Практически все известные нам из истории долговечные империи строились вокруг какой-то центральной идеи, а также имели некий сакральный центр, с этой идеей связанный. Для древней израильской Империи, Империи Давида и Соломона (Шломо) такой идеей и таким центром был великий Иерусалимский Храм Единого Бога Авраама, Ицхака и Иакова. Традиция этой империи евреев, империи библейских пророков, традиция царя Давида оказала решающее влияние на развитие современной цивилизации.
В последнее время начинает постепенно вырисовываться идея строительства новой израильской Империи. Она приобретает актуальность связи с постоянно обостряющейся ситуацией на Ближнем Востоке. Если этот проект будет реализован, то сильный Израиль, контролирующий весь регион в его естественных геополитических границах от Нила да Евфрата, может принести стабильность в одну из пороховых бочек мира — одновременно изменив раскладку сил не только в Европе и Азии. И выкристаллизовываться этот старый — новый — имперский израильский проект будет вокруг идеи Храма.
* * *
“И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет Закон, и слово Господне — из Иерусалима.
И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать”.
Эти слова принадлежат одному из величайших Пророков Всевышнего, почитаемому не только евреями, но и большей частью человечества, — пророку Ишаягу, известному в русской традиции как Пророк Исайя (Исайя. Гл. 3:2-4). Заданная ими, почти три тысячелетия назад, максима до сих пор во многом определяет направление хода истории на Ближнем Востоке, да и в мире в целом — хотят этого “действующие акторы” политики или не хотят. Впрочем, они-то чаще всего как раз и не хотят. Жить, не оглядываясь на древние пророчества, как кажется “современным людям”, и проще, и спокойнее, — но вот только почему-то проще и спокойнее современная жизнь не становится, а совсем наоборот…
В ходе победоносной Шестидневной войны в июне 1967 года израильская армия освободила главную еврейскую святыню и сосредоточие мессианских ожиданий всего человечества — Храмовую Гору в Иерусалиме. Иордания, оккупировавшая восточный Иерусалим с 49 по 67-й годы, препятствовала евреям молиться и даже просто посещать расположенные там святыни. Более того, большая часть строений еврейского квартала, включая древние синагоги и гробницы библейских и талмудических времен, были разрушены. Было также осквернено древнее еврейское кладбище на Масличной горе (Хар ха-Зейтим). В июне 1967 года в ходе упорных боев воздушно-десантные войска под командованием генерала Узи Наркисса овладели всем старым Городом Иерусалима и ворвались на Храмовую Гору. Над Горой был водружен израильский флаг.
Иерусалимский Храм – главная святыня иудаизма, в какой-то степени — и всего человечества. И те, для кого авторитет Еврейского священного Писания — Библии не пустой звук, не могут не относиться с почтением и трепетом и к самому Храму, и к идее его восстановления. В Иудаизме содержится прямая заповедь восстановления Храма, причем “в наше время” начать работы можно и нужно еще до прихода Машиаха-Мессии.
Это одна из трех заповедей, которые еврейский народ обязан исполнить после возвращения в Эрец Исраэль (Землю Обетованную). Обязанность принять участие в строительстве Храма возложена на каждого еврея, в нем должны принимать участие и женщины, освобожденные от значительной части “тяжелых” заповедей. Самый авторитетный еврейский Законоучитель Моше (Моисей) Маймонид — Рамбам следующим образом сформулировал ее в своем основополагающем для Иудаизма кодексе “Мишне Тора” (раздел “Законы о царях и войне”, 32, глава 1):
“Три вещи заповедано выполнить Израилю, когда они войдут в Землю [Обетованную]:
Назначить себе царя, как сказано: То поставь над собою царя, (Дварим [Второзаконие],17:15);
Уничтожить семя Амалека, как сказано: И будет: когда Господь, Бог твой, даст тебе покой от всех врагов твоих со всех сторон на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел для овладения ею, сотри память об Амалеке, (Дварим [Второзаконие], 25:19);
Построить Храм, как сказано: Но только к месту, которое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы утвердить там Имя Свое, к Его обиталищу устремляйтесь, и приходи туда (Дварим [Второзаконие], 12:5)”.
