5-го июля этого года Северная Корея произвела запуск баллистических ракет, что наделало в мире немало шума. В промышленно-развитых странах поднялся такой ор, что отголоски его, вне всякого сомнения, можно было слышать даже в джунглях Бразилии.
Дело в том, что так называемое противостояние между Вашингтоном, как гарантом безопасности Тайваня и Южной Кореи, а также Японии, с одной стороны, и Пхеньяном, за которым стоит континентальный Китай, с другой, с каждым годом только усиливается. И конечным итогом этого процесса может стать самый настоящий вооружённый конфликт.
Готовы ли к нему США? В данный момент, когда американские войска несут существенные потери в Афганистане и Ираке, Пекин демонстрирует свою мощь во всех видах вооружённых сил, особенно в космосе и военно-морском флоте, Пхеньян становится политическим игроком, который теперь уже самостоятельно может разыгрывать различные глобальные «шахматные» партии.
Ещё в 2003 году была принята декларация группы «восьми» о нераспространении оружия массового уничтожения (ОМУ), в которой говорилось, «что распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки представляет растущую опасность для всех нас. Наряду с распространением международного терроризма, оно создает первостепенную угрозу международной безопасности».
Иначе говоря, страны, имеющие развитую ракетную программу и не относящиеся к промышленно-развитым государствам, по этой логике будут как бы соучаствовать в международном терроризме.
Пхеньян стал для группы «восьми» действительно принципиальным бастионом, разрушение которого уже имеет принципиальное значение — или Вашингтон господствует в данном регионе, или Северная Корея, которую с трудом можно найти на карте, сумеет на равных вести диалог с «единственной сверхдержавой».
А так как Пхеньян проводит (достаточно успешно) исследования в области расщепления ядерного ядра, то угроза для Америки в случае реальной конфронтации становится вполне ощутимой. Неудивительно, что седьмой пункт приведённой выше декларации имеет такое звучание: «Программы Северной Кореи по обогащению урана и производству плутония, а также ее неспособность выполнить Соглашение о гарантиях МАГАТЭ подрывают режим нераспространения и являются явным нарушением международных обязательств Северной Кореи. Мы настоятельно призываем Северную Корею открыто, поддающимся проверке образом и окончательно свернуть ее любые возможные программы, направленные на создание ядерного оружия в качестве основополагающего шага, способствующего достижению всеобъемлющего мирного урегулирования».
Как видим, ситуация в данном регионе имеет действительно более чем напряжённое звучание. Так называемая паритетная инициатива начинает перехватываться КНДР — уже с её стороны начали раздаваться слова, складывающиеся в предложения, о соответствующих контрмерах в случае введения против неё международных санкций.
Хан Сен Рель, представитель Пхеньяна в ООН, сказал 6 июля 2006 г. японской телекомпании TBS, что "если санкции будут приняты, последуют в ответ радикальные контрмеры ".
Как сообщают многочисленные информационные агентства, Пхеньян может себе позволить осуществить запуск ракеты дальнего действия, способной поразить цели на Аляске. В принципе всё бы ничего, только северокорейские ракеты в этом случае уже имеют конкретные координаты нефтяных магистральных трубопроводов. Цена на нефть из-за испытаний баллистических ракет Пхеньяном и так уже дала толчок для нового роста цен на нефть, а в случае успешного запуска энергетика США будет поставлена перед серьезнейшими трудностями.
Здесь всплывает очень интересная деталь. Как передаёт в своём комментарии южнокорейское телеграфное агентство Yonhap, запуск ракет Пхеньяном не должен помешать проведению дальнейших переговоров об атомной программе КНДР. Дело в том, что атомная программа КНДР — головная боль для Вашингтона, снять которую невозможно никак. Для контроля за деятельностью Северной Кореи в этой области США тратят миллиарды долларов, а результат равен плевку в лужу.
Как показывают фотографии со спутников GlobalSecurity, атомный реактор КНДР Yongbyon мощностью в 5 МВт работает в полном объёме — можно видеть дым из башни реактора, а также другие детали, подтверждающие деятельность объекта. Картину усиливает поток транспортных средств, а также функционирование контейнеров и транспортёров на территории реактора. На всей территории проложены асфальтовые дороги и создана система глобального контроля.
Следует напомнить, что почти год назад КНДР подтвердила американской стороне, что ядерный реактор в Yongbyon, расположенный в 100 километрах севернее Пхеньяна, был разрушен в результате случайного взрыва. По американским оценкам, Пхеньян уже мог бы получить плутоний для изготовления почти 6 атомных бомб. А уже в феврале 2005 года КНДР, которая считает себя страной Сталина, официально объявила, что владеет ядерным оружием. А так как независимая проверка реального положения вещей в КНДР вообще невозможна, так как Пхеньян прекратил всякое сотрудничество с Международной организацией атомной энергии (IAEO),
то головная боль США начала превращаться мигрень.
Если к этому добавить успехи в ракетной программе Пхеньяна, когда уже можно увидеть в действие средства доставки ядерного оружия, то весь западный мир, руководимый США, зашевелился, задёргался и зашумел.
Вашингтон и Япония разработали проект резолюции для Совета Безопасности, который предусматривает санкции против Пхеньяна. Так в частности, сообщается, что "трансферт финансовых ресурсов, товаров, материалов и технологии, которые могли бы использоваться для ракетных программ или других программ оружия массового уничтожения, должен быть предотвращён самым решительным образом ".
6 июля 2006 г. президент США Джордж В. Буш и японский глава правительства Д.Коидзуми договорились о совместной твёрдой позиции в Совете Безопасности ООН по отношению к Пхеньяну. В телефонном разговоре они сошлись во мнении, что международная общественность должна самым решительным образом осудить все испытания ракет Северной Кореи.
Вполне естественной в контексте эскалации конфликта следует считать позицию НАТО. Альянс потребовал самого что ни на есть жёсткого ответа действиям КНДР. Как сказал в Брюсселе один из сотрудников НАТО, «динозавры-коммунисты из Северной Кореи своими испытаниями баллистических ракет заставляют весь цивилизованный мир реагировать на это с ужасом». Совет НАТО в Брюсселе «осуждает этот старт ракеты». Более того, «ракетная программа Северной Кореи провоцирует ответные действия и требует самого жёсткого ответа международной общественности». НАТО потребовал незамедлительного моратория на все разработки ракетной программы Пхеньяна, начала шестисторонних переговоров, прекращения всех исследований в области ядерного оружия, проверки всех ядерных объектов КНДР. В противном случае Северную Корею ожидает блокада всего мирового сообщества.
Следует добавить, что средства массовой информации Запада цитируют заявление МИДа России, где высказывается также озабоченность Москвы.
Континентальный Китай, как основной поставщик продуктов питания голодной КНДР, также показал свою заинтересованность. Пекин решает задачу экономического захвата источников энергии в мире, и ему сейчас совершенно не нужно никакой конфронтации с США и тем болеем мировым сообществом. В свою очередь Сеул угрожает Пхеньяну бойкотом продуктов питания. Об этом заявил министр иностранных дел Республики Корея Бан Ки Мун. Он потребовал незамедлительного прекращения, по его мнению, провокаций
А также возвращения за стол переговоров.
Даже Индонезия сообщила, что хочет участвовать в решении данной проблемы. Сейчас готовится визит президента Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно в Пхеньян, где данный факт будет использован для дипломатической активности.
Но наибольший интерес вызывает у специалистов характеристика Пакистаном данной ситуации как «досадное развитие», потому что распространение ядерного оружия является, по мнению пакистанской стороны, «значительным источником международного беспокойства». Это слова министра иностранных дел Пакистана Хуршида Мехмуда Касури. Фарс в данном случае состоит в том, что именно благодаря Северной Корее Исламабад сумел достичь успехов в средствах доставки ядерного оружия, чем незамедлительно воспользовалась и Исламская Республика Иран.
Наличие баллистических ракет у Пхеньяна давно волнует все разведки как США, так и страны НАТО. Уже в 1998 г. в докладе ЦРУ были проанализированы варианты средств доставки Северной Кореей ядерного боезаряда на расстояние до 10 тысяч километров. Рассматривались цели в Аризоне и других штатах США.
С анализом на ту же тему выступал потом в 2003 г. бывший директор ЦРУ Джордж Тенет и в 2005 г. вице-адмирал Ловелл Якоби, глава секретной военной службы Defense Intelligence Agency.
А конгресс США вообще чётко и однозначно заявил: Северная Корея может атаковать США своими трёхступенчатыми ракетами. Вот и теперь Вашингтон пусть ответит себе на такой вопрос — сможет ли Пхеньян в случае военной конфронтации с учётом всего выше изложенного уничтожить США.