Грузия, которую они потеряли

Пёс-рыцарь и американская марионетка

О Саакашвили и Грузии у нас нынче, как о мертвых, только наоборот — ничего, кроме плохого (кстати, верный признак того, что они — живее всех живых). Мол, рот раскрыл — лай, кусай, орошай слюной окрестности.

Не хрен умничать!

Отечество в опасности!

Русофобы в Тбилиси режут ломтями русских офицеров и влекут их за портупею на лобное место.

Русофобы в Москве, вместо благодарности за евразийскую голову с пятачком, тычут ботинком промеж евразийских ляжек!

Доколе!..

Не знаю как вам, а мне эта "симуляция падучей" в духе лакея Смердякова за последние дни смертельно наскучила. Давайте, для разнообразия, откажемся от нервической дрожи в членах, удалим тряпицей испарину со лба и спокойно разберемся в том, что у РФ "на грузинском направлении" сейчас происходит, почему дела обстоят именно так, как они обстоят, и что из этого всего выйдет.

Главное действующее лицо здесь, понятное дело, Михаил Саакашвили. Сегодня им разве что детей не пугают, а ведь еще вчера он был в Москве желанным гостем. Забыли? Ничего. Я напомню…

"Революция роз" превратилась в "заговор ЦРУ" и прочие ужасы уже "задним числом" (после "оранжевой революции"). А в момент ее совершения она вызывала у Кремля скорее робкий интерес, чем ужас. Конечно, был целый набор предрассудков, мешавший сразу же заключить Саакашвили в объятия, но глаза боятся, а руки делают: Иванов увез из Тбилиси трясущегося Шеварнадзе, Лавров — потрясенного Абашидзе. Молодой грузинский лидер совершил многообещающую поездку в Москву. Начался "медовый месяц" в российско-грузинских отношениях, который закончился ровно в тот момент, когда Зураб Жвания нюхнул плохого газку в хорошей компании. Но не будем забегать вперед…

Говорят, что Саакашвили — фигура несамостоятельная, что он мол "лишь наместник США на Кавказе". Давайте не будем с этой "аксиомой" спорить. Просто пока ее проигнорируем, и попытаемся дать самую общую оценку политику-Саакашвили, исходя из того политического курса, который он проводил и проводит, а не из навязчивых агитпроповских клише.

Думаю, что тут очевидны две составляющие:

— избавление от "шеварднадзевского прошлого" (чертовски напоминающего "путинское настоящее") — коррупции, клановости, неэффективности системы государственного управления, анархии "на местах" и пр.;

— возвращение Абхазии и Южной Осетии под контроль Тбилиси.

А теперь, положа руку на сердце, скажите — оно американцам надо? Не пофиг ли им — эти чисто грузинские заморочки? И если Саакашвили занимается именно этим, он кто — безвольная марионетка или национальный лидер, искусно использующий "особые отношения с США" в интересах своего народа?

Вон Владимир наш Путин — сияет как свежеотчеканенный пятак, если Буш-мл. бросит в его сторону кивок, не лишенный благосклонности. Какими только презентами Путин его не баловал: Камрань / Лурдес подарил, базы в Центральной Азии и воздушное пространство для бомбардировщиков — пожалуйста, станцию "Мир" затопил и собственноручно построенную МКС под американский контроль отдал, "Роснефть" предложил американцам в управление (побрезговали ею, правда, американцы). А ведь есть еще интригующая тема американского контроля над российским ядерным потенциалом, в которой больше вопросов, чем ответов… И, при этом, Путин у нас пёс-рыцарь на "бронированном коне", а его грузинский коллега — "марионетка". С чего вдруг?

Медовый месяц

Давайте-ка отложим все эти "марионеточные заклинания" в сторонку и вернемся в наш "медовый месяц". Чего Саакашвили тогда хотел от Москвы и чего не получил?

Разумеется, содействия в решении абхазской и юго-осетинской проблемы!

Саакашвили мыслил и действовал, как политик. Причем, как политик дерзкий и предприимчивый. России была предложена роль гаранта и главного посредника в трудном переговорном процессе. Параллельно, идя на встречу пожеланиям "партнера", Саакашвили начал разговор о возможной передаче под контроль "Газпрома" грузинского отрезка "трубы" и кое-чего из грузинского ТЭКа. Гарантии прав собственности на жирные куски собственности, за бесценок скупленные путинским окружением в Абхазии — тоже были "решаемым вопросом". С другой стороны, снятие "абхазского тромба" открывало для России путь в Армению и Турцию. Но и это еще не все. Ради успеха на главном — абхазско-осетинском — направлении Саакашвили был готов отказаться от однозначной ориентации на США в пользу "многовекторности". Обо всем этом шла речь, или, по крайней мере, делались недвусмысленные намеки.

