Игра «Покемон го» стала интернет-мемом. Шутки про покемонов стали частью арсенала уважающего себя блоггера. Дескать, людям современности не нужна белая горячка, чтобы ловить чертей. Покемонов вполне достаточно.
Собирающиеся на площадях и скверах толпы, желающие поймать «редкого покемона», вызывают ехидное внимание со стороны СМИ, давая игре дополнительную рекламу. Конспирологи уже обсуждают, как будет устроена следующая «оранжевая революция». В кабинете Эрдогана материализуется «редкий покемон» - и миллионная толпа мгновенно покончит с правителем.
Однако игра даёт возможность поговорить и о серьезных вещах. Например, о социальных последствиях появления дополнительной реальности, которая сейчас возникает.
Элиты Запада, похоже, приняли решение реализовать на практике ту модель «общества будущего», про которую дети 80-х читали в книжках вроде «Незнайки в Солнечном городе» или смотрели в кино вроде «Гостьи из будущего» или «Назад в будущее».
Что там было обещано? Повсюду автоматы с мороженным. Летающие автомобили. Мгновенное перемещение в пространстве и космические полёты. Автомобили, руководимые автопилотами.
Про полёты в космос и мгновенное перемещение в пространстве-времени решено пока забыть. Почему – отдельный большой вопрос.
Но поставить на улицах городов автоматы, торгующие мороженным, можно уже сегодня. Это проблема, технически решаемая. Точно так же, как возможно сделать и автомобили на автопилоте. Ведь современные таксисты зачастую не знают маршрута, пользуясь навигатором. Так почему бы не совместить навигатор и автопилот, сделав автомобиль автоматическим? Технически реализуемо. Ведь летают же на автопилоте самолеты. Больше того, эксперименты с такими автомобилями на Западе уже идут.
Иначе говоря, западными элитами принято решение не дожидаться прихода в мир предполагаемых сверхтехнологий – вроде бессмертия, мгновенного перемещения в пространстве или освоения иных планет.
Решено сделать ставку на уже имеющиеся технологии, ибо многое из того, что было обещано в фантастической литературе, представляет собой лишь комбинацию или усовершенствование уже существующих вещей. Например, автоматический киоск с мороженным имеет аналог в нашей реальности, просто за прилавком такого киоска стоит продавец. То же самое можно сказать про автоматическое такси. Такси с навигатором уже есть, просто их водит человек.
Дополнительная реальность, как это ни странно – тоже технология, которая уже была. Только раньше эта реальность жила в телевизоре. Надевать телевизор на голову, чтобы смотреть сквозь него на мир, в голову не приходила.
Но даже из моего детства я помню охотников на «лису». В данном случае имеется в виду передатчик, за которым бегали люди, занимавшиеся спортивным ориентированием. Чем это отличается от охоты на «редкого покемона»? Да в сущности, ничем.
Телевизор плюс «охота на «лису» - вот вам и охота на покемонов.
Возможен вопрос – а зачем нужно строительство общества, сошедшего со страниц фантастических книг?
Во-первых, потому что у людей в последние десятилетия возникло ощущение, что будущее затормозило. Что мы зависли в безвременье, в котором настоящее устарело и кажется почти прошлым, а будущее все не наступает.
Во-вторых, для банального повышения качества жизни. Люди, живущие в обществе с «дополненной реальностью», не становятся богаче. Но качество жизни резко повышается. Ведь они получают «суперспособности», как у супергероев американских комиксов. Например, способность видеть редкого покемона. Или способность считывать информацию с дороги или деревьев. Такие люди, ощущая причастность к будущему, не станут богаче, но станут счастливее.
В-третьих, «дополнительная реальность» примирит с существованием глобальный плебс, который сейчас возникает. Повсюду в мире люде недовольны распределением вершков и корешков, разделом жизненных благ между богатыми и бедными. Элиты выступают за глобализм, но народы ничего от глобализма не получают, кроме падения уровня безопасности, вала миграции и преступности, снижения жизненного уровня.
С этой точки зрения дополнительная реальность может стать аналогом системы социального обеспечения.
Говорят, в античных обществах государство устраивало общественные обеды, к которым могли присоединиться самые бедные жители полиса. Иначе говоря, с голода им помереть не давали. Это и есть социальная система.
А теперь представьте ловлю покемонов будущего, где за поимку покемона платят. Поймал с утра покемона – позавтракал. Нет, не покемоном. Просто вам заплатили 300 рублей, и вы купили кофе и круассан. Или представьте себе человека, который охотится на покемонов для других людей.
В этом уже сейчас нет ничего невозможного – игровые валюты, все эти «мешочки с золотом», за которые можно купить «дракона», уже существуют и, больше того, могут конвертироваться в реальные деньги. Любая современная игра «монетизируется» за счет взносов игроков, покупающих виртуальные «дома» и «вооружение». Раз так, всё это стоит денег уже сегодня, а значит, возможен и труд внутри игры и оплата внутри игры. Ничего невозможного. Больше того, скорее всего, это уже есть, просто пока не носит массового характера.
Иначе говоря, дополнительная реальность, окутывающая весь земной шар, превращающая его в одну большую компьютерную игру, имеет шансы превратиться в глобальную социальную среду. Плебс античности требовал хлеба и зрелищ. Новый плебс, который на наших глазах рождается из хипстеров, будет требовать хлеба и покемонов.
Представим, что сама жизнь человека превращается в компьютерную игру. Встал вовремя – 100 баллов. Почистил зубы – 50 баллов. Вовремя приехал на работу – 200 баллов. Человек, ловящий покемона в дополнительной реальности, неизбежно сам становится частью игры. Но почему бы тогда не сделать и саму его жизнь игрой? Вопрос лишь только в монетизации, то есть связывании игровой экономики с экономикой реальной. Если за действия в игре можно будет получать реальные деньги и покупать реальные товары, значит, дополнительная реальность и реальность обычная сольются в одно.
Это и будет вожделенный «коммунизм», мир «человека играющего», воспетого еще Стругацкими.
Так что за невинной игрой в покемонов стоит трансформация социальной реальности, которая может ожидать нас в ближайшие годы. Если удастся саму жизнь человека превратить в компьютерную игру, наделить его сопосбностями супермена в дополнительной реальности, а затем слить в одно экономику реальную и экономику виртуальную, наш мир сильно изменится.
Нет, люди не станут ангелами, да и всеобщее изобилие вряд ли настанет. Но это будет совсем иное, новое общество, общество суперменов «дополнительной реальности». В котором история закончится, чтобы вновь начаться – на ином качественном уровне.