Депутатов нынешнего состава Московской областной думы можно с полным основанием назвать «переседельцами». Большинство из них избиралось 16 декабря 2001 г. на срок 4 года.
На практике же получилось, что после продления срока полномочий и принятия Закона о двух единых днях голосований в год для региональных и муниципальных органах власти, этот состав МОД отработает 64 месяца вместо 48. Следует заметить, что для большинства областных депутатов этот срок оказался не первым. Лишь 18 депутатов впервые были избраны 16 декабря 2001 г. или на последующих досрочных выборах, прошедших в нескольких избирательных округах в 2002, 2003 и 2005 годах. Большинство депутатов МОД не являются «первосрочниками», а уже избирались в состав областного парламента. Кто в 1997, кто в 1993, а несколько человек избирались ещё в Московский Областной Совет 1990 года.
По персональному составу Московскую Областную Думу было бы логично назвать «региональным клубом директоров». Большинство депутатов является директорами предприятий или компаний, или являлись ими до избрания депутатами. Есть другие примеры — Истринский и Можайский округа делегировали в Облдуму работников здравоохранения. И не на один срок. Двое депутатов удостоены звания Героя Российской Федерации. Например, это звание имеет легендарная лыжница, пятикратная Олимпийская чемпионка Лариса Лазутина. Все депутаты имеют высшее образование, как правило, полученное в уважаемых вузах с многолетней историей. Многие защитили кандидатские диссертации. Несколько депутатов избраны в различные общественные академии. На первый взгляд, основной части депутатов не стоит беспокоиться о своём будущем, даже если эта работа стала для многих привычкой, которую не хочется менять. Но не всё однозначно. При столь внушительном персональном составе роль МОД в жизни области весьма скромна.
Только 1 декабря с.г. нынешний состав Областной думы принял решение о проведении выборов 11 марта 2007 г. В настоящее время в Московской Областной Думе работают 48 депутатов (в Наро-Фоминском и Солнечногорском избирательных округах избранные депутаты выбыли до окончания срока полномочий). Информацию о 46 депутатах можно прочесть на сайте Московской Областной Думы. Два депутата, избранные от г. Подольска и Подольского района, зачем-то шифруются. Во всяком случае, никакой информации об этих депутатах на сайте нет. И встаёт очевидный вопрос: «Чем именно руководствовались избиратели, делегируя в областной парламент столь стеснительных людей?»
Впрочем, к особой информационной открытости не стремятся и большинство их коллег. Только 7 депутатов имеют свои персональные сайты в Интернете (или ссылаются на них на общем сайте МОД).
Как положено в наше время, крупнейшей фракцией в Областной Думе является «Единая Россия», в которой состоит 27 депутатов. Однако теперь Московская Областная Дума решила вырасти численно до 70 человек. Ничего сверхъестественного в данном решении нет. (После принятия Закона о том, что 50% депутатов региональных дум, законодательных собраний и советов должны избираться по партийным спискам, ряд региональных парламентов принял решение об удвоении депутатского корпуса). Например, когда Астраханская Областная Дума, избираясь по округам, состояла из 29 депутатов. При выборах по округам и спискам, её численность возросла до 58 депутатов. Московская Областная Дума до 100 человек решила не укрупняться и приняла знаковое, но компромиссное решение – теперь Областная Дума будет в 2 раза больше, чем Московская Городская.
В принципе это решение не удивительно. Если бы не одна индивидуальная инициатива. Московская Областная Дума решила, что она является ровней Государственной Думе и весь её состав должен избираться исключительно по партийным спискам. Таким образом, МОД может стать первым в Российской Федерации законодательным органом, сформированным подобным образом. Естественно, теперешние народные избранники стремятся сохранить лицо в глазах избирателей. Один из депутатов выступая в «Новостях Подмосковья» (передача транслируется по спортивному каналу 7ТВ) не много ни мало подчеркнул, что Европарламент тоже формируется по партийным спискам. К сожалению бегущая строка промелькнула очень быстро, и указать «героя» по имени я не берусь.
