышления и логике мэра Москвы. Как выяснилось, мэру глубоко наплевать на действующие федеральные законы и даже на решения Высшего арбитражного суда, как это было недавно по поводу снесенной гостиницы «Россия». Зато, если это выгодно столичной бюрократии и лично мэру, для обоснования претензий вполне подойдут даже указы царя Гороха. Так, Счетная палата установила: «Полномочия в части управления лесопарковым поясом, расположенным на территории Московской области, экспроприированы правительством Москвы на основании нормативных документов 1930-1960-ых годов, противоречащих действующему законодательству в области лесопользования и землепользования (постановление Совета Народных комиссаров Союза СССР и Центрального комитета ВКП(б) от 10 июля 1935 года «О генеральном плане реконструкции Москвы»…)». С учетом таких нетривиальных подробностей, следовало бы поинтересоваться, не действуют ли в окружении мэра Москвы для решения хозяйственных споров «особые совещания» и «тройки».
В чем же причина такой беззастенчивой интервенции московского правительства на областные зеленые зоны? Уж, конечно, не забота об экологии и оздоровлении воздуха. Не секрет, что и мэр Юрий Лужков с семьей, и его ближайшее окружение живут вовсе не в Москве, а в Подмосковье. Резиденция размером в 49 гектаров расположена в деревне Молоденово, в 20 километрах от МКАД по Рублевскому шоссе. Травка, цветочки, птички поют, пчелки жужжат. И вокруг деревья. Лес, о сохранении которого на словах так радеет Лужков.
Но вот какое представление было выдано Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области еще 18 декабря 2002 г., проверившей исполнение природоохранного законодательства домом отдыха «Молоденово», той самой резиденцией Юрия Лужкова. «Результаты прокурорской проверки свидетельствуют о том, что деятельность указанного дома отдыха не в полной мере отвечает задачам реализации закрепленных в ст.42 Конституции РФ, ст. 3 Федерального Закон «Об охране окружающей среды» и в ст. 7 Градостроительного кодекса РФ права каждого на благоприятную окружающую среду, — говорится в документе. — Так, в нарушение ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» ФХУ Мэрии Москвы осуществило строительство конюшни в доме отдыха «Молоденово», а также самовольно огородило забором земли прилегающего лесного фонда Пионерского лесничества ФГУ «Звенигородский лесхоз» не имея положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект строительства.
Также вопреки требованиям, предусмотренным ст.62 Градостроительного кодекса Российской Федерации конюшня и забор дома отдыха «Молоденово» построены при отсутствии разрешения на строительство. Указанное свидетельствует о том, что Главное управление государственного архитектурно-строительного надзора Московской области не полной мере реализует свои полномочия, предусмотренные ст.22 указанного кодекса, в т.ч. не осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов в области градостроительства указанном объекте в Одинцовском районе Московской области».
Только что-то не слышно, чтобы владелец казенной дачи в «Молоденово» бросился исправлять выявленные природоохранной прокуратурой нарушения. Зато он с удовольствием рассуждает об экологических проблемах Москвы, которой не хватает свежего воздуха.
Кстати, кроме Лесного и Градостроительного кодекса мэр и его семейное хозяйство в Молоденово ухитрились нарушить едва ли не все возможные законы. Так вопреки Водному кодексу они огородили часть реки Слизни, впадающей в Москву реку, и относящейся к 2-му поясу зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы. Причем рядом с водоохраной зоной были незаконно, без экологической экспертизы и вообще без утвержденного проекта построенные конюшни, коровники, загоны для овец, домашних и экзотических птиц. Куда ежегодно направляются тонны навоза — вопрос сугубо риторический, а ответ всем понятен — вниз по течению к Рублевскому водозабору для жителей Москвы.
Впрочем, во всей этой истории окончательная точка еще не поставлена. 19 декабря Счетная палата направила в Министерство природных ресурсов России предписание, в котором черным по белому требует отстранить самозванцев из лужковского Мослесхоза от управления подмосковными лесами, а также ревизовать все договоры аренды или пользования лесными участками на территории так называемого «лесопаркового пояса».