Разногласий относительно обязательности для исполнения этих пунктов среди классических еврейских комментаторов и законоучителей нет, хотя последовательность выполнения заповедей может меняться в зависимости от политических обстоятельств.
Центральное значение возведения еврейского Храма для дальнейшей истории человечества, духовной и материальной, признается большинством религиозных учений современности, — внушая одним надежду, другим страх. Впрочем, не следует забывать: то, к каким именно последствиям приведут земные действия, как именно будет развиваться драма истории вплоть до ожидаемого конца Дней, как и сама суть этого “Конца Дней” — вплоть до завершения Драмы не дано осознать смертному, одновременно и участнику и зрителю Божественной мистерии жизни и смерти. Представление о важности Иерусалимского Храма разделяли и христиане и мусульмане — одно из названий Иерусалима по-арабски — “Бейт-аль-Муккадас”, то есть арабизированное ивритское “Бейт-ха-Микдаш”, Храм. А знаменитый Золотой Купол, сооружение, именуемое Кипат-а-Села на иврите (Куббат ас-Сахра на арабском), — его еще часто называют Мечетью Омара, — на самом деле не мечеть, а купол, специально построенный отвевавшим Иерусалим у христиан-византийцев в 667 году н. э. халифом Омаром над местом, где находилось сердце Храма, Святая Святых и главный жертвенник.
И именно наличие этого Купола во многом обуславливает крайне болезненное отношение современного мусульманского мира к процессу возвращения евреев на их историческую Родину. Хотя — это тоже необходимо упомянуть — в прошлом имели место и другие настроения. Можно вспомнить, например, крупнейшего татарского мусульманского деятеля конца XIX — первой половины XX веков Мусу Бигиева.
Впрочем, современные евреи и сами не спешат с выполнением Божественного повеления о восстановлении Дома Всевышнего — даже после возвращения на Землю, Обетованную (Обещанную) Евреям их Богом через Авраама, Ицхака (Исаака) и Иакова.
С Храмом связаны 200 заповедей из 613 заповедей Торы и без Храма их выполнение невозможно. Однако восстановление Храма коренным образом изменит распределение власти и сил внутри государства Израиль и всего еврейства, да и само лицо иудаизма. Духовенство любой религии, в качестве социального института, изначально консервативно и противится любым изменениям исторически сложившегося статус-кво, — даже если этот статус и не очень соответствует идеалу священных текстов. Раввинский истеблишмент тут не является исключением из общего социологического правила.
Не спешили поднимать вопрос Дома Господнего и политические руководители еврейского Государства. У власти во время Шестидневной войны, когда Храмовая Гора перешла под контроль Израиля, стояли социалисты, представители Рабочей Партии (тогда она называлась “Маарах”, теперь — “Авода”). Они, в первую очередь тогдашний министр обороны Моше Даян, считали, что религиозные догмы безнадежно устарели, и что наследие библейской истории ни в коем случае не может иметь актуального политического значения. “Зачем нам этот Ватикан?” — сказал Моше Даян еще накануне начала боев за Старый город Иерусалима и Храмовую Гору. После того, когда израильская армия все же освободила их, Даян передал всю исполнительную власть, как на Храмовой Горе, так и в других святых местах, почитаемых как евреями, так и арабами (самое известное из них “Меарат ха-Махпела – “Гробница Праотцев” в Хевроне) не израильскому раввинату, но Верховному Мусульманскому Совету “Вакф”. С Храмовой Горы был снят израильский флаг.
Последующие израильские правительства проводили политику “покупки мира”, надеялись, что территориальные уступки арабам и передача максимально возможных полномочий арабским местным лидерам, в том числе и религиозным (в случае Храмовой Горы и других подобных мест) смогут привести к признанию Израиля соседними арабскими странами и к прочному миру на Ближнем Востоке. (Высшим проявлением этой политики стал план “одностороннего размежевания” Шарона). Однако в последующие за Шестидневной войной годы Храмовая гора была превращена Вакфом в центр антииизраильской пропаганды, а Мечеть Омара — в символ борьбы арабского мира с Израилем.
