Еще на заре реформ, в 1991 году, в России были созданы 7 региональных ассоциаций, по территории приблизительно совпадающих с нынешними федеральными округами. В условиях ельцинского разброда и шатания они играли большую роль в консолидации местных элит. Похоже, что сегодня губернаторы снова вспомнили о них, чтобы с их помощью лоббировать собственные интересы перед Кремлем.
На минувшей неделе прошло заседание координационного совета Ассоциации «Северо-Запад». Помимо Петербурга в нее входят республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области и Ненецкий автономный округ. Участники Ассоциации договорились, что председательствовать в ней будет именно тот губернатор, который в данный момент входит в состав Госсовета. Поэтому председателем единогласно избрали Валентину Матвиенко, а ее замом — спикера питерского ЗакСа Вадима Тюльпанова. Вторым постоянным заместителем стала «железная леди» из полпредства президента в СЗФО — Любовь Совершаева.
Региональные «бароны» рассчитывают, что Валентина Ивановна будет эффективно отстаивать их интересы перед президентом. Недаром на последнем заседании Госсовета она единственная выступила с довольно жесткой критикой политики федерального центра в отношении субъектов федерации. Так чем же недовольны губернаторы?
Основной вопрос — финансовый. Суть дела в том, что, согласно бюджетному кодексу РФ, распределение налоговых поступлений между центром и регионами должно производиться в пропорции 50:50, но на деле это требование не соблюдается. Например, из Петербурга в федеральный бюджет уходит 60% налогов. И если «депрессивным» регионам эти деньги частично компенсируются, то регионам-донорам обычно не достается ничего. А Северо-запад как раз относительно благополучная в экономическом плане часть страны, и такая ситуация бьет прежде всего по его республикам и областям. Как отметила Валентина Матвиенко на заседании координационного совета, ситуация в этом плане ухудшается каждый год. Сегодня бюджеты Северо-запада теряют около 29 млрд. руб., что, по ее мнению, отнюдь не лучшим образом сказывается на экономической активности в регионах.
Губернаторы, в частности, не согласны с тем, что в федеральный бюджет изымается единый социальный налог. По их мнению, он должен оставаться на местах, то есть там, где эта самая социальная помощь непосредственно оказывается.
В итоге по предложению Матвиенко было принято решение провести в ближайшее время совместное заседание комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, координационного совета Ассоциации и экспертного совета по экономическому развитию и инвестициям при полпредстве по вопросам межбюджетных отношений.
Вторая тема, взволновавшая глав субъектов федерации, — грядущая муниципальная реформа. Как известно, с 1 января 2006 года в силу вступит новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому во всех регионах должна быть создана «двухуровневая система местного самоуправления». В регионах появятся муниципалитеты верхнего (муниципальные районы или городские округа) и нижнего уровня (городские и сельские поселения). Члены Ассоциации хотят отсрочить введение в действие нового закона, так как для этого, якобы, не готова законодательная база.
На самом деле губернаторы лукавят. Сегодня состояние местного самоуправления оставляет желать лучшего, оно лишено реальных властных полномочий и финансовой базы. Такая ситуация региональные власти вполне устраивает, и теперь уже они подсаживают муниципалов на финансовую иглу. А если и начинают что-то реформировать, то исключительно в своих интересах.
«Губернаторы просто не хотят делиться властью, — комментирует депутат Законодательного собрания Ленинградской области, заместитель председателя комиссии по МСУ Владимир Леонов. — У нас, в Ленобласти, все законодательство в этой сфере «в дровах», нет даже схемы территории, нет закона о границах области. И только сейчас начинаются судорожные попытки что-то поменять. Валерий Сердюков затеял реформу, согласно которой вместо 29 муниципальных образований создаются 18 МО верхнего уровня и более 200 — нижнего. Весь нижний уровень нужно выстраивать заново, поскольку существующие волости не соответствуют требованиям нового закона. При этом губернатор абсолютно незаконно пытается продавить перенос выборов лояльных ему глав районов на полтора года. Незаконно и лишение ряда нынешних МО статуса городских округов, что закон позволяет делать только по результатам голосования жителей. Под прикрытием «муниципальной реформы» происходит настоящий беспредел исполнительной власти».
Петербург, как город федерального значения, самостоятельно определяет структуру местного самоуправления. Сегодня город разделен на 111 муниципальных образований. Их общий бюджет не превышает 2% от городского, а из этой суммы больше половины уходит на содержание самих депутатов. Отвечают они лишь за благоустройство внутридворовых территорий да военно-патриотическое воспитание школьников. Хотя МО призваны заниматься сферой ЖКХ, образованием, словом, всем местным хозяйством. Неудивительно, что такая власть горожанам попросту не нужна. И они постоянно игнорируют муниципальные выборы, из-за чего половина МО в Петербурге на сегодня не избраны в новом составе.
А Смольный упорно отказывается передавать им новые полномочия и реализовывать в городе «двухуровневую систему». Сегодня главы районов назначаются губернатором и отчитываются только перед ним. Матвиенко уже сместила большую часть яковлевских назначенцев, заменив их своими людьми. И ее вовсе не радует перспектива иметь дело не со своими ставленниками, а с людьми, избираемыми горожанами. Поэтому в Питере имеет место глубокий кризис всей системы МСУ.
Думается, в Москве обо всем этом осведомлены, и вряд ли будут откладывать реформу по просьбе губернаторов. Не стоит ожидать и скорого перераспределения средств в пользу регионов.
Хотя общая лояльность федеральной власти членов Ассоциации «Северо-запад» не подлежит сомнению, лоббистские возможности Валентины Ивановны ограничены. В Кремле никогда не скрывали, что она является «техническим» губернатором, и была посажена в кресло градоначальницы, чтобы убрать «плохого» Яковлева. И еще большой вопрос, дадут ли ей избраться на второй срок. По крайней мере, в питерской политической тусовке постоянно возникают слухи о возможном переводе градоначальницы на другую работу.
Недаром после эмоционального выступления Матвиенко на Госсовете, она получила ответ в виде «удара ниже пояса» от Михаила Фрадкова, который дал понять, что никаких масштабных вливаний в экономику города из центра не будет. Так что выслушать-то Валентину Ивановну в Кремле, конечно, выслушают. Но потом все равно все сделают по-своему.
При этом возникает только один вопрос: зачем им столько денег? На что пойдут финансы, высвобождаемые в результате проведения антисоциальных реформ, изъятия налогов у регионов и капиталов у нелояльных олигархов? Такая концентрация средств должна предполагать наличие некоего мегапроекта, с помощью которого Россия могла бы совершить рывок в экономическом развитии. В этой связи можно вспомнить строительство автобанов в нацистской Германии или сталинский СССР, вложившийся в индустриализацию. Только вот такого масштабного национального проекта на горизонте не вырисовывается. Не считать же им пресловутое «удвоение ВВП к 2010 году». Вопрос о том, куда пойдут деньги, остается без ответа.