Суслик в медвежьей шкуре
Уже не раз писалось, что постановщикам российских кинобоевиков категорически запрещено убивать представителей силовых структур и гражданских лиц стран НАТО, если они не являются отщепенцами и пособниками террористов. Нельзя даже выводить их в качестве отрицательных персонажей, а тема сотрудничества между цивилизованным Западом и мусульманскими экстремистами вообще табу!
Это в нашем реальном мире «Конгресс чеченских американцев» призывает со штатовских телеэкранов скидываться на «освобождение Чечни от русских», специалист из США Коллинз издаёт книжку, в которой делится опытом перерезания горла российским солдатам, а дудаевский вице-премьер Ахмед Закаев без проблем получает в Британии политическое убежище. Это у нас натовская авиация в 1995 году поддержала наступление против сербов боснийских мусульман, а в 1999-ом бомбила уже всю Югославию во имя свободы не менее радикальных исламистов из Косово. Наконец, это на нашей грешной земле Всемирный Еврейский Конгресс только что заставил сербские власти запретить запланированный в городе Нови Сад марш против отделения Косова, назвав его антисемитским.
В кино и телефильмах подобного быть не должно и за идеологией «важнейшего из искусств» бдят на меньше, чем при покойном главном идеологе Кремля Михаиле Суслове. Теперь его однофамилец, генеральный директор компании «Сварог Фильм» Николай Суслов ставит политкорректные боевики. Правнучка Михаила Андреевича Настя Суслова возглавляет пресс-службу главного путинюгенда РФ движения «Наши». Роль же самого товарища Суслова играет, человек с похожей фамилией — замглавы президентской администрации Владислав Сурков (ранее Асламбек Дудаев).
Суслино-сурковская идеология по-прежнему преобладает в российском кино. Вот идёт у нас сериал про подводных диверсантов «Морские дьяволы», так там то с уголовниками разбираются, то европейских дипломатов-журналистов спасают, то с хохлами за косу Тузла бодаются, но пустить ко дну какой-нибудь «Энтерпрайз» — низ-зя! Самое больше, разрешается поплавать вокруг Курил, чтобы помочь командиру российского пограничного катера доказать, что он не стрелял по японским браконьерам, зашедшим в наши территориальные воды! Ведь это же японцы, а не какие-нибудь арабы или русские!
«Морские дьяволы» блестяще выполняют задачу. Они доказывают, что браконьеров перестреляла неформальная военизированная организация экстремистов, вообразивших себя самураями и жаждущих возврата Южных Курил. Но и их убивать не велено! Всех можно брать только живыми, чтобы после суда передать на историческую родину. Если мне не изменяет память, туземная полиция в колониальной Индии относительно проштрафившихся британских сагибов имела примерно такие же права.
Похожая картина наблюдается в снятой по книге Олега Синицына картине «Скалолазка и последний из 7 колыбели». Фильм повествует о борьбе лихой скалолазки-лингвистки Алёны Овчинниковой с могущественной корпорацией TRANCSS и её лучшим агентом Бейкером, но сценарий его сильно отличается от первоисточника. У Синицына враги Алёнушки работают отнюдь не в вымышленной TRANCSS. Они трудятся во вполне реальном ЦРУ и пакостят по всему миру под лозунгом борьбы с терроризмом. В книге барышня забивает Бейкера альпинистским молотком, но в фильме она лишь срывает его планы и убегает, после чего у злодея начинает просыпаться совесть.
Поскольку создатели «Скалолазки» не нарушили неписанные правила российского кинематографа, у них хорошие перспективы. Возможно, сам Никита Сергеевич Михалков скоро доверит им снимать очередной агитпроп, но пока за дело берутся более опытные кадры, отлично знающие, какая идеология нужна державе, прикрывшихся медвежьей шкурой сусликов, сурков и прочих выхухолей.