В последнее время сомнения в верности этого курса уступок и сдержанности все чаще раздаются из уст высокопоставленных и военных и политиков. С резкой критикой решения о выходе из Газы в частности, и “политики уступок” вообще выступили пользующиеся большим авторитетом в военной среде генералы — бывший начальник Генштаба генерал-лейтенант (высшее звание в израильской армии) Моше (Буги) Яалон и уходящий в отставку глава Совета по национальной безопасности генерал-майор Гиора Айленд. Последний заявил, что “в стране отсутствует нормальный процесс принятия решений, и что размежевание было ошибкой исторического масштаба”. Активизировались и сторонники “усиления еврейского присутствия на Храмовой горе”, причем они стараются доказать израильскому обществу, что, по словам Ури-Цви Гринберга, величайшего израильского поэта 20-го века, “пророка Избавления”, “огненного ангела”, как называли его современники, “Тот, кто владеет Храмовой горой, владеет всей Землей Израиля”.
Движение за начало процесса Восстановления Храма существовало и раньше, причем предлагались различные варианты, например, открыть на Горе синагогу — как первый этап подготовки к строительству Дома Всевышнего. Проблемой восстановления Храма в настоящий момент занимаются несколько организаций. Все они тесно сотрудничают, координируя свои действия. Можно сказать даже, что фактически речь идет о распределении ролей.
Первой организацией, активно добивающейся строительства Храма, стало основанное вскоре после Шестидневной Войны движение “Нееманей хар ха-байт” (“Ревнители Храмовой горы”). Его руководитель — бывший офицер “Моссада” Гершон Саломон. Движение регулярно обращается к правительству Израиля с требованиями удалить мечети с Горы Всевышнего. Каждый год, начиная с 1990-го года в праздник Суккот (в который евреи должны совершать паломничество в Храм), или в девятый день месяца Ава по еврейскому календарю, в день разрушения и Первого и Второго Храма, когда евреи оплакивают национальную трагедию, “Нееманей хар ха-байт”, проводят церемонию “закладки краеугольного камня в основание будущего Храма”. Этот самый “краеугольный камень для закладки Храма” Движение привозит в Иерусалим. В последний раз из пустыни Негев доставили многотонную “глыбу чистого мрамора, к которой не прикасалось зубило камнетеса”. Полиция неизменно запрещает поднимать камень на Гору. “Символическая церемония” закладки производиться на порядочном от нее отдалении — она неизменно вызывает бурные протесты по всему арабскому миру. Кроме того, министру внутренней безопасности перед каждым праздником подают официальное заявление с просьбой о разрешении принести пасхальную жертву на Храмовой Горе.
Чуть позже возникло "Движение за возведение Храма", возглавляемое равом Йосефом Эльбоймом и его сыном равом Давидом Эльбоймом. Когены (священники) могут служить в Храме, только облачившись в особые одеяния, и свою деятельность Движение начало с создания этих одеяний. В дальнейшем ими были изданы несколько очень ценных исследований касательно галахических законов воссоздания Храма, регулярно проводятся лекции, издается литература. На сегодняшний момент в Движении насчитывается около трех тысяч членов, платящих регулярные членские взносы.
Сходной деятельностью, но в большем масштабе, занят и Институт Храма (Махон ха-Микдаш). Основатель и директор этого института рав Исраэль Ариэль был одним из парашютистов, освободивших Старый Город в 1967 году.
Институт Храма на сегодняшний день является крупнейшим учреждением, пропагандирующим идею возрождения Храма. Располагается он в еврейском Квартале Старого города Иерусалима, недалеко от Храмовой Горы. Коллектив ученых Института воссоздал утварь, необходимую для Храмового служения, одежды священников — в общем, подготовил почти всю необходимую для восстановления храмовой службы “логистику”. Все это демонстрируется в музее, действующем при институте. В центре Еврейского квартала, на улице Кардо — раскопанной и отреставрированной улице Иерусалима римских времен, стоит, под пуленепробиваемым стеклом, выполненная в Институте (на средства Вадима Рабиновича, одного из крупнейших украинских олигархов) золоченая Менора —Храмовый светильник, один из центральных элементов Храма. Он тоже готов к тому, что бы его начали немедленно использовать по прямому назначению. Институт выпускает также многочисленную литературу, как исследовательскую, так и популярную. В частности, рав Ариель является автором многотомного “Атласа границ Земли Израиля” — исследования точных границ Земли Израиля в ее обетованных пределах от Нила до Евфрата.
Одним из ветеранов борьбы за Третий Храм является Иегуда Эцион. “Мечеть на Храмовой горе — это неправедное явление, возникшее в неправедные времена, на месте, где должна быть не мечеть, а наш третий Храм”. Это цитата из его недавнего интервью “Галей ЦАХАЛЬ” — “Радио армии обороны Израиля”, одной из двух крупнейших израильских радиостанций. Эцион был одним из лидеров “еврейского подполья” — так приятно назвать группу религиозных радикалов, совершивших в начале 80-х годов серию направленных против арабов терактов. В 1984 году был приговорен к семи годам заключения за подготовку взрыва мечети Омара и за участие в покушении на поддерживавших Организацию освобождения Палестины мэров Рамаллы и Шхема, населенных арабами городов в Самарии. В конце 90-х Иегуда Эцион возглавил движение “Хай ве-каям” (“Жив и сущ” — слова эти Писание относит к Царю Давиду), которое регулярно проводило, вопреки запрету полиции, массовые попытки восхождения на Гору для молитвы. Сейчас движение формально не распущено, но реально не проводит каких-то заметных акций, а большинство его активистов участвуют в деятельности других организаций. Эцион организовал также проведение древнего ритуала, связанного с Храмом — обряд “освящения нового месяца”, который проводится рядом с Храмовой горой в специально образованным для этой цели бейт-дином (религиозным судом). О его необходимости писал в 13-м веке величайший законоучитель иудаизма Рамбам. Эцион осуществил также новее научное издание основополагающего труда религиозного сионизма — книги “Дришат Цийон” рава Калишера, которая во многом посвящена вопросу восстановления Храма.
Организацию “Эль Хар ха-Мор” (“К Храмовой Горе”), возглавляет группа раввинов из Самарии: Рав Давид Дудкевич, рав Ицхак Шапира, рав Менахем Феликс и его сын, рав Йоси Пели. Её главным достижением является проведение “Сивув шеарим” — “Обхода врат”, когда в преддверии наступления каждого нового еврейского месяца несколько тысяч человек совершают молитвенный обход Храмовой гору по внешнему ее периметру, останавливаясь для чтения псалмов и вознесения молитв о восстановлении Храма у всех ворот, ведущих на Гору. В последнем “обходе”, в начале месяца Таммуз (25 июня 2006 г.), приняло участие около 10 тысяч человек. Большое значение имеет и то, что мероприятие носит полуофициальный характер: оно организуется совместно с муниципалитетом Иерусалима, по разрешению и в сопровождение полиции. “Эль Хар ха-Мор” также проводит лекции и издает галахические руководства по восхождению на Гору и организует сами восхождения.
С “Эль Хар ха-Мор” связана организация “Мишмар ха-Микдаш” (“Храмовая Стража”). Во время Храма существовала специальная “Храмовая стража”, храмовая полиция, “Мишмар ха-Микдаш” на иврите, которая следила за тем, что бы паломники и персонал Храма вели себя соответственно этому святому месту, охраняла Храм ночью и т.д. Наличие постоянно действующей специальной стражи является обязательной частью его распорядка, это требование Галахи (религиозного закона), часть заповеди Торы о “проявлении уважения к Храму”.
Согласно галахе, при посещении Горы необходимо соблюдать определенные галахические требования. Одетые в специальную форму члены возрожденной “Мишмар ха-Микдаш” проводят постоянные дежурства у ворот, через которые входят на Храмовую Гору. Они разъясняют желающим требования галахи, которые необходимо соблюдать при посещении святыни: какие именно места Храмовой Горы разрешены для посещения, а в какие, из-за их особой святости, нельзя заходить, — а также сопровождают группы паломников. Предназначение их — оказать уважение этому месту и возобновить Храмовую стражу, как это было в прошлом.
Законы Храмовой службы и организации работы Храма, необходимые для его восстановления людскими силами, изучаются в нескольких ешивах и коллелях (в коллелях учатся те, кто уже имеет серьезные познания в талмудической литературе, обычно это люди в возрасте). Законы изучаются в первую очередь в коллеле, действующем под эгидой “Махон ха-Микдаш” в поселении Бейт-Хаггай в Иудее и в ешиве “Раайон ха-Ехуди” (“Еврейская идея”), ранее являвшейся структурой запрещенной ныне партии “Ках” покойного раввина Меира Кахане. Руководит ею рав Иегуда Кройзер, раввин самарийского поселения Мицпе-Йерихо. Он издал несколько руководств относительно молитв и восхождений на Храмовую гору и вопросов строительства Храма.
Движение “Беад Арцейну” (“За Родину!”) организует регулярные восхождения на Храмовую гору, занимается изучением вопросов, связанных с Восстановлением Храма и организацией политической поддержки процесса Восстановления. Не так давно движение "Беад Арцейну" начало политическую кампанию за то, чтобы ООН приняла резолюцию о необходимости строительства Храма.
Ежегодно организации, выступающие за восстановление Храма, устраивают в Иерусалиме торжественную “Сеудат ха-Микдаш” — “Храмовую трапезу”. В освящённой трапезе, которую начали устраивать около пятнадцати лет назад 60 человек, теперь принимают участие тысячи.
Интерес к Храмовой Горе среди евреев и желание изменить сложившийся вокруг нее статус-кво подстегивает сам исламский Вакф. Кроме резких антиизраильских заявлений мусульманское руководство вдруг потребовало вообще запретить иудеям доступ к Стене Плача — Западной подпорочной стене Храмовой Горы, превращенной израильской пропагандой в главную святыню иудаизма. Более того, приходящие на молитву в мечети на Храмовой Горе мусульмане неоднократно забрасывали камнями евреев, в том числе детей, на расположенной у подножья Горы площади перед Стеной Плача. Убитых при этом не было — но, воистину, только Божьей милостью. Религиозные лидеры арабов фактически разработали некий вариант “палестинской мифологии”, ставшей сейчас официальной идеологией “палестинской автономии”. Храмовая гора воспринимается как исключительно исламская святыня. Права евреев на нее отвергаются, отвергается вообще какая-либо связь евреев и Земли Израиля, отрицается вообще само существование Храма Соломона, историческое существование Царя Давида, пророков и прочих библейских сюжетов. Вакф систематически уничтожает археологические памятники храмового периода.
Официально для посещения религиозных евреев Храмовая гора открыта лишь с воскресенья по четверг, с 7.30 до 10.00 и с 12.30 до 13.30 часов. Паломников пускают лишь ограниченными группами и в сопровождении полиции. Для мусульман же вход свободный, в неограниченных количествах ив любое время суток. Более того, молится евреям во время нахождения на горе вообще запрещено, как запрещены и иные проявления иудейского культа — трубление в шофар, возложение тфилин. Даже проносить на Гору еврейскую религиозную литературу строго запрещается. За этим следит израильская полиция. Каждую группу сопровождают израильские полицейские и стражи Вакфа. Если еврей дерзнет открыто помолиться в наиболее святом для иудаизма месте — он подлежит аресту.
Ситуация эта, созданная решением правительства Израиля, просто фантасмагорична. Получается, что Храмовая Гора в центре Иерусалима, столицы государства Израиль, является единственным местом в мире, где запрещена еврейская молитва — такого нет даже в самых враждебных Израилю странах, включая находящиеся с ним в состоянии войны Иран и Сирию. Причем создана эта ситуация именно израильским правительством, оно специальным своим решением ввело эти ограничительные анти-еврейские меры — что бы не раздражать арабов, “в целях сохранения общественного спокойствия”. Такова официальная формулировка.
Неудивительно, что это вызывает постоянное напряжение, протесты со стороны религиозных евреев. Поскольку многочисленные обращения в судебные инстанции о признании соответствующих декретов незаконными не дали результатов, ситуация провоцирует многих активистов на энергичные протесты, акции гражданского неповиновения и на силовые меры. Демонстративные попытки “несанкционированного” восхождения, обычно заканчивающиеся административными арестами, проходят регулярно.
Специально созданная для этой цели организация организации “Ревава” (что в переводе и означает “Десять тысяч”) собиралась привести на Храмовую гору 10 000 евреев, хотя пока, из-за противодействия полиции Иерусалима, массовое восхождение не было еще проведено.
У многих религиозных и просто национально-ориетированных евреев имеется четкое ощущение, что в главной святыне иудаизма верующие евреи подвергаются дискриминации, и неуклюжие действия израильского правительства по “охране общественного спокойствия” вызывают у них только возмущение. Происходит постоянная радикализация настроений в вопросе о праве евреев на Храмовую гору, вообще о допустимости арабского присутствия там.
В 1967 году, сразу после занятия Старого города, последовал приказ снести арабские дома, стоявшие напротив Стены плача и вплотную подходившие к Стене. Весь мир, естественно, промолчал, никто даже не заметил этого события.
Этот пример начинает вдохновлять все более широкие круги израильтян, уставших от постоянного арабского террора, непрекращающегося, несмотря на все “болезненные односторонние уступки” Израиля. Неудивительно, что некоторые израильтяне хотят покончить с проблемой террора, первопричиной которой они видят исламский экстремизм, нанеся удар по главной точке, символизирующей “мусульманское сопротивление израильской оккупации”. Ведь именно фотографии мечетей на Храмовой Горе стали как бы эмблемой Хамаса, Хизбаллы, “Исламского Джихада” и прочих организаций, ведущих под зеленым знаменем войну на уничтожение против Израиля.
В последнее время “люди Храма” (“аншей Бейт-ха-СМикдаш), как называют себя многие сторонники восстановления “Дома В-севышнего в Иерусалиме”, стараются привлечь для обоснования этих идей имена, которые были бы авторитетны для максимально большего числа израильтян.
Одно из таких имен — раввин Шломо Горен (1917–1994), один из самых выдающихся израильских раввинов и один из самых почитаемых до сих пор отцов-основателей Еврейского Государства. В числе прочих заслуг, раввин Горен был первым Главным Раввином Израильской Армии и создателем самого института военного раввината, и главным ашкеназским раввином Израиля с 1973 по 1983 годы.
Во время Шестидневной Войны рав Шломо Горен занимал пост Главного раввина Израильской Армии в чине генерал-майора и активно участвовал в боевых действиях. Например, он был первым израильским солдатом, вошедшим в капитулировавший город Хеврон, столицу Иудеи и древнюю столицу Царя Давида. Горен рассматривал результаты той войны как событие гигантского духовного и религиозного значения. Он организовал и руководил первым богослужением у Западной Стены (Стены плача). Фотография рава Горена, трубящего в шофар (ритуальный рог) у Стены Плача, впервые после изгнания оттуда евреев Иорданской армией в 49-м году, вошла в школьные учебники. 7 июня рав Горен заявил у Западной Стены (Стены Плача): “Мы освободили город Бога. Мы вступаем в эру Машиаха (Мессии) и, я обещаю христианскому миру, что мы позаботимся о взятом нами”. Он определил точное место расположения “Эвен ха-Штия” “Краеугольного камня”, на котором стоял жертвенник Иерусалимского Храма. Именно с этого места было начато сотворение мира, на нем был сотворен Первочеловек Адам и Ева, здесь Авраам готовился принести в жертву Ицхака (Исаака). По инициативе рава Горена на Храмовой Горе начались регулярные еврейские молитвы и были занесены Свитки Торы.
Однако другие подробности произошедших тогда событий оставались долгие годы неизвестными широкой публике. И именно о них заговорили теперь, напомнив факты, казалось бы, глубоко погребенные в подшивках старых газет.
Подшивки эти, вообще-то, полны материала, более горючего чем порох… Надо лишь хорошенько покопаться: “Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после…” Так сказал один древний еврейский националист. Но это лишь лирическое отступление…
Итак: 17 декабря 1997 г. умер генерал-майор Узи Наркисс, командовавший освобождением Иерусалима. 31 декабря 1997г. израильская газета “Гаарец” и агентство Ассошиэйтед Пресс напечатали его интервью, данное еще в мае того же года, но с условием напечатать его только после смерти генерала. В интервью Наркисс вспоминал момент освобождения Храмовой Горы:
“Парашютисты бродили по площади Храмовой Горы, как во сне. Рабби Шломо Горен был среди них. Я стоял один, погружённый в мысли. Внезапно рабби Шломо Горен подошёл ко мне.
Узи, — сказал он. — Сейчас надо подложить килограммов сто взрывчатки под мечеть Омара и избавиться от нее раз и навсегда.
— Рабби, прекратите, — сказал я ему.
Узи, ты войдёшь в Историю, если сделаешь это, — сказал он.
— Моё имя уже вписано в книги по истории Иерусалима, — ответил я, но Шломо Горен настаивал:
— Ты не осознаёшь, какое грандиозное значение это имело бы. Сегодня нам предоставлена такая возможность, завтра будет уже поздно.
— Рабби, — сказал я, — если вы не прекратите, я буду вынужден вас арестовать.
Этим наш разговор закончился. Рабби Шломо Горен повернулся и молча пошёл прочь…”.
После публикации интервью с Наркиссом, израильское радио передало речь рабби Горена, сказанную в 1967 г. на военной конференции. В ней главный раввин Израильской Армии прямо сказал, что передача Храмовой Горы в руки Вакфа (мусульманского совета, управления духовным имуществом) была трагедией: “Я сказал это министру обороны Моше Даяну. И он ответил мне: "Я понимаю, о чем Вы говорите, но неужели Вы действительно думаете, что мы должны были взорвать мечеть?" Я ответил ему: "Безусловно, мы были обязаны взорвать ее". Это трагедия для многих поколений, что мы этого не сделали… Я бы сам пошел туда и стер бы ее навсегда с лица земли, чтобы там и следа не осталось от того, что там когда-то стояла мечеть Омара”.
Дело в том, что имя раввина Горена пользуется большим авторитетом не только у поселенцев и в религиозных кругах в целом, но и в армии, а также среди представителей лагеря левого сионизма, то есть среди тех, кто и осуществляет политику “одностороннего отступления” в частности и политику территориальных уступок арабам вообще.. Мнение рава Шломо Горена имеет значение и для этих людей.
Кроме того, ему принадлежит галахическое постановление о том, что восхождение евреев на Храмовую Гору не только разрешено, но и является мицвой — религиозной заповедью, а в 1994 г. объявил, что религиозный закон приказывает евреям убить Арафата.
Безусловно, авторитет и идеи этого выдающегося религиозного деятеля и мыслителя послужит мощным орудием в разворачивающейся сейчас в Израиле борьбе вокруг самых святых мест иудаизма. Борьбе, которая окажет решающее влияние не только на облик еврейского государства, но и на события во всем мире.
Храмовая Гора — это не только место, с которого началось творение нашего мира, но и уснувший вулкан, который может проснуться в любую минуту. Польется из него смертельная огненная лава войны или благодатный огонь мира — зависит о того, хватит ли достаточной мудрости и духовного видения у всех “людей и языков”, столпившихся у ее подножья.