Можно однозначно сказать, что этот депутат (представляет он фракцию «Единая Россия») и его единомышленники путают «божий дар с яичницей». Европарламент является наднациональным законодательным органом, решающим общеевропейские вопросы. Депутаты Европарламента могут не регулярно встречаться с избирателями, а отстаивать интересы своей страны и партии. Областная дума является региональным законодательным органом. Задача депутатов Московской Областной Думы (как и любого регионального законодательного органа), наоборот, состоит в том, чтобы регулярно встречаться со своими избирателями, выслушивать их проблемы и наказы, решать на областном уровне те вопросы, которые избиратели не могут решить на уровне своего города или района. Но большинством голосов, депутаты МОД порешили уклоняться от встреч со своими избирателями. Стать депутатом по списку легче и спокойнее.
Какие могут причины данного решения?
· Эксперимент, направленный на рост управляемости выборов в местные законодательные собрания и последующей управляемости их со стороны исполнительной власти. (Действительно, при выборах по спискам на любом участке станет меньше наблюдателей. Кроме того, наблюдатели, направленные от «партии власти», нарушений, как правило, не видят). Так осенью 2005 г. в Талдомском районе один из кандидатов на пост главы администрации (это было зафиксировано в протоколах части наблюдателей) в день проведения выборов позволил себе вызывать в коридор председателя одной из участковых избирательных комиссий. Нарушение грубейшее, если не беспрецедентное.
· Желание не пропустить в Областную Думу представителей тех партий, которые не представлены в Государственной Думе. Основания для подобных заключений есть. Председатель правительства области Алексей Пантелеев — в выступлении, переданном в телепрограмме «Резонанс» (19 ноября 2006 г., также транслируется по спортивному телеканалу 7ТВ) отметил, что две партии попытались нажить политический капитал на весьма актуальной для области проблеме «обманутых вкладчиков». (Эта проблема актуальна для области, но в её создании Правительство области почти не виновато. Сейчас, благодаря усилиям области, проблема «вкладчиков» конструктивно решена по 34 объектам из 143). По словам А. Пантелеева, эти партии приняли участие в проведении митингов в городах Ближнего Подмосковья — Красногорске и Лыткарино. Далее он пообещал: «Мы не допустим, чтобы эти две партии приняли участие в выборах», не назвав, впрочем эти партии (А кто знает, может быть в число «обманутых вкладчиков» попали именно активисты этих партий).
· Желание депутатов избежать конфликтов, неизбежных при изменении границ избирательных округов. (При сокращении числа округов несколько таких конфликтов были бы неизбежны. Некоторые главы районов просто привыкли иметь «своих» депутатов на уровне области).
· Стремление части депутатов и части возможных кандидатов в их число не декларировать публично перед избирателями своё имущество и свои доходы. (При выборах по округам это необходимо).
Вопрос о явке избирателей не следует рассматривать всерьёз. На прошлых выборах в МОД в декабре 2001 года из-за низкой явки избирателей были признаны несостоявшимися выборы в Красногорском и Люберецком районах. Но и решение об отмене явки на выборах готовилось не за один день. Тем более, что на местных выборах 2005 г. в ряде районов была дана команда всем муниципальным служащим проголосовать досрочно.
Выборы в местные органы власти оказываются на периферии внимания ведущих средств массовой информации. Думаю: данный факт не следует рассматривать в качестве определённой сознательной линии. Нет сомнения (и это демонстрируют публикации октября – ноября 2005 г., посвящённые выборам в Мосгордуму), что большинство ведущих СМИ проявляли и проявляют самый горячий и искренний интерес к выборам любого уровня в Москве и Санкт-Петербурге. Но общая проблема, которая существует для ведущих печатных и электронных СМИ, при оценке выборов в других регионах, — «информационные поводы» появляются только в случае явно скандальных событий (не случайно наиболее замеченным событием в ходе муниципальных выборов осенью 2005 г. в Московской области стал отказ в регистрации сразу 33 кандидатам (г. Климовск)).
Думаю, опыт с переводом региональных выборов на партийные списки — решение не вполне оправданное. И заняться ведущим печатным и электронным СМИ этой проблемой стоило бы не «после бала», а прямо сейчас. Объект пристального внимания — рядом. Избирательные комиссии районов и городов, согласно 26-статье «Закона о Московской Областной Думе» должны формироваться не позднее, чем за 65 дней до выборов. Думаю, всем понятно, что сформированы они будут не 4–5 января 2007 г., а несколько раньше.