На тему кондопожских событий, как всегда, громче всех заголосили вельможные московские «аналитики», легко коверкающие карельские названия, но зато абсолютно уверенные в сакральности центральной власти и сваливающие все русские беды на исконную провинциальную глупость…
Так и хочется вернуть им любимое словечко «коренных» москвичей в первом-втором поколении — «понаехали тут»…
Особенно символично высказался некий комментатор с Радио России: «Кондопога — ничем не примечательный городок, жители которого работают на бумажном комбинате, а вечером пьют горькую и смотрят телевизор. Кто же мог предполагать…»
Этого обитателя зоны МКАД, уверенного, что за оной жизни нет, видимо, не менее удивило бы открытие, что Кондопога как раз — один из самых современных городов Севера. С великолепным Ледовым дворцом, органными концертами во Дворце искусств и яркой клубной жизнью (именно на городском клубном портале, кстати, идет самое оперативное освещение текущих событий)…
Насколько же надо презирать свой народ, чтобы считать его тупым быдлом, которое способно только бухать под кривляющийся телеящик! Впрочем, для таких комментаторов и обслуживаемой ими власти этот народ вовсе не «свой». Это только в Конституции красиво написано, что «единственным источником власти является народ». На самом же деле нынешняя российская власть считает своим источником саму себя, а народ — «подвластным населением».
Показательно было заявление, розданное на листочках помощниками петрозаводского мэра Виктора Маслякова участникам народного схода, кипевшего вчера под окнами мэрии. «Проблему надо решать не на митинге, а глядя друг другу в глаза за столом переговоров». Ну так, «слуга народа», выйди к этому самому народу и погляди ему в глаза, поговори с ним! Откровенным издевательством над смыслом слов выглядит то, что мэрская должность в Петрозаводске официально называется «главой самоуправления». Это действительно самоуправление — но чиновное, застольно-кабинетное, которому какой-то «народ с улицы» лишь мешает…
Эта типично московская, монархическая идея, называемая в последнее время «вертикалью власти», споткнулась в Кондопоге о неожиданно воскресший новгородский вечевой принцип. Спонтанный общенародный сход — это не митинг, никаких «санкций» от чиновных «слуг народа» ему не требуется. (Кстати, интересно, что на улицах Кондопоги каждый час бьют памятники-колокольчики — очень напоминают вечевые…) Это реальное народное самоуправление. То, что кондопожская власть была вынуждена пойти на исполнение радикальных народных требований (о выселении кавказцев и т.д.) — для исторического Новгорода было совершенно естественно. Нынешние же московские «либералы» называют это «капитуляцией перед погромщиками». Вот и вскрылась природа их «оппозиционности»: власть должна «нихт капитулирен» перед народом…
Кстати, показательно и замшелое, вытащенное из нафталиновых сундуков вековой давности лукавое слово «погромы». От действий кондопожан, как выяснилось, физически не пострадал ни один кавказский торговец. А вот боевой отряд «жертв погромов» с ножами и битами ехал именно убивать…
Милиция — как наиболее зримое воплощение власти — ничего не сделала для предотвращения этого беспредела. И тогда кондопожские ребята 14–18 лет просто взяли эту власть в свои руки, явочным порядком. В Кондопоге, по сути, произошла первая российская молодежная революция. (Кстати, население города вообще весьма молодо — кондопожский ЦБК уже давно выплачивает своим работникам существенные пособия по рождаемости, задолго до кремлевских «национальных проектов»). Неслучайно глава Карелии Сергей Катанандов, явившись в Кондопогу, первым делом пошел выступать в школу и отвечать на неудобные вопросы старшеклассников, еще не знающих слова «политкорректность». Однако для полноценной революции ребятам не хватило и опыта новгородской самоорганизации — все события разворачивались совершенно стихийно…
В кондопожском краеведческом музее, расположенном через дорогу от сожженного ресторана «Чайка», рассказали о традиционной первосентябрьской экскурсии школьников в этом году. Застенчивые карельские малыши облепили финский пулемет времен Второй мировой и донимали экскурсовода вопросами: «Он настоящий? Вот бы из него чеченов покрошить…»
Но повторяю — действия кондопожской молодежи не привели ни к одной реальной жертве. Кавказцы предпочли сами, бросив свои палатки и мангалы, тихо исчезнуть из города. Но настроения горожан уже очевидны. И если навязчивая «политкорректность» возобладает, а южные гости рискнут всерьез потребовать компенсаций за то, что их не признали здесь хозяевами, события могут выйти на более серьезный круг…
Северяне известны своей природной «толерантностью и мультикультурностью» — эти качества культивировались здесь веками, задолго до того, как были придуманы эти «либеральные» идеологемы. Здесь, может быть, по-прежнему лишь мягко поругивали бы алчных кавказских торгашей, но вся эта «толерантность» мгновенно лопнула, как только эти торгаши перешли к созданию и применению этнических силовых группировок. Эти группировки, разумеется, находятся вне рамок «правового поля» — не менее чем ответные действия кондопожан. Но власть до последних событий предпочитала их «не замечать». Чем сделала, напротив, совершенно заметной для народа систему «откатов» за такую «незаметность»…
Согнав в Кондопогу немереное количество ОМОНа, власть не на шутку обеспокоилась, что «события перекинутся на Петрозаводск». Пока не «перекинулись» — северяне традиционно никуда не торопятся… Однако вчерашний народный сход в столице Карелии многих напугал уже самим фактом своего, столь же спонтанного проведения. Несмотря на то, что о нем, конечно же, не было никаких объявлений в контролируемых властями СМИ, а информация распространялась только в Интернете (а может быть, как раз благодаря этому), у мэрии собралась весьма внушительная масса молодежи, не меньше, чем на каком-нибудь «культовом» концерте. Кстати, молодежи совсем не «скинхедовского», а скорее даже «панковско-анархического» вида. Было совершенно очевидно, что у нас стилистически доминирует вовсе не «национал-консерватизм», по которому грезят московские идеологи, но скорее «национал-либертарные» настроения, близкие Северной Европе…
Милиция внимательно следила за сходом и не позволяла пользоваться громкоговорителями — ибо тогда это был бы уже «митинг», который «не санкционирован». Тем не менее, на сходе удалось принять резолюцию, в составлении которой задавали тон московские визитеры из ДПНИ. Движимые своей идеей фикс, они долго объясняли публике некоторые пункты, но, кажется, так и не нашли полного понимания. Так, например, что значит «потребовать удаления нелегальных иммигрантов»? Но ведь выходцы из Чечни, как напоминает Герой России Рамзан Кадыров, вовсе никакие не «иммигранты», но совершенно легальные граждане РФ…
Другие пункты резолюции особых возражений не вызвали — это передача всех рынков под контроль местных производителей, создание добровольных народных дружин и ликвидация «особого статуса» национальных диаспор. С последним, кстати, в Кондопоге произошел показательный случай — как сказано в отчете МВД Карелии, милиции удалось установить и задержать убийц благодаря «доброй воле чеченской диаспоры». Надо полагать, если бы этой «доброй воли» не было, бандиты до сих пор разгуливали бы на свободе. Интересно, у какой диаспоры менты испрашивают «добрую волю» на исполнение своих собственных профессиональных обязанностей, когда надо задержать, к примеру, русских бандитов?
А вообще сход, конечно, получился совершенно стихийным и несколько сумасшедшим. Московские ДПНИ-шники скандировали: «Слава России!» Какой России? В которую входит Чечня? Так против чего вы боретесь? Их перебивали местные «антифашисты»: «Враг не в Чечне, враг в Кремле!» Стратегически это может быть и «теплее», но в данном конкретном случае кондопожан убивали именно чеченцы. Нагрянули и питерские «Наши», которые так рьяно принялись всех «мирить», что только разожгли страсти и чуть не устроили потасовку. Но даже и это «провластное» движение, как ни странно, довольно нелицеприятно ругало власть. Все смешалось в доме Облонских…
Когда-то, в конце 1980-х у нас довольно активно действовал независимый от властей Карельский Народный Фронт — быть может, сегодня приходит время его нового рождения. Или уже пора копнуть глубже — и вновь обратиться к многовековому северному опыту «прямой демократии», когда само вече и было властью, а не какие-то чиновники в кабинетах. Ведь когда-то Карелия была частью Новгородской республики. Сегодня, наблюдая за местным молодежным активизмом, все более укрепляется надежда на приход нового поколения Василиев Буслаевых и Марф-посадниц. Когда само народное вече будет определять законы и будущее своей северной земли, а московским и кавказским наследникам Орды «укажет путь» — как в Новгороде Великом…
Петрозаводск, 6 сентября 2006.