Адыги - в русской традиции их ещё именуют кабардинцы или черкесы – один из коренных народов Кавказа. Созданная ими на Северном Кавказе "аристократическая республика" Кабарда в 15-16 веках была одним и претендентов на гегемонию в Восточной Европе. В 16 веке часть черкесских феодалов заключила военно-политический союз с Русским государством, а дочь главного князя Кабарды Темруко Идара (Темрюка) Мария стала супругой царя Ивана Грозного. В своем продвижении на Юг Российская Империя столкнулась с черкесами. Большая Кавказская Война началась с вторжения русских войск в Кабарду в 1765 году. "Черкесский фронт", наряду с "чеченским фронтом" был основным направлением военных действий на Кавказе, и именно черкесы (кабардинцы) оказали русским наиболее ожесточенное сопротивление. Война шла сто лет, и лишь в 1864 русские войска окончательно разбили черкесов. 21 мая 1864 года в урочище Красная Поляна близ черкесского города Сочи, где тогда располагался адыгский аул Кбааде, соединились четыре мощных русских отряда, завоевывавших Западный Кавказ с четырех разных направлений. День этой встречи, 21 мая 1864 года, и был объявлен днем окончания Кавказской Войны. Красная Поляна была древним культовым местом адыгов, там, в числе прочего, располагались древние родовые кладбища, остатки могил сохранились до сих пор. Ныне Красная Поляна – главное место проведения Зимней Сочинской Олимпиады.
Затем черкесы были подвергнуты, выражаясь современным языком, геноциду. Большая часть народа была выселена в Турцию. При этом более половины из них погибли – точное число жертв никто не считал, но, по максимальным оценкам, оно может достигать миллиона.
В СССР оставшиеся черкесы были искусственно разделены между тремя республиками: Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Адыгея. При этом, в двух первых они оказались "поселенными в коммунальной квартире" с тюркскими народами.
В последнее время "черкесский вопрос" приобретает всю большую остроту. Проведение Олимпиады "на земле геноцида", как черкесы называют Красную Поляну, лыжные трассы на месте родовых могил, прямо на братских могилах погибших в войну и депортацию – только подлило масло в разгорающейся костер. При этом черкесы имеют мощную диаспору за пределами России, живут они и в Израиле, в поселениях Кфар-Кама, Рехания, квартале Иерусалима Абу-Гош и лояльны государству Израиль.
Часть черкесов ведет вооруженную борьбу против властей РФ, 3 октября 2005 г. боевики просто захватили столицу республики Кабардино-Балкария, г. Нальчик. Часть боевиков выступает под лозунгами исламизма, но, в целом, черкесский национализм довольно индифферентен к исламу. Он опирается на самобытную этническую традицию, среди адыгского народа ислам закрепился только в последние годы Кавказской войны, так как союзников, кроме Турции, не оставалось. Ныне черкесские национальные организации начали борьбу за создание своего независимого государства. Результат этой борьбы, безусловно, повлияет на ход событий не только в РФ и на Кавказе, но и на весь регион Ближнего и Среднего Востока.
***
"Черкесский вопрос", как я и предсказывал в серии публикаций осенью 2008 года, [1] приобретает все большую остроту. По мере приближения Олимпиады в Сочи, узел "адыгских проблем" запутывается все сильнее и, как сказал в беседе со мной один из деятелей адыгского движения, "Бог знает, чем все это окончится, но спокойствия на Кавказе не будет".
Ныне "черкесский вопрос" выходит на новый уровень – по сообщению зарубежных активистов, в ближайшее время планируется создание "Правительства Черкесии в изгнании". Некоторые из участников нашей встречи, активисты адыгского национального движения, которые участвуют в организации и выработке программы создающегося Правительства Черкесии в изгнании, по их словам, связаны так же с действующими на Кавказе вооруженными подпольными группировками.
В интервью, для удобства, я буду именовать своих собеседников "Черкесские активисты".
Авраам Шмулевич: Что вы имеете в виду, говоря "вооруженные группировки", "джамааты"?
Черкесы: В том смысле, как это понятие, "джаамат", воспринимают в России: военное сопротивление, подпольщики, вооруженные группы сопротивления, действующие на Кавказе. Мы не утверждаем, что имеем связи со всеми джамаатами или можем их контролировать. Но с некоторыми группами – да.
А.Ш.: То есть, если после объявления о создании вашего Правительства, российские власти откажутся вести с ним диалог, то на территории РФ возникнут вооруженные группы, новообразованные или уже действующие, которые начнут активную вооруженную борьбу в его поддержку?
Ч. В Черкесии вопросы войны и мира решаются народом. Мы не утверждаем, что немедленно призовем к всеобщей мобилизации, но перманентные очаги сопротивления будут расширяться. Вы знаете, нам кажется, что больше всего Россия совершенно нелогично хочет вооруженного поворота событий, хотя она ничего от этого не выиграет. Власти РФ сами не осознают, насколько они рискуют в данном случае. Но сегодня они хотят перевести все в военное русло и, конечно, если начнется насилие, то ответом будет то же самое насилие.
А.Ш.: Если власти РФ проигнорируют ваши требования или начнут активно с вами бороться?
Ч.: Мы обладаем достаточными ресурсами давления на Россию во всех отношениях: дипломатическими, военными, любыми методами. И если Россия не пойдет на уступки, она потеряет не только Черкесию, но и весь Кавказ. Но мы не хотели бы получить независимость через хаос. Мы пытаемся делать это цивилизованными путями, есть такое понятие, как ненасильственное сопротивление.
А.Ш.: Есть ли уже предварительные консультации с какими-то западными структурами, правительственными или неправительственными?
Ч.: С неправительственными организациями есть, с правительственными – нет.
А.Ш.: Обещана ли вам поддержка со стороны администрации США, Евросоюза?
Ч.: К правительствам Западных стран мы пока просто еще не обращались. Возможно, если мы обратимся после провозглашения, мы получим поддержку. Во всяком случае, мы уверены, что найдем много союзников, в том числе и в странах бывшего СССР: в Прибалтике, скажем, в странах бывшего социалистического блока.
А.Ш.: А с какими неофициальными структурами вы уже контактировали?
Ч.: Мы не будем пока отвечать на этот вопрос.
А.Ш.: В прессе были сообщения о том, что корпорация Самсунг и правительство Южной Кореи, недовольные тем, что Россия "обошла" их в вопросе об Олимпиаде, проявляют большой интерес к "черкесскому вопросу", начали активные действия по признанию "геноцида черкесского народа". Были ли у вас контакты с корейцами?
Ч.: Да, интерес со стороны корейцев проявляется.
А.Ш.: Со стороны правительства Южной Кореи?
Ч.: Как мы уже говорили, у нас не было контактов с какими-либо правительствами. Был интерес со стороны научных кругов Кореи, скажем так, был обмен информацией.
А.Ш.: Вы можете назвать еще какие-то страны, с которыми был "обмен информацией" на неофициальном уровне?
Ч.: Их немало, но называть пока рано.
А.Ш.: Где планируется ваш центр, Штаб-квартира Правительства?
Ч.: Это предмет обсуждений сейчас. Варианты: Брюссель, США или Турция. Брюссель – потому, что там находится штаб-кваритра ЕС, США – потому, что там, ООН, Турция – потому, что там самая многочисленная черкесская диаспора.
А.Ш.: Какой язык будет рабочим языком этого Правительства?
Ч.: Рабочих языков будет несколько, но основным будет, конечно черкесский.
А.Ш.: В русском языке есть этнонимы "черкес", "кабардинец", "адыг", "адыгеец". Некоторые российские журналисты и политики утверждают, что это всё - наименования близкородственных народностей. Собственно, на этом основано разделение адыгов в СССР - РФ на три республики. Какова ваша позиция?
Ч.: Дробление нас, черкесов, на "родственные" народы было политическим решением и ничего общего с этнографией не имеет. Во всех отношениях мы один народ. Различия между черкесами, адыгейцами и кабардинцами в РФ – не более, чем различия в диалектах. С таким же успехом можно считать разными народами "акающих" и "окающих" русских. Официально, в русскоязычных документах, мы используем этноним "черкесы" и хотим, чтобы в следующей переписи населения все адыги РФ записались черкесами. В документах на черкесском языке мы используем этноним "адыгэ", переводится он как "люди солнца".
А.Ш.: Предполагаются ли какие-то контакты с адыгскими республиками РФ? Вы признаете их, предполагается ли включение их представителей в состав "Правительства в изгнании"?
Ч.: Официально, открыто – пока нет, т.к. черкесское национальное движение подвергается репрессиям со стороны властей РФ, и пригласить человека из РФ к нам – значит подвергать риску его безопасность и саму жизнь. Но, конечно, мы имеем контакты, и они будут так или иначе участвовать в нашей деятельности. Мы не собираемся предавать официальные власти черкесских республик анафеме, говорить, что они предатели или что-то в этом роде. Эти люди обладают реальной властью, и при работе они могут быть полезны. Контакты с адыгами внутри РФ, в том числе и с различными элитами, у нас, конечно есть.
А.Ш.: А кто будет выбирать это "правительство в изгнании", как оно вообще будет сформировано, из каких людей?
Ч.: Из тех, кто зарекомендовали себя в черкесских обществах, Из тех, кто имеет опыт государственной деятельности в других странах, а стран, где живут адыги – около 55-ти. Это адыги из стран Европы, Арабского мира, Израиля, Турции.
А.Ш.: Откуда будет финансирование?
Ч.: Будет создан специальный фонд. Кто будет в нем участвовать, откуда будут привлекаться средства – это технический вопрос, и этим вопросом уже занимаются специальные люди.
А.Ш.: Вашей целью является полное отделение от Российской Федерации или все же вы рассматриваете возможность какой-то конфедерации, союза с Россией?
Ч.: Мы рассматриваем поэтапный процесс с несколькими вариантами. На первом этапе – и он может продлиться некоторое время, широкая автономия нас вполне устраивает, в конечном итоге Черкесия вернется к статусу государственной независимости. Мы опираемся на "Декларацию независимости Черкесии" времен Кавказской войны, 1835-го года, и на Декларацию о признании независимости Черкесии, которую Генеральная ассамблея Организации Непредставленных народов (The Unrepresented Nations and Peoples Organization) приняла в 1996-м году.
А.Ш.: Какая форма правления предполагается в независимой Черкесии? Предполагаемое государственное образование будет называться "черкесская республика" или просто "Черкесия"? Вы предполагаете, например, восстановление адыгской аристократии?
Ч.: Это окончательно решит создаваемое Правительство, но, учитывая государственное устройство России, скорее всего это будет "Черкесия" или "Республика Черкесия". Нам ближе всего, по менталитету и истории, республиканская форма правления.
А.Ш.: Кроме официально-дипломатических и, возможно, военных, какие еще предполагаются направления деятельности?
Ч.: Важным направлением нашей работы мы видим пропаганду "адыгства", если так можно выразиться, национально-культурное просвещение. Эта деятельность уже ведется и дает свои результаты: среди черкесской молодежи ныне черкесом быть модно, ситуация отличается от того, что было ещё несколько лет назад.
А.Ш.: То есть предполагается создать нечто вроде "Адыгского культурного института"?
Ч.: Он уже создан. Существует "Черкесский институт", который работает на средства диаспоры, он действует в Турции, Иорадании и США. В основном сейчас действуют студенческие, исследовательские, культурные и молодёжные программы. Возможно также, что мы сможем получить финансирование в одном из штатов США для Center for Circassian Studies, идет работа над составлением специальной исследовательской программы, заинтересованность в ней проявил один из американских университетов. Будут выпускаться и исторические книги. Две такие книги уже пишутся.
А.Ш.: Какие еще будут сферы деятельности?
Ч.: Финансирование репатриации и организация международного давления на Россию с тем, что бы улучшить положение черкесов в России во всех отношениях. В качестве основого резерва для репатриации на Кавказ мы видим адыгов Турции. Там, только по официальным данным, около пяти миллионов черкесов. Есть очень много бедных сел, которые еще не оправились после выселения и эти люди будут рады даже маленькому домику на Кавказе.
А.Ш.: Вы полагаете, что у вас будет достаточно финансов, что бы финансировать репатриацию десятков тысяч, а, может быть, и сотен тысяч людей?
Ч.: Да. Но финансирование и из бюджета черкесских республик мы тоже будем приветствовать.
А.Ш.: Но Турецкое правительство относится крайне отрицательно к репатриации этнических абхазов – турецких граждан в Абхазию. Гражданам Турции, например, запрещено приобретать в Абхазии недвижимость
Ч.: Мы предполагаем, что турецкое правительство не будет препятствовать репатриации черкесов. Кроме того, Абхазия не единственное место для репатриации, по крайней мере не основное.
А.Ш.: Как все это связано с Олимпиадой?
Ч.: Сочи для каждого черкеса отождествляется с геноцидом. Геноцид черкесов изучается в научных кругах на Западе и не вызывает двусмысленных трактовок у экспертов, только Россия все еще пытается отмахнуться от реальности. Сама же идея Правительства возникла ещё когда мы не представляли себе, что Россия пойдет на такую глупость, как Олимпиада в Сочи. Над этой идеей работали уже давно, она несколько раз умирала и рождалась. Хотя, возможно, какие-то события и послужили толчком к тому, что эта идея стала овеществляться именно сегодня. Вообще же, уже была Горская республика после Октябрьской революции, которую возглавлял кабардинец (черкес).
А.Ш.: У этой республики была реальная территория, реальное население и реальная власть. Это не было "правительство в изгнании". А что есть у вас?
Ч.: Мы имеем Черкесию на исторической территории, влиятельные диаспоры в значимых странах, мы имеем потенциальных союзников, мы имеем организацию с четкими целями и задачами.
А.Ш.: Кто эти "потенциальные союзники"?
Ч.: Потенциальные союзники – это прежде всего междунароное право и международные институты. Кроме того нам сочувствуют многие страны и эта поддержка будет расти. Это не будет союз против России, это будет союз за Черкесию. Кроме того, есть 55 государств, в которых живут черкесы. Как минимум в половине из них они занимают важные государственные и военные посты.
А.Ш.: Есть ли контакты с другими кавказскими национальными движениями?
Ч.: Да, есть, конечно.
А.Ш.: Есть какой-то временной график?
Ч.: Да, официальное начало работы Правительства Черкесии в Изгнании предполагается до конца 2009-го года. Хотя время работает на нас, мы также понимаем, что более разумно не злоупотреблять терпением и доверием молодежи.
* «У всех адыгов в сердце скрипит эта боль». Война в Чечне покажется шоколадом для Москвы! Интервью с Ратмиром, молодым активистом адыгского национального движения. Часть первая. 2008-07-14 http://www.apn.ru/publications/article20327.htm
* Ненавистное московское время. Интервью с Ратмиром, молодым активистом адыгского национального движения. Часть вторая. 2008-07-15. http://www.apn.ru/publications/article20336.htm
* Олимпиада в Сочи и Всемирное адыгское братство. Интервью с Замиром Шуховым, Президентом Общественной Организации «Всемирное Адыгское Братство». 2008-12-19 http://www.apn.ru/publications/article21172.htm ]