Танай Чолханов: «Меджлис – абсолютно антироссийская, а самое главное, антитатарская структура»

Воссоединение Крыма с Россией, произошедшее в марте 2014 года, не избавило полуостров от тех проблем, которые развивались последние 23 года его нахождения в составе независимой Украины. В том числе и тех проблем, которые так долго копились и зрели в среде крымских татар. Теперь после возвращения этого тюркского мусульманского народа в состав России многие из проблем, с которыми он сталкивался, по-прежнему остаются актуальными и злободневными. Среди таковых имеются в религиозной сфере. О том, что сейчас происходит в мусульманской умме Крыма, нам рассказал в интервью общественный и религиозный деятель, член крымскотатарской общественной организации «Милли фирка» («Национальная партия»), Танай Чолханов. Танай бей приехал в Крым за месяц до всенародного референдума, и видел своими глазами, как творилась новейшая история Евразии. А на полуострове в те неспокойные дни все смешалось, провокаторы сеяли вражду между татарами и русскими, а самопровозглашенное правительство Украины грозило штурмом перекопа. Танай бей путешествовал с дорожной сумкой и четками по дорогам Крыма, через блокпосты самообороны, через татарские поселки и дорожную пыль. Приходилось участвовать в стычках и успокаивать людей словом и делом, призывая прийти на референдум, чтобы показать там свою позицию. Потом вел передачу «Крымскотатарский вопрос» на портале интернет-ополчения «Крымский Фронт».

А сегодня война пришла в Донецкую и Луганскую народные республики, которые охвачены огнем войны. И тысячи беженцев потянулись к Крыму как к острову спасения и свободы, отстоявшему право жить вне фашистского режима хунты. Лидеры хунты и национал-предатели, которых язык не поворачивается назвать детьми татарского народа, во всю кричат о том, что крымские татары видят врага и в ополченцах юго-востока, и в России в целом. Но первое, что видят беженцы юго-востока по приезду в Крым это Таная бея и его татарскую команду, одетую в небесного цвета майки с тамгой хана Гирея. Да, команда волонтеров-татар, в которой Танай Чолханов является координатором, работает в составе интернациональной волонтерской группы. И всем становится ясно, что очередная ложь западных провокаторов и их планы, в очередной раз потерпели фиаско. А мы видим, как в национальном движении крымских татар появляются новые сильные лидеры, способные вновь привести народ к единству и процветанию.

Танай бей, Вы свою религиозную деятельность начинали в Санкт-Петербурге. Как Вы оказались в Крыму? Что побудило Вас совершить хиджру (переселение) в Крым?

С Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Когда Крым оказался под угрозой военного вторжения сил хунты, я понял, что нужно собираться и ехать. Мы сидели с семьей за столом, ели, пили чай, а мой народ в этот момент становился заложником в политических играх. Тот, кто не переживает со своим народом времена горя и лишений, не имеет права жить с ним во времена процветания. Я взял в дорогу все самое необходимое и улетел в Крым. Моя семья поддержала меня в этом решении.

Воссоединение Крыма с Россией привело к тому, что начались вояжи мусульманских деятелей из Москвы и Казани. Если муфтий Татарстана Камиль Самигуллин ездил на полуостров в рамках общего направления курирования крымских татар со стороны Татарстана, то вот визит функционеров Совета муфтиев (СМР) очень многих насторожил. Особенно активное стремление СМР к поддержке Меджлиса крымскотатарского народа на всероссийском уровне. На ваш взгляд, с какой целью возникло внимание председателя СМР Равиля Гайнутдина и его заместителя Дамира Мухетдинова такое внимание к Крыму?

Нужно понимать, что структура Совета Муфтиев России не однородна. И я, изначально, рассчитывал на поддержку СМР в своей деятельности. Но я ошибся. Меджлис — абсолютно антироссийская, а самое главное, антитатарская структура. Грабеж собственного народа, запугивание и политический шантаж, открытое сотрудничество с Западом - вот что такое Меджлис. И все это происходило на наших глазах. Но кое-чего люди не знают. Например, как наемные банды Меджлиса приезжали в татарские деревни, скупали черенки от лопат и угрожали расправой, блокировали избирательные участки. Как вычисляли тех, кто участвовал в референдуме, и терроризировали их семьи. Для этих людей нет ничего святого, даже одному уважаемому аксакалу, ветерану национального движения крымских, они, в отместку за призыв народа на референдум, протаранили забор грузовиком и пытались пробиться в дом. Мне посчастливилось найти крымских татар-патриотов, которые действительно могут называться сыновьями своего народа, и мы организовали охрану избирательных участков, приходилось и применять силу, АльхамдулиЛлахи (Слава Богу. – прим.), есть хороший армейский опыт. Обо всем этом Дамир Мухетдинов, вне сомнений, прекрасно знал. Например, потому, что я сам отправлял ему отчеты об этих случаях. И в итоге он занял откровенно антироссийскую позицию. Более того, в личной переписке он пытался убедить меня, что русские всегда были враждебно настроены к татарам, разрушали мечети, что Россия ничего татарам не даст и не дала... Хотя мы видим, что Российская Федерация дала крымскотатарскому народу такие возможности, о которых при Украине нельзя даже было мечтать. Все это ясно показывает сегодняшнюю позицию Совета Муфтиев России: прозападную и либеральную. И когда СМР пробился в Крым, сразу начались попытки договориться с местными религиозными организациями о «распиле» денежных средств из государственных фондов. Закончилось это тем, что в знак протеста я прекратил с СМР и ДУМЕР (Духовное управление мусульман Европейской России, входит в Совет муфтиев России. – прим.) всякое сотрудничество. Фактически, мы живем сейчас в военное время, когда любые мародеры и пособники врага являются предателями, и судить их надо по законам военного времени.

Многих в Крыму, да и в Татарстане также удивило стремление Казанского Кремля лоббировать интересы Меджлиса крымскотатарского народа, занимающего четкую антироссийскую позицию. Не совершают ли ошибку в Казани, заигрывая с Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым?

Ну, я надеюсь, это именно ошибка, а не осознанный саботаж. Что представляет из себя структура «Меджлис Крымскотатарского Народа» я уже описал выше вполне подробно. Нужно понимать еще и то, что Чубаров, как и большинство лидеров Меджлиса являются марионетками, тряпичными куклами Запада. С ними разговаривать бесполезно, легче говорить с их хозяевами в Государственном Департаменте США и ЦРУ, но для этого ведь у нас есть МИД РФ и контрразведка, верно? А лоббировать интересы откровенных врагов Российской Федерации, это уже не просто ошибка, это преступная халатность.

Давайте обсудим ситуацию в мусульманской умме Крыма. Справедливы ли характеристики экспертов и наблюдателей, что сегодня мусульманское сообщество полуострова представляет собой целый винегрет радикальных течений ислама от ваххабитов до Хизб-ут-Тахрир?

Да, здесь представлено все разнообразие экстремистских течений и сект. И все они живут в мире и согласии, что доказывает их умелое управление из одного центра. Судите сами, - экстремисты-боевики, после победы России в Крыму, резко и централизованно переместились в горящий войной Донецк и Луганск. «Братья-мусульмане» («Ихван аль-Муслимун») заявили о полном взаимопонимании с Хизб-ут-Тахрир (Партия исламского освобождения. – прим.). Проповеди ваххабитов в мечетях и, более того, в татарских школах продолжаются, в рамках программ ДУМ Крыма кстати, на которые Дамир Мухетдинов хочет переключить деньги федеральных фондов.

Многие в России не знают про организацию «Аль-Раид». Исламоведы говорят, что это украинское отделение «Братьев-мусульман». Это так?

Абсолютно верно. Видите ли, «Аль-Раид» несколько раз меняло название. Когда приходило понимание того, что это откровенно экстремистская организация, они просто меняли вывеску. Они были уже «Ар-Райдом», а теперь называются «Духовный Центр Созидание», но в своей сути это обычные экстремисты, управляемые западными спецслужбами.

Организационно мусульманская умма Крыма расколота. Есть Духовное управление мусульман Крыма во главе с Эмирали Аблаевым, который часто называют исламским отделом Меджлиса, и есть Духовный центр мусульман Крыма, который критично относится к Меджлису. Этот раскол случаен или закономерен? И что Вы сами думаете об обеих организациях?

Раскол закономерен, так как структура ДУМ Крыма централизованно поддерживала и, повторюсь, поддерживает все секты и экстремистские течения. В мечетях проповедуют ваххабиты, актив Хизб-ут-Тахрир лезет в политику, и все это прикрывается ДУМК, который подчинен напрямую Меджлису. Пока Меджлис и ДУМ Крыма не будут полностью демонтированы и забыты, мусульман Крыма будут пытаться затащить в ту или иную секту, и организовывать провокации. Это мое мнение, но у политической элиты мы видим некоторую нерешительность в этом вопросе, к сожалению.

Сами крымские татары осознают проблему религиозного экстремизма? Просто иногда существует стремление отрицать эту проблему по принципу «да, они – ваххабиты, но они же крымские татары, они – наши соплеменники». И вот такими разговорами в итоге проблема не решается никак….

Изначально лозунг «да, они – ваххабиты, но они же крымские татары, они – наши соплеменники» произнес Эмирали Аблаев в прямом эфире, сейчас это можно увидеть в записи. Очень удобный, кстати, девиз. Звучит примерно как «Чикатило — тоже человек». Ну, вот Вам и иллюстрация методов Меджлиса и ДУМ Крыма. А итог один: татары не доверяют духовным лидерам, и не знают уже в какой мечети нет сектантов и экстремистов. Ведь организации экстремистов и сектанты бросают тень на Ислам в целом, и этим опять в первую очередь пользуются наши враги, принося раскол в общину мусульман всей России.

Не наблюдаете ли Вы тенденцию к маскировке ваххабитов и прочих фундаменталистов? Т.е. до воссоединения Крыма все они чувствовали себя вольготно, а вот теперь в составе России они стараются скрыть свои взгляды и убеждения, как бы выжидая чего-то.

Могу сказать совершенно точно, они все «размотались». Теперь на меня, и на любого человека, одетого в соответствии с Сунной (т.е. по образцу пророка Мухаммеда. – прим.), с бородой и стрижеными усами многие поглядывают с опаской. А ваххабиты уже давно побрились, но проповедуют так же и там же. Это скрытая угроза, они стали осторожней и быстро учатся жизни в новой реальности. Кстати, не исключено, что некоторые функционеры СМР им в этом помогают, но это - только мое предположение.

Проблема ваххабизма и других радикальных течений ислама для Крыма как никогда остра. Об этом говорят и эксперты-исламоведы, и русские жители Крыма, и сами крымские татары признают. Что с этим делать? Как, на Ваш взгляд, нужно изменить ситуацию к лучшему? Критика критикой, но ведь нужны конкретные предложения путей выхода из ситуации. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать федеральным и региональным властям, чтобы ситуация не стала такой же, как на Северном Кавказе или в Поволжье?

Сейчас, прежде всего, нужно объединить тюркский мир России. Радикалы используют принцип «разделяй и властвуй», именно поэтому крымским татарам навязывали идею о том, что они не родственны татарам поволжским, да и вообще не являются частью тюркского мира. Татар учили недоверию, крайней ксенофобии. Теперь даже татары, настроенные положительно в отношении воссоединения с Россией, не знают как себя вести в обществе представителей других религий, а ведь Крым это самый настоящий перекресток культур и миров, религий и традиций. Только объединение тюркского мира России и Евразии с последующим выстраиванием прочной славяно-тюркской оси может помочь нам стать Великой Державой! «Русские и татары объединены одной судьбой», - говорил великий крымскотатарский мыслитель и общественный деятель Исмаил бей Гаспринский.

И последний вопрос: расскажите нам о потоке беженцев с юго-востока бывшей Украины?

Их тысячи. Люди берут с собой все самое необходимое и покидают свои дома. Женщины и дети, в основном. Русские, татары, самые разные национальности. Бомбы и пули не различают религиозной принадлежности, а атакам подвергаются именно мирные кварталы.... А в Крыму беженцам помогает множество волонтеров и общественных организаций, политических партий. Это очень показательно, мою деятельность, например, поддерживают мусульмане Крыма, я очень благодарен им. Но и эти люди просили не говорить их имен и фамилий, согласно нашей религии, где в тайне сделанное доброе дело лучше, чем явное. В Симферополе, например, активисты Партии «Великое Отечество» занимаются встречей и сопровождением беженцев, сбором гуманитарной помощи. В Бахчисарайском районе работают волонтеры «Единой России», дежурят в местах расселения, снабжают по мере сил людей всем необходимым. Обычные люди жертвуют денежные средства, отдают вещи первой необходимости. Владельцы частных отелей предоставляют места на безвозмездной основе. Всенародное горе - всенародная помощь, это значит, что есть еще у нас патриоты своего Отечества. И теперь, по крайней мере, увидев помощь татар, люди поймут, что ложь — главное оружие наших врагов. Я надеюсь, что так же, как нас сейчас объединяет общая беда, потом общее счастье и процветание сохранит наше единство.

Записал Раис Сулейманов

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter