“Русский марш” — в том уродливом подземном виде, в котором он может пройти в этом году в Москве, — обязан этим в первую очередь и исключительно Владимиру Владимировичу Путину. Этому антиимперцу-западнику, по приобретенной еще во времена службы в КГБ привычке считающему национализм государствообразующего народа чем-то непозволительно дерзким (гораздо более дерзким, чем национализм “малых народов” России), и оттого стремящегося всяческим образом “не пущать” и запрещать проведение подобных мероприятий.
Выступая абсолютно органичным носителем и ретранслятором того советского, во многом извращенного понимания национализма, Путин (как и вообще почти любой высокопоставленный чиновник современной России) в меру своих способностей является не только его продолжателем, но и создателем нового российского национального мировоззрения, которое основано, с одной стороны, на очевидной невозможности вернуться к советскому прошлому, а с другой стороны — на абсолютно неартикулированной и расплывчатой модели развития “по пути западного общества”.
Новое российское мировоззрение, как представляет его себе нынешняя власть, и, прежде всего, Президент, являет собой жуткую смесь либерально-советских штампов и подходов, признающих отказ от “имперских амбиций”, с необсуждаемым вектором развития по европейскому шаблону с учетом местной специфики (читай — суверенной), но, главное, позиционирующих нашу страну как государство-корпорацию, постоянно нуждающуюся в антикризисном менеджменте с конечной целью извлечения из нее прибыли.
Этот — одновременно антинациональный и антиимперский — взгляд, воспринимающий государство исключительно как временный источник получения дивидендов, характерен для большинства современной российской элиты. Опасность же заключается в том, что в подобной постановке вопроса отсутствует осознание необходимости выбора между имперским подходом, исторически свойственным нашему народу, и формулированием на государственном уровне русской национальной самоидентификации. Попытка соединить эти две принципиально разные идентичности со стороны власти оборачивается лишь тупой констатацией такого объективного факта, что национальный подход, в своей простой форме, без больших потрясений сегодня в России неприменим (Кондопога, Сальск, далее везде). Однако же он применяется самой властью все чаще и чаще…
Отсутствие необходимости и желания сформировать национальную идентичность государствообразующего народа, а также ущербное понимание национализма Владимиром Путиным и всем классом отечественной бюрократии крайне губительно сказываются на развитии нашего общества (массовое распространение идеологии национальной нетерпимости) и государства (цикл кризисов в отношениях с республиками постсоветского пространства).
Власть отказывается понимать простые истины: инициируя повсеместную антигрузинскую кампанию с высылкой всех легально или нелегально находящихся в России грузин, она тут же сталкивается с невозможностью объяснить своему населению, чем грузин-гражданин Грузии хуже грузина-гражданина России, следствием чего является дискриминация российского населения по этническому принципу со стороны власти, в целом, и Президента, в частности. Не говоря уже о том, что рядовой сотрудник правоохранительных органов профессионально не обучен отличать граждан “враждебной” Грузии от граждан России из Дагестана, Карачаево-Черкессии, Чечни или того хуже, азербайджанцев, армян или грузин по национальности. Для него все на одно лицо. Таким образом, власть сама сеет межнациональную рознь, а “гарантом” этой кампании выступает лично Президент Путин.
Россия — единственная из 15 республик бывшего СССР, самоидентификация которой не претерпела серьезных изменений после развала Союза в связи с абсолютным признанием ее правопреемственности СССР. Закономерным следствием этого стал перенос “бытового интернационализма” из одной эпохи в другую. То, что СНГ создан для того, чтобы “помочь развестись” государствам постсоветского пространства — это уже давно известный факт. Но то, что российская власть под предводительством Путина настолько форсирует этот процесс, предугадать было все-таки не просто. Украина, Грузия — кто следующий?..
Государственный бизнес-национализм в эпоху Путина расцветает махровым цветом, и все бы было хорошо, если бы не одно “но”: осознание властью того непреложного факта, что в такой стране, как Российская Федерация, государственный национализм без имперского подхода работает бомбой замедленного действия межнациональной и межрегиональной дестабилизации.
Если среди читателей уважаемого АПН остались люди, наивно верящие в принципиальность путинской политики на постсоветском пространстве после российско-украинского газового кризиса конца прошлого года (ведь “в Киеве теперь у власти “оранжевые” прозападные русофобы”, которым газ нужно продавать по европейским ценам”), то сегодня наступает полная ясность намерений. Принципы у этой политики только одни — принципы бизнесмена, рассчитывающего на сверхприбыль для узкой группы лиц.
Оставь надежды, всяк сюда входящий: с каждым днем все более реальным становится кризис с еще одной постсоветской республикой. На этот раз на роль жертвенного ягненка для заклания “Газпрому” выбрана самая дружественная республика, последний союзник России на постсоветском пространстве — Белоруссия.