Рассчитывая на взаимопонимание, Саакашвили тогда щедро раздаривал авансы и во многом выдавал желаемое за действительное. Он, безусловно, догадывался, что его "московские партнеры" — скорее бизнесмены, чем политики. Но, видимо, не подозревал, что до такой степени.

Выборы в Абхазии в 2003 году продемонстрировали такой уровень жадности и нерасчетливости путинского окружения, что все радужные планы грузинского президента разом отправились псу под хвост.

Напоминаю: в тех выборах участвовало два пророссийских кандидата (других в Абхазии не могло быть по определению). Путинское окружение одного из кандидатов — чекиста Рауля Хаджинбу — назначило "своим сукиным сыном" и в наглой безапелляционной манере велело абхазам за него проголосовать (в российских СМИ прошла шумная и бестолковая рекламная кампания). Абхазы ослушались и выбрали Сергея Багапша. Тогда разгневанные российские "силовики" устроили там инсценировку… "оранжевой революции с абхазской спецификой" (дело было в аккурат накануне Майдана), чем взорвали обстановку в железно пророссийском непризнанном государстве.

Какими только помоями не поливали тогда законно избранного абхазского президента в российских СМИ, какими только эпитетами его не награждали российские чиновники и заинтересованные "эксперты". Если бы не мудрость Сергея Багапша, не авторитет Совета старейшин и не выдержка абхазского народа, дело бы там закончилось гражданской войной, а Россия лишилась бы сразу всего (в том числе и объектов собственности, из-за которых путинское окружение, собственно, и заварило всю эту дурнопахнущую кашу).

Тем временем, над головой Саакашвили сгустились "американские тучи"…

Кукловод и кукла

Как известно, в результате "революции роз" к власти пришел триумвират Саакашвили-Жвания-Бурджанадзе. Когда выяснилось, что Саакашвили фактически узурпировал власть, отодвинув партнеров на обочину, американцев это "напрягло". К тому же, в действиях Саакашвили наблюдалась устойчивая тенденция "играть свою игру" (в том числе, и на российском направлении). Американцы этого не любят…

Известно, что накануне своей безвременной кончины Жвания посетил Вашингтон, где, по некоторым сведениям, был утвержден на роль "сменщика" — именно ему "зарвавшийся" Саакашвили якобы должен был передать власть. Жвания вернулся в Грузию и… отравился угарным газом, при обстоятельствах, исключающих огласку (показательно, что США настаивали на проведении собственного расследования, но Саакашвили так не допустил американских следователей до основных материалов дела).

Как известно, людей Жвания со всех значимых постов убрали. Ключевой фигурой в грузинском руководстве стал военный министр Ираклий Окруашвили (имеющий устойчивую репутацию "ястреба"). Во главе правительства "тяжеловеса" Жвания заменил "технический премьер" Ногаидели. Спикер Буржданадзе, после непродолжительного фрондерства фактически отказалась от самостоятельной политической роли. С тех пор Саакашвили крепко держит все нити в своих руках, без сожаления расставаясь с теми, кто позволит себе хотя бы малейших намек на самостоятельность (Зурабишвили, Хаиндрава и др.).

Курс Саакашвили, при этом, не изменился — он по-прежнему искореняет "шеварднадзевское наследство" и нацелен, в первую очередь, на решение "территориальных проблем". Однако, средства их решения изменились кардинально. Изменилась и грузинская внешняя политика. В первую очередь, в отношении РФ и США.

Два основных фактора, определяющих эти перемены:

полное разочарование в России, как партнере, способном содействовать решению территориальных проблем;

— острая необходимость доказать США свою полную и безусловную лояльность — убедить американцев в том, что новый расклад им более выгоден, чем прежний.

В гипертрофированной американофилии Саакашвили, на самом деле, нет ничего наивного и нелепого. Это с бритвенной точностью выверенная политика, в которой он добился ошеломляющего успеха.

Не забывайте, что свой нынешний "авторитаризм с силовым уклоном" он фактически навязал США, ранее имевшим на Грузию совсем другие виды. Недоверие к "строптивому туземцу" после безвременной кончины уже благословленного в Вашингтоне Жвания было крайне велико. Саакашвили сумел его нейтрализовать, ничем не поступившись. Сложившийся на сегодня формат его отношений с США выглядит примерно так — Саакашвили инициирует то, что считает нужным, а потом доказывает американцам, что им это выгодно.

Яркий пример того, что модель эта безотказно работает — нынешнее обострение в отношениях с Россией.

Обратите внимание, в скорейшем вступлении в НАТО заинтересована именно Грузия (нынешнее ивановское "бряцание оружием" — лишнее подтверждение оправданности этого стремления). Но там ее пока не особенно ждут. Между тем, судя по реакции на последние события США и ряда европейских стран, Грузия в этом направлении сегодня серьезно продвинулась. То есть стала главным и единственным выгодополучателем.

Так кто чей "кукловод"? Грузия послушно выполняет чьи-то указания или наоборот — западные партнеры вынуждены уступать ее воле?..

Охотник и дичь

Я уже говорил, что действия нынешнего руководство РФ имеют исключительно бизнес-мотивацию. Иногда пиаровскую. Но никогда политическую. Этот тезис может быть легко проиллюстрирован любым эпизодом внутренней или внешней политики РФ последнего периода, но нас, в рамках данного текста, интересует исключительно Грузия — к ней и обратимся…

Главный бизнес-интерес руководства РФ — грузинский отрезок "трубы" и крупнейшие предприятия ТЭК. Интерес более частный (но от этого не менее значимый) — гарантии скупленной путинским окружением за бесценок собственности в Абхазии.

Не знаю, заметили вы или нет, но запредельные цены на энергоносители и ряд успешных сделок по схеме "сырьевые ресурсы России в обмен на собственность за ее пределами" не лучшим образом сказались на адекватности этих, в общем-то, довольно недалеких людей. Концепт "Сильная Россия", которая якобы теперь может себе позволить стучать кулаком по любой столешнице — наиболее красноречивое свидетельство этой неадекватности.

Руководство РФ и прежде рассматривало политические козыри России (влияние на непризнанные государства, членство в международных организациях, военное присутствие и пр.) в первую очередь как подспорье для ведения своего частного бизнеса. "Силовая паранойя" эту "специфику" усугубила и придала ей особо безобразные формы (в первую очередь, газовые и винные "войны").

Грузия, вычеркнув Россию из числа приоритетных партнеров, отказалась и от былых обещаний по "трубе" и объектам ТЭК (кое-что РАО "ЕЭС России" все-таки успело купить в ходе "медового месяца"). Для обалдевшего от иллюзии своего всемогущества Кремля это автоматически означало курс на эскалацию напряженности. Что и последовало незамедлительно.

В свою очередь, Саакашвили, просчитав дальнейшее развитие конфликта, сделал несколько очень своевременных шагов:

— Усилил давление на РФ по военным базам (вопрос, не связанный с конкретными бизнес-интересами Кремля, а потому легко решаемый). В итоге, процесс вывода российских войск уже невозможно ни остановить, ни замедлить, что вчера и подтвердил Путин (в отместку заочно обозвав своего обидчика "последователем Берии");

— Обеспечил максимальную независимость Грузии от российского экспорта электроэнергии (за счет собственных источников). По утверждению грузинского правительства, теперь их страна может полностью от него отказаться;

— Обеспечил максимальную диверсификацию поставок газа (с помощью Азербайджана и Ирана). К тому же, как известно, от перекрытия грузинского отрезка "трубы" пострадает также "союзническая" Армения, что снижает вероятность использования этого инструмента давления со стороны РФ.

Последний весомый инструмент давления — доступ на рынки РФ грузинской продукции — Кремль "сбросил" сам ("винная война" и пр.).

Сегодня, кроме репрессивных мер в отношении граждан Грузии, находящихся на территории России, у Кремля за душой ничего не осталось.

Между тем, переводы из РФ составляют лишь 4% ВВП Грузии, а число иммигрантов оттуда в 7-8 раз меньше, чем из Таджикистана или Азербайджана. То есть, неизбежные репутационные издержки от антигрузинских мероприятий значительно превосходят возможный эффект от их применения (следовательно, они лишены смысла).

Таким образом, к осени 2006 года Саакашвили сумел создать ситуацию, в которой Грузия из объекта давления со стороны России стала субъектом, способным осуществлять эффективное контр-давление. Собственно, этой возможностью Саакашвили и воспользовался до первых холодов, демонстративно арестовав российских разведчиков…

Саакашвили полностью пересмотрел свою стратегию в отношении Абхазии и Южной Осетии. Надежды на содействие РФ в этом вопросе больше нет, следовательно, из потенциального партнера, она для Грузии превращается в актуальное препятствие, которое должно быть удалено. Нынешняя крайне болезненная для руководства РФ атака ровно на это и направлена.

В случае с Южной Осетией это сделать довольно просто — у руководства РФ там нет никаких серьезных бизнес-интересов. При этом, позиция самой непризнанной республики для Кремля не имеет никакого значения, о чем красноречиво свидетельствует пример Приднестровья (как известно, Путин полностью проигнорировал результаты проведенного там "пророссийского" референдума).

Можно не сомневаться в том, что, пережив первый шок от "превращения из охотника в дичь", Кремль охотно разменяет относительно безболезненный выход из "грузинского тупика" (в который он сам себя загнал) на полное самоустранение из процесса урегулирования в Южной Осетии. И заявление Окруашвили о том, что российские военные могут быть высланы в РФ, указывает на то, каким грузинская сторона видит этот самый "относительно безболезненный выход" (в данный момент уже поступает информация о том, что руководство РФ готово воспользоваться великодушно предоставленным ему "коридором").

Что касается решения "абхазской проблемы" то на параметры ее решения может повлиять динамика политической ситуации в самой России, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от динамики мировых цен на энергоносители (а они, кстати, уже начали снижаться)…

Простые вещи

А теперь, когда в подоплеке происходящего мы более-менее разобрались, хочется сказать несколько слов о "человеческом факторе".

Когда я слышу истошные крики о "чудовищных беззакониях", которые "грузинские палачи" творят в отношении нежных сердцем офицеров ГРУ, я, честно говоря, не понимаю — о чем идет речь. Разведчики работали в иностранном государстве. Разведчиков арестовали, предъявили конкретные обвинения, с материалами работают адвокаты. Дипломатический иммунитет на разведчиков не распространяется, так что высылка на родину — не обязанность, а добрая воля, страны, в которой они работали. Ситуация для разведчиков вполне штатная (и в случае, если они, на самом деле, шпионили и провалились, и если "шпионаж" — фикция). Жизни их ничего не угрожает.

Вот и все.

Возможно, руководство РФ считает, что грузинская сторона должна была по-тихому сообщить о "сомнительной" деятельности российских разведчиков (буде таковая имелась) и попросить их отозвать. Ну, так это их дело — руководства РФ. У этого самого "руководства" увлекательные — полные задора и огня — отношения с государством, задержавшим разведчиков. Руководство РФ немало потрудилось для того, чтобы эти отношения были именно такими. Так пусть расхлебывает кашу, которое само заварило.

Это раз.

Два: отчаянные "болельщики", рассказывающие детективные истории про то, что "американские морские котики, за своих офицеров уже бы пол-Тбилиси перебили", получают бесплатную путевку в детский сад.

Три: весельчаки, мысленно уже закидавшие Тбилиси бомбами и ракетами, приглашаются под окна министра обороны РФ — там пусть митингуют/требуют "превратить Тбилиси в Белград или Бейрут". Это как раз по ивановской части… Правда, не факт, что они его там застанут. Может его сынуля-банкир еще какого-нибудь пешехода задавил (кто отмажет, как не папка?). Или он срочно в Нижний Новгород полетел — проверять все ли готово к прибытию дорогих гостей из НАТО (с бронетехникой). Или он у натовского генсека на ковре — выговор получает. Занятой человек.

И, наконец, четыре: "гуманитарно озабоченных" граждан, гневно потрясающих кулаками и свиными головами у грузинского посольства ("Свободу русским офицерам!" и пр.) ждут не дождутся в городе Ростов-на-Дону. Там другой офицер ГРУ ждет обвинительного приговора за то, что родину защищал от головорезов (ныне трижды амнистированных), которыми укомплектована путинская гвардия. Ульман фамилия этого офицера…

А еще один легендарный полковник ГРУ в "Матросской тишине" загорает. Квачков его фамилия. А раньше там загорал другой полковник ГРУ. Поповских…

Так что, кидаясь на защиту русских разведчиков, хорошенько подумайте: кто из них в данный момент больше нуждается в поддержке — арестованные в Грузии горе-шпионы (или "козлы отпущения"), которые уже завтра будут дома. Или объявленные "родной властью" преступниками офицеры-легенды, проливавшие за Родину кровь в, мягко говоря, нешуточной чеченской войне…

Ну и, в заключение, о том, как могли бы складываться отношения России и Грузии, если бы в Кремле сидели не развеселые питерские чекисты-бизнесмены, а ответственные политики, защищающие национальные интересы России, а не собственные материальные.

Тут все просто. Политика России — производная от ее возможностей. Если интересы жителей Абхазии и Южной Осетии можно защитить, только присоединив их к России, а сама Россия обладает соответствующими ресурсами (военно-стратегическим, дипломатическим, материальным, всякими) — нужно это и делать.

Разумеется, последствия такого шага должны быть просчитаны, издержки оценены. Решение должно соответствовать как воле жителей этих территорий, так и граждан России.

Тогда в отношениях с Грузией не будет никаких неожиданностей. Они, скорее всего, просто прекратятся — эти отношения. Но мы будем к такому исходу готовы и пойдем на этот разрыв осознано.

Если же Россия соответствующими ресурсами не располагает, но способна послужить гарантом урегулирования отношений этих территорий с Грузией на условиях, которые устраивают их население — нужно активно участвовать в переговорном процессе, помогая найти взаимоприемлемый компромисс.

В общем, ничего нового. Простые вещи.

Текст был опубликован на сайте “На злобу”

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram