О грядущем 4 ноября писали страшное: будут теракты в метро. Будут эксцессы. Будут драки. Дойдет до побоища. До трупов. А все, в общем, обошлось малой кровью. Дэпэнишники завязали стычки с антифой, милиция загребла несколько наиболее горластых деятелей с обоих мероприятий, но, в общем, без особой вины с их стороны. В духе «как бы чего не вышло». Ребят из «Союза русского народа» задержали из тех же соображений: они распустили имперский штандарт не на митинге, а на подходе к нему. Дескать, не фашистский ли? Что ж, невежество — штука страшная. Утром в ДК. им. Горбунова распространились слухи о какой-то мифической бомбе. Милиция перебдела. Побоища не случилось. Упал ЖЖ — вот ужаснейшее.
Что произошло на деле?
У нас на Славянской площади — в основном приятные вещи. Явилось довольно много людей, причем пришли они в отличном настроении как на настоящий праздник, безо всяких скидок на его «новорожденность». Прошло все мирно. Под хорошую музыку. В окружении икон, хоругвей и флагов разного рода православно-патриотических организаций. Под лозунги «Православие — или смерть!», «Москва — третий Рим!», «Слава Христу!», «Второе крещение Руси!», «Мы русские — с нами Бог!» Все прошло мирно, без конфликта, ко всеобщему удовольствию.
Нам было хорошо. У нас была большая радость. Чувство возрождения, набирающего ход. В какой-то миг мне почудилось, что Российская империя, сгинувшая в 1917 году, не умирала, что она вокруг нас…
Выступали представители 14 организаций, вошедших в Православно-патриотический комитет — устроитель митинга. Мне запомнилось несколько важных выступлений. Леонид Симонович-Никшич (Союз православных хоругвеносцев) вел митинг. Он сказал, в частности: «Бог простил Россию… Сейчас начинается новое время». Очень важные и нужные слова, люди были рады услышать их. Олег Кассин («Народный собор») сообщил: «Православно-патриотический комитет, рожденный в борьбе за право совершить молитвенное стояние, не распустится. Он и в дальнейшем будет работать, объединяя наши силы в серьезную, постоянно работающую организацию». Одним словом, православно-имперский сектор в современном национальном движении, кажется, обрел серьезный организационный центр. Владимир Хомяков («Народный собор») зачитал резолюцию ППК. Там было и такое высказывание: «Христианство — альфа и омега России. В настоящее время идет процесс второго крещения Руси, и мы всеми силами способствуем ему. Православное Христианство, на ценностях и подходах которого изначально создавалась Россия как Государство и Русская Цивилизация, было, есть и будет первоосновой русской души и русской культуры. Никакое восстановление Великой России — «Третьего Рима» на ином духовном фундаменте и иных ценностях невозможно… Православному христианству должна быть законодательно возвращена его историческая роль культурообразующей религии России. «Основы православной культуры» необходимо повсеместно ввести в школьный курс обучения. Следует также утвердить закон, направленный на защиту социума от кощунства, учредить федеральный православный телеканал, оградить храмы и монашеские обители от посягательств на их землю. Любая деятельность, направленная против Русского Народа и Православия должна быть поставлена в России вне закона». Собственно, это политическая программа в зачаточном состоянии.
Президент фонда «Единство нации» Владимир Медведев сказал следующее: «Наш народ никак не мог сделать свой выбор, за него решали политиканы… Теперь у нас есть такой шанс, и верный выбор — православные ценности. На них все стоит». Депутат Госдумы Борис Виноградов поздравил собравшихся с замечательным праздником: единство пока декларировано, но оно состоится и на деле.
Я говорил тоже в основном о празднике: напомнил, сколько крови стоило отбить Москву в 1612 году, какая вера и какая любовь к родной земле, к родным устоям должны были вести людей, чтобы они свернули шею опаснейшему врагу в бедственном положении. По сути, 4 ноября — День независимости Русской цивилизации, а сам факт нынешнего молитвенного стояния говорит о том, что наследники земцев Минина и Пожарского есть, не сгинули…
Не могу уверенно сказать, сколько именно народу пришло на Славянскую площадь. Митинг начался с молебна и продлился около двух часов. Люди приходили и уходили. Самые пессимистические оценки «наполнения» — 600 человек, наиболее оптимистичные — 1500–2000 человек. С моей точки зрения, пришло несколько более тысячи.
О других митингах приходили слухи разного свойства: то говорили, что «Народная воля» и ДПНИ набрали 700–800 человек, то сообщали о трех тысячах. Говорили, что Бабурин не допустил к микрофону Белова, и вышел эксцесс, что Рогозин к микрофону пробился, хотя и не без труда, а Милитарев говорил какие-то правильные вещи, напоминая о том, что 4 ноября — прежде всего праздник Казанской иконы Божией матери. Вот, собственно, и все. «С той стороны» к нам пришли выступать депутаты Госдумы Сергей Бабурин и Николай Курьянович. У нас они были встречены нейтрально-одобрительно… Вот, собственно, и все.
Да… вот еще одна подробность: в первую минуту нашего молитвенного стояния (митинга) на крест, который держат каменные Кирилл и Мефодий, опустился голубь. И не покидал его на протяжении всего действа…
Случайность?