ФСБ без трусов
Фильм «Код Апокалипсиса» снимали ударными темпами. Отцам-основателям проекта из Фонда поддержки патриотического кино нужно было срочно спасать свою репутацию. Фонд существует уже не первый год, исправно получает государственные денежки, а выпускает сущую мелочь. Типа пары видеоклипов от участника пиар-компаний «Единой России» Олега Газманова и зампреда думской фракции «медведей» Франца Клинцевича.
На эти шедевры и ещё некую загадочную «молодёжную продукцию с государственной символикой» Фонд только в 2005 году получил из одного лишь госбюджета свыше 700 миллионов рублей. Меньше давать было никак нельзя. Ведь в попечительском совете Фонда заседал замдиректора ФСБ Николай Синеок, директор Первого канала Константин Эрнст, председатель Комитета по кинематографии Михаил Швыдкой и счастливый обладатель золотых яиц (Фаберже) алюминиевый олигарх Виктор Вексельберг.
В следующем году Синеока сменил другой замдиректора ФСБ, Вячеслав Ушаков, чья фамилия ранее всплывала в печати в связи с планами ликвидации нынешнего руководства Приднестровской Молдавской республики, но организация продолжала процветать. Но вот незадача: деньги фонд проедал пачками, а кинопродукт на выходе получался хилый. Согласитесь, документальный фильм малоизвестного в узких кругах режиссера Никиты Тихонова о балерине Майе Плисецкой вряд ли внёс серьёзный вклад в российское патриотическое кино.
В народе пошли слухи насчет циничного распила и освоения казенных финансов, особенно неприятные перед грядущими выборами. Ведь рядом с киноначальниками, генералами и алюминиевым Вексельбергом с золотыми яйцами патриотствуют видные функционеры «единой» и «справедливой» партий власти. От грызловских «медведей» там сидят депутаты Государственной Думы Владимир Катренко и Владимир Плигин, а мироновских «выхухолей» представляет заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин.
Поскольку обеим партиям сейчас финансовые скандалы совсем не в тему, срочно требовалось немедленно снять крутой патриотический боевик, да такой, чтобы народ его смотрел. Задача казалась почти невыполнимой. Все предыдущие попытки запрячь в телегу лубянского мерина и потрепанную швыдковскую лань регулярно проваливались. Но тут кого-то осенила гениальная идея: сделать главной героиней картины суперраскрученную звезду популярного сериала «Моя прекрасная няня» Анастасию Заворотнюк. При таком раскладе фанаты должны были гарантированно двинуться в кинозалы, даже на полную муру. Просто чтобы узреть обнаженные прелести кумира.
Расчет полностью оправдался и волшебным образом превратил главный прокол фильма в основное достоинство. Мстящая за погибшего мужа крутая агентша ФСБ получилась копией все той же пронырливой хохлушки, окрутившей богатого москаля. Вот и прекрасно! Поклонникам нужна именно их любимая героиня, и желательно в красивом антураже — они ее и получили.
Ну, и антураж, разумеется, тоже. По ходу фильма госпожа Заворотнюк демонстрирует гардероб модных прикидов плюс себя без лифчика и трусиков. И хотя большинство нарядов навевает мысли о дешёвом борделе, образу героини они соответствуют идеально. Кроме того, «Код Апокалипсиса» снимал очень недурной оператор, умеющий показать и красоту фьордов Норвегии, и величие небоскребов Малайзии, и расстрел усадьбы злобного арабского террориста вертолетами других злобных террористов.
Чтобы отбить вложенные деньги, этого хватает с лихвой, и на остальное съемочная группа откровенно забила, не забыв, впрочем, подстраховаться. У вас претензии к логике сюжета? Но ведь задумавший взорвать «едреными» бомбами Нью-Йорк, Лондон, Токио и Москву негодяй с демоническим смехом признает себя психом, и значит спросу с него никакого!
Не менее изящно создатели «Кода» смогли совместить патриотизм с политкорректностью. Основной супостат, хотя на вид, вроде бы европеец, оказывается выходцем из Алжира. Зато норвежские спецназовцы — наши лучшие друзья, и плечом плечу идут с российскими агентами на смертный бой! Некоторое отклонение от правил вроде бы наблюдается в образах коллег из ЦРУ, которые поначалу мешают «нянюшке» спасти мир. Поскольку девушка работала телохранителем замоченного в первых кадрах террориста, цэрэушники искренне заблуждались.
Однако, убедившись, что имеют дело с русской, цэрэушники поняли свою ошибку и со слезами на глазах отдали красотке честь. Они вообще, по фильму, ребята хорошие, только тормозные маленько, а чтобы, как в реале, натравливать на Россию разных моджахедов — ни-ни! А вертолёты и пару истребителей наши за супернянькой высылают, не для охраны от таких клеевых чуваков, а исключительно понтов ради. Красивую попку на базе грозной боевой техники можно снять особенно аппетитно, даже если объекты в кадре не первой свежести.
Впрочем, надо быть справедливым: кроме красивых заграничных пейзажей, знойных заворотнюковских прелестей и политкорректного сценария в картине пара очень тонких намеков. Шеф суперняни в исполнении Владимира Меньшова отправляет ей на помощь компьютерного гения по имени Антон. Ну, очень прозрачная параллель с ночными-дневными дозорами, где предводитель светлых сил в исполнении того же Меньшова посылал на бой со злом агента Антона Городецкого!
Мало того: актер, играющий директора ФСБ, чрезвычайно похож на нынешнего хозяина Лубянки Николая Патрушева, а его героя зовут Николай Петрович! Видимо, члены попечительского совета Фонда зам Патрушева Вячеслав Ушаков и пресс-секретарь Лубянки Диана Шемякина решили за казенный счет порадовать любимого шефа. Увидеть свой лик в роли организатора спасения человечества от ядерного Армагеддона чертовски приятно. Особенно, если светлые ангелочки из предыдущего блокбастера бегают у тебя на посылках.
Дон Андрюха спасает Россию
С «Фондом поддержки патриотического кино» успешно конкурирует киностудия «Три Т». Ещё два года назад, возглавляющий её председатель Союза кинематографистов Никита Михалков четко сформулировал направление развития российского исторического кино. «Взять те же сценарии «Адмирал Ушаков», «Суворов», «Кутузов» и прочие, — предложил Никита Сергеевич. — Вынуть из них идеологию, актуальную для того времени, которым они перегружены, и снять шикарные фильмы».
О какой идеологии идет речь? Это явно не коммунистические догмы. Ни в одном эпизоде снятого в 1938 году фильма «Александр Невский» не призывают к экспроприации бояр и купцов, адмирал Ушаков в фильме 1953 года ни разу не попытался использовать свой флагманский корабль для обстрела Зимнего дворца, а генералиссимус Суворов в картине 1941 года не напутствует на революционные бои юных декабристов.
Что же решил вынуть из российского исторического кино Никита Сергеевич? Сравним оплаченный Чубайсом и Вексельбергом «1612» от «Трёх Т» со снятой 68 лет назад советской картиной «Минин и Пожарский». Разница видна невооруженным глазом. Минин предполагался, но в последний момент кадры с ним вырезаны. Князь Пожарский низведён до эпизодического персонажа, вяло призывающего ленивый народишко к сопротивлению и неукоснительно посылаемого им на хрен.
Россию от поляков спасают не Минин с Пожарским, и даже не Иван Сусанин, а не упомянутый в летописях холоп Андрюшка. Но не сам по себе — в своей истинной сущности придурковатый парнишка способен лишь подглядывать в щель за стриптизом квелой дочурки Бориса Годунова, расплачиваясь за удовольствие то драными ушами, то поротой задницей.
