Энергетическая хартия безвольности

В пятницу в финском городе Лахти прошел неформальный саммит Евросоюза. На нем обсуждалось будущее российско-европейских отношений в сфере энергетики. Сначала европейцы предпочли договориться между собой о единой позиции по отношении к России, и только затем пригласили Владимира Путина для краткой беседы за ужином. Этот дипломатический демарш четко фиксирует для России унизительный ранг сырьевой колонии Евросоюза и демонстрирует явное нежелание Брюсселя видеть “дорогих россиян” в ином качестве за единым европейским столом.

Основная задача, решаемая на саммите ЕС, состояла в том, что бы принудить Россию присоединиться к Энергетической хартии и связанному с ней Транзитному протоколу. Напомню, что правила Хартии обязывают РФ обеспечивать транспортировку энергоносителей, принадлежащих третьим странам, по внутреннему транзитному тарифу. Если Москва согласится, то ЕС получит свободный доступ к российским недрам и национальной системе трубопроводов. При этом, европейские линии оказались предусмотрительно выведены из-под действия Транзитного протокола.

Самое главное, что Хартия обязывает Россию открыть свою трубу для свободного транзита газа в Евросоюз. Это ставит под удар сложившуюся монополию “Газпрома” на транспортировку и перепродажу дешевого среднеазиатского газа по территории Евразии. Понятно, что такой “новый энергетический порядок” крайне выгоден ЕС. Хартия снизит энергетическую зависимость Европы от РФ, обеспечивающей сегодня четвертую часть всех поставок нефти и газа в Евросоюз. Это очень важно для европейцев, поскольку при существующих тенденциях энергопотребления ЕС может к 2030 году импортировать из России до половины всех объемов газа. Отсюда и вся почти неприличная суета в СМИ вокруг Хартии.

Отчасти европейцев можно понять: недавние “газовые войны” с Украиной и Белоруссией нанесли серьезный урон репутации России как надежного поставщика энергоносителей. Единая Европа, при поддержке США, приступила к спешному строительству обходных маршрутов транспортировки энергоносителей, прежде всего, из перспективного региона Каспия. Перекройка транзитной карты Евразии должна осуществиться в период до 2009–2012 годов, причем для прокладки новых маршрутов транспортировки критически важна территория Грузии. Этим и объясняется повышенный интерес к грузинской теме на финском саммите.

Еще весной ЕС выработал свою единую энергетическую стратегию, целью которой является увеличение числа поставщиков энергоресурсов. На уровне рекомендаций Еврокомиссии можно говорить о предельной квоте для России, не превышающей 30% в энергобалансе ЕС. По мнению Брюсселя, ресурсов перспективного Каспийского региона хватит, чтобы покрыть еще около 25% энергетических потребностей ЕС. Неслучайно, ЕС и Казахстан в последнее время заметно активизировали масштабное энергетическое партнерство. Стратегические договоренности, которые обеспечат европейcким компаниям доступ к месторождениям Каспия могут быть подписаны уже в начале декабря.

Важным этапом по реализации целей диверсификации поставок для ЕС стало бы грядущее подписание соответствующего Договора о стратегическом партнерстве с Казахстаном. "Мы хотим сделать первые шаги в направлении стратегического партнерства", — заявила в минувший четверг еврокомиссар по вопросам внешних связей и политики добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер после встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. В качестве примера возможного сотрудничества с Казахстаном Ферреро-Вальднер назвала ожидаемое расширение транспортных путей.

Министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев заявил в унисон европейцам: "Казахстан пытается диверсифицировать свой экспорт. Чем больше трубопроводов, тем лучше". Как и страны ЕС, Казахстан заинтересован сегодня в том, чтобы снизить свою транзитную зависимость от России и выйти из “каспийского мешка”. Обе стороны с нетерпением ждут предстоящего визита главы Казахстана Нурсултана Назарбаева в декабре в Брюссель, где его будет принимать президент Еврокомиссии. Именно там определится долгосрочный формат отношений РК с Евросоюзом.

Однако все эти далеко идущие планы не могут быть быстро реализованы. По крайней мере, без того, чтобы с помощью Хартии, как отмычки, “распечатать” российскую Трубу для новых поставщиков нефти и газа к европейскому двору. Ставки в энергополитике очень высоки, поэтому давление на Россию будет только увеличиваться со всех сторон. Председатель Еврокомиссии вполне открыто призвал страны ЕС “единым фронтом” добиваться ратификации Энергетической хартии. “Eвросоюз — крупнейший в мире покупатель энергоносителей, — заявил Баррозу. — Это беспроигрышная ситуация: наш рычаг давления — это собственно наш рынок”.

Это печальная правда — рынок ЕС давно является “рынком покупателя”, а со своей стороны Россия уже перешла критический порог энергетической "неоколонии". Владимир Путин открыто признался журналистам на саммите в Лахти: по сути, Россия в большей степени зависит от своих потребителей. Российский президент заметил, что “по газу ЕС покрывает за счет России 44% своих потребностей, в то время как в общем объеме экспорта российского газа европейские потребители занимают 67%”. (Эту опасность следует учитывать и Казахстану, при разработке своей будущей стратегии отношений с ЕС.)

Зачем же Россия подписала в 1994г. Энергетическую хартию, загнав себя в очевидный капкан? Тогда это было сделано власть имущими с явным прицелом на скорую евроинтеграцию, Точнее, в тайной надежде элитам РФ “персонально встроиться” в Евросоюз. Предполагалось, что в обмен на обширные российские запасы нефти и газа еврокомиссары “пустят Дуньку в Европу”. То есть дадут возможность отдельным российским скоробогачам получить активы в газовой, стальной и аэрокосмической индустрии ЕС.

Как известно, ничего хорошего из этой затеи не вышло!.. Тут достаточно вспомнить последние неудачи — несостоявшаяся сделка "Северстали" и "Арселора", отказ пустить к рычагам управления в европейском аэрокосмическом концерне EADS. Да и на газовом фронте атака на Европу явно провалилась — никаких серьезных активов в ЕС “Газпром” так и не получил. Владимир Путин признал этот очевидный факт еще в мае этого года на саммите в Сочи.

Самое неприятное сегодня состоит в том, что Евросоюз жестко увязывает принятие Россией Энергетической хартии с возможным продлением Соглашения о партнерстве между ЕС и РФ. Это юридически обязательное соглашение вот-вот закончится, а другого пакта для РФ пока не готовилось. Кроме, разумеется, каких-то общих слов о четырех общих пространствах. И только на саммите в Лахти стороны робко заговорили про некий Договор о стратегическом партнерстве между РФ и ЕС (видимо, по аналогии с Казахстаном). Но тут же выяснилось, что этот новый Договор будет основан на положениях все той же Энергетической хартии! Фактически сегодня ЕС предлагает России энергетический ультиматум — капитулировать и стать "кочегаркой Европы".

Самое интересное, что российская сторона вроде и не против такого положения вещей. Об этом заявил президент РФ по окончании неформального саммита с главами Евросоюза: “Мы не против принципов, которые заложены в Энергетической хартии, но должны быть уточнены некоторые положения, или должен быть создан новый документ, с учетом интересов всех партнеров. Без этого сотрудничество не может быть перспективным”. Владимир Путин выразил уверенность, что России удастся договориться с Европой “по всем, даже очень спорным вопросам”. Если судить по тому, как Россия резво разменяла на финском саммите свои стратегические интересы на Кавказе (заодно, и Абхазию с Южной Осетией), то “процесс пошел” в чисто горбачевском стиле!

Хотя более достойным ответом России на европейский вызов должен был стать принципиальный отказ от ратификации колониальной Хартии. Газотранспортная система РФ и стратегические месторождения нефти и газа должны быть признаны как неотчуждаемая общенациональная собственность – это неделимое наследство. Одновременно с этими шагами следовало бы выработать уже на ближайшем саммите СНГ согласованные правила транзита энергоресурсов на постсоветском пространстве. (В противном случае, уже скоро Евроатлантика начнет сталкивать Россию и Казахстан лбами, добиваясь от своих сырьевых "неоколоний" более выгодных для Запада условий поставок.) Надо срочно создать энергетический альянс (евразийский аналог ОПЕК) с нашими соседями, прежде всего, с Казахстаном. Самое главное — региональная и внутренняя энергобезопасность в СНГ должна получить явный приоритет над глобальной.

Реализация этих вполне очевидных шагов требует от российского руководства проявления политической воли и определенных знаков внимания в сторону своих естественных энерго- и геополитических союзников, таких как Казахстан и Белоруссия. Пока же с высокой трибуны мы слышим заезженные слова о том, что “РФ и ЕС являются естественными партнерами в этой области, а наша взаимозависимость только укрепляет энергобезопасность европейского континента”. Нельзя допустить того, что национальные интересы на евразийском хартленде и саму Конституцию РФ подменяла написанная в Брюсселе “Энергетическая хартия безвольности”.

Текст был опубликован на сайте АПН-Казахстан

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram