За несколько часов до наступления нового года 2014-го – года сочинской олимпиады и 150-ти летия окончания Кавказской войны – я разослал несколько десятков мейлов ведущим черкесским общественным деятелям, кавказоведам и журналистам с просьбой ответить на вопрос: «Итоги года в черкесском вопросе. Каковы они?».
Перед вами ответы на этот вопрос самих черкесов из разных стран и изучающих черкесскую проблематику журналистов, политологов и кавказоведов из России, Израиля, Португалии, США, Грузии, Канады, Азербайджана, Иордании, Абхазии, Турции, Германии, Чехии, Украины.
Кроме черкесов и черкесоведов мне особенно интересен был взгляд соседей черкесов – чеченцев, единственного, на данный момент, северокавказского народа, который смог получить, и, в какой-то мере, сохранить государственную независимость (при всех плохом, что можно сказать про него, я считаю режим Рамзана Кадырова единственным национально ориентированным правительством на территории Российской Федерации). Представители официальных властей Чечни и дудаевской республиканской иммиграции согласились ответит на мой вопрос, представители Имарата Кавказ – отказались.
Для удобства восприятия я разбил полученные ответы на три выпуска.
Текст получился длинным – но он стоит прочтения.
Мераб Чухуа, директор Центра черкесской культуры, профессор Тбилисского Государственного Университета, (Тбилиси, Грузия).
Исходя из деятельности нашего центра, 2013 год для «Черкесского (адыгского) культурного центра» стал решающим. На фоне смены правительства после демократических выборов центр должен был доказать, что он не был одноразовым проектом, и в состоянии самостоятельно продолжать своё функционирование и вносить свой вклад в региональную политику Грузии. Можно сказать, что «Черкесский (адыгский )культурный центр» успешно справился с этой задачей и в 2013 году осуществил ряд важных проектов. Самыми важными из них являются: Научный археологический симпозиум «Проблемы майкопской культуры в контексте кавказско-анатолийских связей» и абхазо-грузино-черкесская летняя школа в Батуми. Кроме того, в течение всего прошлого года проводилась активная работа по различным научным монографиям. Самыми важными из них являются: тысячестраничная монография профессора Нугзара Антелава «Черкесская культура», «Сравнительно-сопоставительный словарь черкесского языка и диалектов» (А.Квахадзе), «Черкесский путеводитель» (М. Бежиташвили), «Черкесская военная элита» (М. Гогитидзе), «Черкесская библиография» и «Колесница Российской империи» (И. Гориславский). Часть из них уже издана, остальные находятся в процессе публикации.
Помимо этого, одним из основным для «Черкесского (адыгского) культурного центра» являлись прямые контакты с известными черкесскими общественными деятелями и деятелями культуры. По известным причинам, мы воздерживаемся от поименного перечисления указанных лиц. Также было проведено много семинаров и встреч между представителями черкесского и грузинского общества в рамках черкесского диалога, который у нас функционирует со дня основания «Черкесского (адыгского) культурного центра». Большое значение имеет и тот факт, что несколько десятков черкесов получили грузинское гражданство, и в этот процесс активно был включен и «Черкесский (адыгский) культурный центр».
Само собой разумеется, что для черкесского мира 2013 год был знаменателен еще и потому, что это был последний год перед Сочинской зимней олимпиадой.
Но могу сразу отметить, что лично я, как эксперт-кавказовед, думал, что черкесское движение в этом направлении, имея благоприятный фон, могло раскачать и использовать эту проблему в контексте черкесского геноцида в пользу черкесского же дела. Жаль, что не удалось интернационализировать именно черкесскую проблему в пределах гражданской войны в Сирии.
Наверное, в своих высказываниях не буду оригинален, если скажу, что рука Кремля прослеживается в том печальном факте, что черкесы были лишены платформы в Европейском парламенте, и «черкесским днем» воспользовались абхазские сепаратисты, которые на указанном мероприятии от лица черкесов провели собственную пиар-акцию. Здесь удалось еще раз разыграть абхазскую карту,так скажем, на черкесском поле.
Лично я не могу переоценить значение пока что единственной абхазско-черкесской встречи, когда известный черкесский деятель Ибрагим Яганов в Сухуми напрямую вел переговоры с абхазскими представителями, в ходе которых были обнажены все аспекты грузино-абхазских отношений, и было высказано, хоть авторское, но прямое мнение и подход в отношении грузинского фактора, в корне отличающиеся от абхазской позиции.
Мне кажется черкесский подход к вышеназванной проблеме,отличающийся одновременно от российского, стал причиной детального допроса около 15 черкесских ощественных деятелей офицерами ФСБ в Краснодаре. Но удивительно,что там же основными темой допроса были зимние олимпийские игры в Сочи.
Положительным фактом можно считать репатриацию нескольких сотен сирийских черкесов в Кабардино-Балкарскую и Адыгейскую республики в 2013году.
От всей души хочу пожелать черкесам продолжения процесса репатриации на родину и сдалть этот процесс еще более масштабным, потому что,думается, что от этого во многом зависит осуществление черкесского проекта,который подразумевает новое самообразование черкесской государственности!
Наима Нефляшева, страший научных сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, кандидат исторических наук, доцент. (Москва, Россия).
Очевидно, что "старые" черкессские общественные организации, зарегистрированныев 1990-е гг. практически исчерпали свой ресурс, весь 2013 год они реагировали на события в черкесском мире так, что ясно, что вся их деятельность в дальнейшем будет сведена только к представительским функциям. На смену пришли люди из "социальных сетей" - они мобильны, дерзки, реактивны, в течение этого года ими было реализовано много локальных проектов, особенно связанных с сирийскими черкесами. Это и строительство и покупка домов для репатриантов, и их трудоустройство, и оплата курсов русского языка, и просто ежедневная помощь.
Центр черкесского активизма будет перемещаться в Турцию - начиная с 21 мая, когда представители ключевых партий обратились к черкесам со словами сочувствия и кончая открытием отделения черкесского языка - все это свидетельства официальной динамики подхода к черкесской теме в Турции.
Федеральный центр по-прежнему видел в черкесском активизме только проблему, но никак не ресурс. Бюджетные деньги, потраченные на т.н."противодействие черкесскому вопросу" в виде шквала статей и конференций были потрачены абсолютно зря. Они не были интересны никому, кроме самих противодействующих. Они никак не повлияли на процессы, происходящие в черкесском движении и на модерирование черкесского дискурса. Для любого человека, профессионально занимающегося историей северо-западного Кавказа, с первых строк ясно, что за этими публикациями нет ни знания истории вопроса, ни умения работать в архивах, ни экспертных интервью, ни "поля"ни выстроенных на местах networks. . К сожалению, только ленивый не порезвился на черкесской теме, тогда как ни один серьезный специалист по черкесской диаспоре, а их немало и в Москве, и в Питере,и в регионах, не был привлечен к обсуждению темы сирийских черкесов. Ни в открытом режиме, ни в закрытом.
Возвращение к холодному прагматизму времен СССР, когда советские аналитики видели в черкесской диаспоре мощный ресурс для формирования просоветских лобби на Ближнем Востоке, сегодня было бы очень кстати.
Джон Коларуссо (John Colarusso), доктор философии, профессор антропологии, лингвистики и языкознания. Бывш. советник администрации президента США Клинтона по вопросам Кавказа. (Канада).
В политике бытует поговорка: «Никогда не упускай хороший кризис».
В этом смысле, Россия упустила Сочи, возможно, потому что она не думает, что черкесский вопрос является кризисом.
Для черкесов, тех немногих, кто еще остался на родине, и тех, кто в диаспоре, Сочи - это кризис. Они его не упустили, но, наоборот, сплотились в грандиозное шоу этнического единства и обновленной идентичности. Они направили свои силы на то, чтобы их вопрос стал известен, и добились немалого уровня признания. Учитывая, что черкесы выражают протест против одной из великих "спортивных оргий" современности, удивительно что они вообще получили огласку. Мне кажется, что частично некая связная идентичность сохранится и после Олимпиады Сочи, и что современные информационные технологии помогут им в формировании их идентичности и в формулировке целей их борьбы.
Что касается России, она обещает, что в церемонии открытия будут некоторые черкесские этнические компоненты, и один стадион носит убыхское название, «Фишт».
Сочи, однако, (само по себе название это - убыхское слово "море") предоставил России уникальный шанс вылечить некоторые начинающие гноиться раны, при том, что большая часть источников этих проблем находится за пределами непосредственного контроля России, поскольку они базируются в диаспоре. Разрешение этих вопросов помогло бы стабилизации Северо-Западного Кавказа, превратив регион, вместо продолжающегося погружения в хаос, в зону стабильности,.
У меня нет желания упростить такую сложную область, как Кавказ, но Россия могла бы извлечь колоссальную политическую выгоду из нескольких простых действий.
Во-первых, она могла бы признать трагическую историю черкесов и убыхов, сосредоточенную вокруг Сочи. Это признание могло бы быть усилено торжественной церемонией, проведенной во вемя олимписких игр, и кампаниями направленными на пробуждение гражданской сознательности.
Во-вторых, она могла бы предложить определенную помощь черкесам, оказавшимся в ловушке Сирийской гражданской войны, если не посредством прямой репатриации на историческую Родину, то либо при помощи репатриации в Абхазию, или путем предоставления финансовой помощи беженцам в Турции и Иордании.
В-третьих, она могла бы улучшить социально-политическое положение черкесов, проживающих на территории России, путем оказа от политики, направленной на раскол черкесов - присвоения им нескольких различных этнонимов - и путем объединения их республик, следуя линии, очерченной ее же собственной Академией наук.
Наконец, возможно, самый инновационный путь. Россия могла бы связать конфедеративным путем новую черкесскую «зону» с суверенным государством (в таком качестве Россия рассматривает его) Абхазия, и сформировать единую культурную территорию расположенную в пределах обеих государств – России и Абхазии, придав ей новую политическую форму.
Результаты следования даже первой из этих рекомендаций, скорее всего, дали бы тектонический и благоприятный сдвиг, изменили бы восприятие России черкесами. А это могло бы обеспечить ей лояльность черкесского мира - группы, одной из основных ценностей культуры которой является лояльность.
Вместо этого, были сделаны лишь незначительные уступки, осталась неизменной и общая атмосфера репрессий. Эти гнойные раны на границах России будут продолжать гнить. Россия упустила хороший, возможно, уникальный кризис.
Ахмет Ярлыкапов. Cтарший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук. (Москва, Россия).
Итоги года трудно оценивать однозначно. Возможно, в стратегическом плане черкесское национальное движение не добилось особых подвижек, и основной причиной этого является раздробленность этого движения. Тем не менее в ушедшем году "черкесский вопрос" активно обсуждался, и на него реагировали как экспертное сообщество, так и власти. Думаю тем не менее, что главное событие, от которого зависит будущее "черкесского вопроса" - это сочинская Олимпиада, как банально это ни звучит. Ведь в ушедшем году именно она была основным мобилизирующим фактором для черкесского национального движения.
Тьягу Феррейра Лопез (Tiago Ferreira Lopes). (Лиссабон, Португалия).
Преподаватель Университета Кырыккале (KU, Кырыккале, Турция)
Научный сотрудник Восточного института (ISCSP, Лиссабон, Португалия)
Старший аналитик в WikiStrat (Вашингтон, США).
2013-й год был очень интересным годом для черкесских активистов. Такие кампании, как No Sochi 2014, привлекли внимание средств массовой информации из Великобритании (The Guardian и Huffington Post) и США (New York Times, Washington Post и National Geographic). Известные медиа-платформы, такие как Радио Свободная Европа / Радио Свобода и Jamestown Foundation - Eurasia Daily Monitor также способствовали возрождению черкесского вопроса в мировых средствах массовой информации.
Я использую слово «возрождение», потому что в последние годы Русско-Черкесской войны (которая закончилась в 1864 году) несколько европейских газет также интересовались черкесским вопросом. Среди газет, которые посвящали внимание черкесскому вопросу во второй половине XIX века, мы находим немецкую «Allgemeine Zeitung», французскую «La France» и британские «The Times», «Dundee Advertiser», «Sheffield Independent», «Leeds Mercury», «Levant Herald» и «Daily Herald».
С другой, отрицательной, стороны, у черкесских групп и форумов в социальных сетях проявляется «грибной эффект», большинство из них лишено новых подходов или перспектив. В этом случае слишком многое может оказаться, проще говоря, мало эффективным. Черкесским группам в социальных сетях и СМИ также необходимо открыть себя для не-черкесов и не-специалистов, вести для них разъяснительную работу. Некоторые группы превратились в форум, где черкесы обсуждают с черксами черкесские дела.
Возвращаясь к положительным аспектам, черкесские активисты смогли превратить свою внутреннюю повестку дня в глобальную проблему. Это ясно видно из того, что когда я среди видеороликов, продвигаемых WikiStrat о "геополитических сюрпризах 2014-го года", упоминул о том, что «черкесский вопрос также является горячей проблемой, за котрой следует наблюдать», это не вызвало возражений.
Очевидно, что идеей черкесской нации вышла из забвения, но теперь черкесским активистам следует задать самим себе один вопрос: «Каков будет следующий шаг после олимпиады в Сочи?»
Невозможно ожидать, что вся черкесская повестка дня, которая варьирует от создания Черкесской республики внутри РФ (сторонники мягкой линии) и до провозглашения полностью независимой Черкесской республики (сторонники жесткой линии вариант) будет полностью выполнена до конца зимних Олимпийских игр. В связи с этим, черкесы должны начать планировать дальнейшие действия и дальнейшие шаги.
Черкесские активисты находятся сейчас на распутье:
1. С одной стороны, если они делают ставку только на давление СМИ, они могут превратить черкесский вопрос в Тибет-2.0, мир будет сочувствовать черкесам, но ничего не произойдет.
2.С другой стороны, если они начнут больше политизировать этот вопрос, если они научатся игре дипломатического давления, им удастся преобразовать черкесский вопрос в Косово-2.0, и существенное количество стран в мире поддержат их требования независимости, Россия легко не уступит!
Уолт Ричмонд (Walt Richmond), профессор Occidental College. (Лос-Анджелес, США).
Правительство России и, в частности, Российский институт стратегических исследований попытались похоронить черкесский вопрос, объединив его с другими вопросами, подлинными либо сфабрикованными. Эта стратегия ошибочна. Из моего собственного опыта, я вижу, что молодое поколение черкесов непреклонны, возможно, еще больше, чем, предыдущие поколения, в своей решимости бороться за то, чтобы их требования были рассмотрены. Текущая российская политика приведет лишь к продолжению напряженности в Российской Федерации.
Гюльнара Инандж, директор Международного онлайн информационно-аналитического центра "Этноглобус" (ethnoglobus.az). (Баку, Азербайджан).
Черкесская тема на мировой политической арене появилась после развала Советского Союза. На данной стадии развития черкесский национализм не агрессивен и не переходит в военную плоскость. Черкесские организации в самой России, также как диаспора и их покровители, пока пытаются сделать данный вопрос предметом интереса международных правозащитных организаций. Официально черкесская диаспора находится под патронажем европейский и международных организаций. Неофициально США, некоторые страны Европы, Израиль и Турция являются катализатором черкесского национализма. Заинтересованность Израиля в черкесском вопросе требует отдельного анализа.
Политическую же окраску черкесская тема приобретает в России и Турции.
Пока Турция разбирается с курдской проблемой, против нее вьется черкесская паутина. Так как черкесы не имеют территориальных претензий к Турции, в данном случае речь может идти о политических спекуляциях вокруг нарушения этнических прав, с целью торпедировать просьбу Турции о вступлении в ЕС. Это развязывает руки Анкаре и превращает её в игрока в черкесском вопросе.
До российского завоевания черкесы находились в составе Османской Империи. А принадлежность к суннитскому толку Ислама позволяло им легко адаптироваться и занимать высокие посты, чувствовать себя комфортно. Этот процесс имеет продолжение в современной Турции.
Этот фактор позволяет Анкаре активно участвовать в черкесском вопросе. Тема независимой Черкесии, также поддерживается влиятельными черкесами в Турции. После развала Советского Союза этнические черкесы начали появляться на Северном Кавказе в составе бизнес-структур, НПО и учебных заведений, в том числе и в республиках, где проживают адыги. Укрепление Турции в своих бывших исторических владениях, может усилить черкесский сепаратизм и подготовить почву для вытеснения Москвы с Северного Кавказа. Подпитка черкесского национализма – один из элементов плана откола Северного Кавказа от России. Поэтому Россия запрещала въезд в страну для турецких бизнесменов и их участие в региональном бизнесе, выдворяла с Северного Кавказа турецких предпринимателей (в основном это этнические черкесы), закрывала турецкие лицеи. Но тот факт, что черкесский национализм стал предметом манипуляций на Западе, и активность Израиля в этом вопросе, вынудили Москву дать волю действиям Турции, как менее, на её взгляд, агрессивного игрока.
Кроме того, Россия надеялась нейтрализовать черкесские амбиции о независимости путём признания Абхазии. Это, действительно, немного убавило пыл, но полного отказа не произошло. Одновременно Кремлю удалось внести раздор в черкесскую диаспору в вопросе независимости. Факт признания независимости Абхазии усилил разногласия, так как часть черкесов в России и в диаспоре считают, что черкесы, проживающие на территории России, должны иметь свою автономию, к которой они требуют присоединить исконные черкесские земли, ныне находящиеся в пределах других кавказских республик и областей.
Ближневосточные события, находящися на переднем плане политической сцены, затмевают черкесскую тему, которая, на данный момент, все еще находится на начальной стадии своего развития. Черкесский вопрос начнет оказывать серьезное влияние на Россию чуть позднее. Американские эксперты, предсказывающие потрясения на Юге России после Зимних Олимпийских Игр, вероятно, имеют в виду рост черкесского национализма, сопровождающегося сепаратизмом. Народы, не имеющие своей государственности, подвержены внешним влияниям и манипуляциям, их этнические чувства оголены. Они культивируют и мифологизируют героические фрагменты своей истории. Кавказские народы предпочитают не открываться миру, а жить обособленно. Отсутствие исторического опыта государственности чревато повторением тех проблем, с которыми регион столкнулся во время чеченских войн в конце прошлого века.
Али Бгана. Член исполкома майкопского ГОО "Адыгэ Хасэ - Черкесский Совет". (Россия, репатриант из Израиля).
Как и в 2012 году, также и в 2013 году, перед черкесским миром стояли две основные проблемы связанные с "Черкесским вопросом" , первая - это проблема Сирийских черкесов и вторая - зимние Олимпийские игры в Сочи .
В проблеме сирийских черкесов замедлилась активность черкесских республик и черкеских организаций в поддержку репатриации сирийских черкесов на родину. Это замедление связано с давлением федеральных властей на черкеские республики и на черкеские организации. В 2012 году вернулись на родину более 1000 черкесов из Сирии. В 2013 году смогли вернуться на родину около 400. С начала проблем в Сирии эту страну покинули около 15.000 Черкессов, и из них смогли вернуться на родину только 1500 человек.
В вопрос Олимпиада в Сочи Черкесский мир разделен на две группы . Первая - это власти черкесских республик и Международная черкеская ассоциация, которые подерживают Олимпиаду и пробовали без успеха включить черкесав в открытие и закрытие олимпиады, по примьеру олимпиады в Канада. Вторая - это черкеские организации, которые не входит в МЧА и не подерживают проведение олимпиады из за игнорирования Россией черкеского вопроса. Эта группа укрепляется из года в год (в основном в диаспоре).
Давление федеральных властей России на черкеские республиик и на черкеских организаций есть всегда и давно, но в 2013 году есть усиление этого давление, и это стало видно открыто, когда в декабре арестовали для допроса восемь черкеских лидеров и активистов.
Результатом этого давления в 2013 году был ослабление некоторых черкесских организаций, но оно также привело к появлению новых организаций.
Организация "Пэрыт" из КБР, которая интенсивно работала по вопросу репатриации, сильно ослаблена из-за этого давления. Информационый интернет0сайт Елот.ру и ИА «Голос Черкесии» полностью прекратили свою деятельность, однако это давление также привело к появлению новых организаций . Майкопская ГОО "Адыгэ Хасэ - Черкеский Совет" начала свою деятельность в поддержку репатриации сирийских черкесов и обявления 2014 года к Годом скорби (150 лет окончания Русско - Кавказской войны) . В Турции создана Черкесская Федерация, которая не входит в МЧА.
Самая большая Черкесская Организация в мире "Кавказский Федерация " (Турция), которая включает в себя 60 черкесских городских организаций и около 200 черкесских аулов переживает процесс разделения. Одна её часть хочет продолжать свою деятельность в прежнем режиме, а вторая группа начала призывать к выходу из Международной черкесской ассоциации и созданию новой глобальной черкесской организации.
Один из черкесских активистов из США, пожелавший остаться неназванным. (США).
2013-й год был знаменательным годом в черкесском мире. За всю историю черкесского народа, никогда прежде это маленький народ не был мобилизован столь быстро, эффективно и массово.
От России до Ближнего Востока, США и Европы, 2013-й год примечателен тем, что черкесские активисты научились координировать свои усилия, сочетая давление, гласность и мобилизацию.
События в Сирии доказали это. В начале 2013 года в Москве, некий активист, не имея никаких юридических документов, необходимых для проведения демонстрации, встал в одиночку в центре города с требованием, чтобы Россия приняла меры и помогла в беде его этническим родным в Сирийской Арабской Республике.
Если «арабская весна» началась с самосозжения, устроенного одним человеком, то «черкесская оттепель» началась с одного человека, заставивышего черкесский мир загореться простой идеей: встать на защиту своих соотечественников и родных, невзирая на исход мероприятия.
Вскоре одному этому человеку удалось сподвигнуть множество черкесов по всей Москве по очереди стоять в знак солидарности, выражая единую позицию в поддержке своих братьев в Сирии.
Это был переломный момент в черкесском активизме, по одной простой причине: это первый случай, когда активность была развита вокруг действительно про-черкесской идеологии. И лозунг ее не был сконцентрирован на «анти» что-бы-то-ни-было. Борьба была не реактивной, а активной. Действительно, она была спровоцирована войной в арабском государстве, но в отличие от всех предыдущих движений, этот призыв о помощи Сирии не вызвал осуждения или требований прекратить деятельность. Это была просто просьба помочь восстановить черкесскую нацию в отдельно взятом географическом пространстве.
Эта простая, хотя и тонкая и всеобъемлющая идея, была настолько мощной, что в течение нескольких дней возникли по-настоящему массовые движения, и черкесские общины по всей Российской Федерации, на Ближнем Востоке и в Северной Америке стали призывать к тому же самому, за что боролся этот московский одиночка – помочь черкесам, оказавшимся в сирийском плену, хотевшим вернуться на свою историческую родину.
По моему мнению, это не было бы возможным без возникновения "Пэрыт" – черкесской неправительственной организации, основанной в Нальчике, и ныне закрытой из-за давления со стороны правительства – но ставшей первым по-настоящему независимым черкесским институтом, способным повлиять и добиться результата.
Я говорю «независимая», потому что она не требует больших вложений со стороны каких бы то ни было государственных деятелей. Я говорю «уинститут», потому что данная организация сконцентрированна на идее и цели – а не на одном человеке.
Я говорю «влияние», потому что, каким бы мизерным ни было количество черкесов, получивших разрешение вернуться на черкесскую историческую Родину (около 3000 человек), по многим оценкам, это число выше, чем могло бы оказаться в противном случае.
Таким образом, 2013 год стал годом пробуждения черкесского активизма, остования про-черкесской идеологической платформы, и результаты его оказались впечатляющими. Многие черкесы на разных концах Земли оказались способны бороться с бедственным положением черкесов Сирии. За последние несколько лет эта борьба переросла в кампанию против предстоящих Олимпийских игр.
Это поразительно.
Однако, более важный вопрос – что произойдет в 2014 году? Смогут ли черкесы разобраться в таком развитии событий и во всей связанной с ним ситуации, чтобы продолжить создание настоящих организаций, основанных на активной, про-Черкесской идеологии?
Или же проведение Олимпиады и безразличие к Сирии охладят пламя, зажженное этим новым возрождением черкесского национального движения?
Соломон Лебанидзе, кавказовед, докторант ТГУ , политолог, независимый эксперт. (Тбилиси, Грузия).
2013 год развитию черкесского вопроса дал конечно некотореы плоды, которые можно будет использовать в любом аспекте. Знаменательно, что третьий президент Грузии Саакашвили многим черкесам присволил грузинское гражданство, как бы подтвредтив этим актом что потомки джиков это потенциалльные граждане Грузии. Естественно, эта новость негативно оценивается в абхазско-абазинских кругах.
Заметил также тредн закрытия нескольких черкесских сайтов - Элот, теперь уже Хекупса...Это показывает нам, что активисты черкесские скоро перенесут свою деятельность в другую плоскость
Задержание черкесских активистов - Ягана, Кеша, Ташу а также абазинского общественника Руслана Камбиева, показывает, что власти России "взялись" за черкесов.
Смена власти в Грузии, также дает свой отпечаток в черкесском вопросе. Тбилиси стремится решить проблемы с Москвой, и черкесские проблемы переведёт только в "культурное русло", т.е. ограничится поддержкой кульурный связей, и меньше будет политических заявлений со стороны Тбилиси. Хотя продолжение работы ЧКЦ в Грузии уже доказывает, что правящая коалиция "Грузинская мечта" не собирается черкесскую тему забывать.
Отмечу еще, что движение против Олимпиады в Сочи потерпела неудачу. Многие лидеры европейских государств отказываются участвовать в Олимпиаде, но их отказ не исходит из черкесской проблематики.
Тимур Куашев. Общественный деятель, журналист, правозащитник. (КБР, Нальчик, Россия).
К концу года стало окончательно ясно, что у российского руководства не хватит мудрости и благородства идти в черкесском вопросе на переговоры и уступки. Так же окончательно оформилась несостоятельность черкесских активистов и организаций, которые не смогли решить ни одной крупной задачи после образования Республики Адыгея. Им не хватает организованности, чёткости и реальности целей и задач. Многие оторваны от земли, не учитывают объективную действительность. Так же негативно сказывается на их деятельности игнорирование исламского фактора, а иногда и враждебность к исламу,иногда складывается впечатление,что они занимаются черкесским вопросом для себя. не до конца понимая благо для народа. B все эти обстоятельства стали чрезвычайно очевидны после недавних задержаний общественников. Всё понятно без слов.
Лариса Тупцокова, журналист черкесской редакции "Радио Свобода". (Тбилиси, Грузия).
Я думаю, «черкесский вопрос» переживает существенный застой в 2013 году. В Европарламенте не состоялись «Черкесские дни», которые были бы нужные именно в этом, предшествующем Зимней Олимпиаде в Сочи, году. Их уступили абхазам. Эти «Дни» в очередной раз не сыграли бы большой роли в разрешении вопроса, но поддержали бы уровень некоторой активности. Черкесов воодушевило признание Грузией в 2011 году геноцида черкесов в 19 в.. Жаль, что позиция Грузии не получила продолжения на международном уровне, по объективным причинам. Застой «черкесского вопроса» обусловлен разногласием, разрозненностью мнений, несплоченностью черкесских общественных лидеров. Еще ощутима пассивность черкесских активистов, вызванная прессом российских властей.
Виктор Лихтман. Черкесский Международный Политический Национально-Культурный Центр 'Фитынгъэ". Координатор по связям с Северным Кавказом. (Израиль).
Многолетние наблюдения получили подтверждения и в уходящем году - сохранение и духовное возрождение народа напрямую связано с возвращением к своим достойным традициям. Такая тенденция видна как в этом году, так и все последние годы, что вызывает оптимизм. Думать о других вариантах развития событий бесперспективно.
Алеко Квахадзе, кавказовед, докторант ТГУ, специалист по абхазо-адыгским языкам, сотрудник Тбилисского Черкесского Культурного Центра. (Тбилиси, Грузия).
Я считаю, что 2013 год для черкесов очень важным.
В первую очередь стоит отметить процесс репатриации черкесов из Сирии на родину. Несмотря на разного рода барьеры, процесс идет и по разным оценкам более тысячи черкесов смогли вернуться на Кавказ.
С другой стороны, стоит отметить "черкесский день" в Европарламенте, где черкесам по извесным причинам не предоставилась возможность выступить и расказать международному сообществу о своих проблемах.
И это был последний "черкесский день" перед олимпийскими играми в Сочи.
Касаясь олимпийских игр в Сочи, мы видели массовые аресты и допросы черкесских активистов. Считаю, что правительство России максимально будет стараться "закрутить гайки" перед началом олимпиады.
И напоследок, стоит отметить о той бесценной работе, которая была проведена черкесскими учеными в фолклористике, истории и других гуманитарных дисциплинах.