Все меняется, как только забитого холопа осеняет дух предательски убитого испанского наемника дона Альваро. На глазах почтеннейшей публики туповатый хлопец превращается в непобедимого фехтовальщика, гениального артиллериста и талантливого полководца, громит польских оккупантов и едва не становится царем всея Руси! Что же касается народа и бояр с воеводами, то, судя по картине, это убогое быдло, готово отдаться любому, включая и поляков!
А как же православие, ревнителем которого так любит выставлять себя Никита Сергеевич? Где несломленный духовный вождь народного сопротивления патриарх Гермоген? Вместо него имеется, похожий на мага Гэндальфа монах-столпник. Батюшка советует посланному охмурять Русь польскому собрату из Ватикана отрастить бороду и взять посох, чтобы католический охмурёж шёл лучше.
На этом историческая роль православного духовенства заканчивается. Судя по фильму, куда больше способствовали спасению России три других персонажа: призрак католического кабальеро, другой холоп покойного — хитрый татарин магометанской веры и шляющийся по фильму единорог, за кусок рога которого Андрюха судорожно цепляется, взывая к высшим силам. Ещё невольно помогла вялая Ксения. Не влюбись осенённый призраком холоп в эту медузу, фиг бы он вообще в войну ввязался.
Правда, ближе к концу «там собрался у ворот этот…как-его…народ», который даже начинает храбро драться с требующими украденную от гетмана Ксению. Но, не из какого-то вульгарного патриотизма, а застроенный могучим Андрюшкой и хитроватым воеводой. Тупых мужиков и баб сперва уговаривают лечь костьми за снулую Ксюшу, а потом, отдают царевну полякам, поскольку гетман угрожает убить их общую дочку. Людишки, понимающие, почему они только что гибли зазря, возмущены, но им быстро дурят головы.
Поляки тоже хороши! В первых кадрах фильма московское боярство в полном соответствии с реальностью присягает их королевичу Владиславу, а несколько минут спустя польское воинство во главе со злобным бритоголовым гетманом идет на Москву — сажать на престол своего вожака и силком увезенную им годуновскую дочку! Не влезь в драку дон Андрюха и примкнувший к нему Пожарский, глядишь, и перебили бы ясновельможные паны друг друга!
Если рассматривать «1612» не как историческое кино, а как чистое фэнтези типа «Короля Артура», «Последнего легиона» и другой голливудской развлекухи второго сорта, фильм очень даже ничего. Впервые удались боевые эпизоды. Хотя атаку самой стильной конницы Европы — польских крылатых гусар — в финале безнадежно смазали, прочие моменты сняты вполне гламурно и стильно.
Отдельные задумки авторов достойны дальнейшей раскрутки. Особо удалась шайка разбойников-скоморохов-нищих, работающих по системе японских ниндзя, но поражающих врага не метательными звездами-сюрикенами, а заточенными подковами. Даже постоянно лезущий в кадр единорог, хотя и никак не связан с сюжетом, вполне гармонирует с суперхолопом Андрюшкой и польско-польской разборкой за российский престол. Так что, урежь создатели полчаса из первой половины, фильм получился бы не хуже заокеанских псевдоисторических фэнтэзюшек типа «Короля Артура» и «Последнего легиона».
Правда, их создатели не страдали острой потребностью вывалять в грязи свою страну, но «1612» создали не какие-то вульгарные голливудские барыги, а проверенные россиянские интеллигенты! Генеральный продюсер — Никита Михалков, славный «Сибирским цирюльником» и «12». Режиссёр — Владимир Хотиненко, поставивший «Мусульманина». Сценарист Ариф Алиев, выдвинувшийся благодаря «Кавказскому пленнику». Чтобы такие люди, да удержались от соблазна нагадить на Россию! Для того и создана у нас кремлёвская концепция златояйцевого патриотизма, бесперебойно осеменяющего отечественных режиссёров из своих сияющих округлостей.