Все точно просчитано у российских властей: 2007-ой станет последним годом пребывания Путина на президентском посту (если ничего экстренного не произойдет), поэтому нужно скорее “подбивать бабки”, то есть приватизировать последние неприватизированные куски советской промышленности — заводы, непонятным образом оставшиеся в белорусской госсобственности, и даже имеющие наглость увеличивать с каждым годом экономические показатели, Новополоцкий и Мозырский НПЗ, а главное, газовый трубопровод “Белтрансгаза”. Лукашенко, негодяй такой, прикрываясь красивыми словами о строительстве Союзного государства, отдавать белорусскую экономику в ловкие руки российских олигархов не спешит. Потому что справедливо опасается начала нового передела собственности с последующим обязательным выводом капиталов за границу в лучших традициях Романа Абрамовича. “Газпром”, в свою очередь, понимает, что приближающаяся либерализация газового рынка Евросоюза требует абсолютного контроля над трубопроводами стран ближнего зарубежья, а отхватить белорусский или украинский газопроводы надо успеть до выборов.
Поэтому в России уже полным ходом начинается давление на “самую братскую республику”. Министерство экономического развития и торговли устами своего заместителя Андрея Шаронова объявило, по сути, о введении со стороны России торгово-экономической блокады белорусских товаров; Федеральная миграционная служба обвиняет белорусские власти чуть ли не в пособничестве грузинским нелегалам в попадании на территорию РФ, угрожая начать проверки минских поездов (между Белоруссией и Грузией действует безвизовый режим), а 15-ый юбилейный саммит СНГ, подготовкой которого уже несколько месяцев занимался Минск, вдруг, сдвинувшись с октября на конец ноября, резко “переехал” в Астану к более “газпромолюбимому” Нурсултану Назарбаеву.
Но главный удар ждет Белоруссию в лучших традициях “Газпрома” прямо перед Новым годом — цена на российский газ для страны-члена Союзного государства России и Белоруссии будет повышена более чем в 4 раза — с нынешних $46,68 до $200 за тысячу кубометров. И снова под новогодней елкой “Первого канала” мы увидим улыбчивого Медведева (целых двух) с газовой горелкой в руках, рассуждающего о возможностях российской газовой системы отключить газ за считанные минуты 10 миллионам “враждебных” белорусов. Возможно, конечно, “Газпром” смилостивится, и, как и Украине, за какой-нибудь лакомый кусок собственности или обещание в дальнейшем “правильно себя вести” (то есть, продать газопровод правильным людям по правильной цене) отпустит цену до $130-140, но в любом случае, союзника мы уже потеряем, зато можем приобрести Беларусь-противника.
Показной госнационализм Владимира Путина на внешнеполитической арене является всего лишь прикрытием тотальной “газпромизации” постсоветского пространства, окончательно убивающего всякие мечты об Империи. Если Ельцин, инициировав распад Союза выходом из него РСФСР, разломил советскую империю на 15 независимых государств, то Путин сделал все для того, чтобы в прежнем виде (даже в урезанном российско-белорусско-украинском) эта империя никогда больше не возникла.
Все разговоры о едином экономическом/энергетическом/таможенном/любом другом пространстве были направлены на отвлечение внимания от реальных целей — получения контроля со стороны определенных российских государственно-частных структур над экономиками и энергетическими рынками постсоветских стран с целью максимального извлечения выгоды в шкурных интересах узкой группы высокопоставленных граждан. Что является следствием отсутствия какой бы то ни было осмысленной стратегии внешней политики России по отношению к странам “ближнего зарубежья”. И, согласно закону заполнения пустых пространств, функции Министерства иностранных дел России присвоил себе “Газпром”, став, по сути, благодаря своему монопольному положению и экономическому влиянию, главным игроком на пространствах бывшей империи.
Газовая дубинка — пожалуй, единственное оружие, которым еще можно шантажировать соседние государства под эгидой государственного национализма Владимира Путина для внутреннего потребления. Такими темпами Содружество Независимых Государств прикажет долго жить уже на ноябрьском саммите, не перенеся юбилейного “реформирования по-путински”, освободит место для новой организации — Содружества Несогласных с “Газпромом”, где, кроме постоянных членов Грузии и Азербайджана, будет Молдавия, Украина и Белоруссия, оставляющие Путина наедине с Центральной Азией.
“Мы постоянно в ущерб своей экономике многое делаем ради того, чтобы белорусы относились к нам лучше, чем украинцы. Когда-то этому тоже должен быть положен предел”, — заявил на днях председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ. Я абсолютно уверен, что позитивному отношению белорусов к России, как и ранее украинцев, усилиями, в первую очередь, Президента Путина и “Газпрома”, в самое ближайшее время будет положен предел. И тогда останется лишь положить конец подобному бизнес-отношению путинской власти к собственному народу и его интересам.