От редакции. В 1985–86 годах, когда про питерский рок московские школьники знали уже много, но в основном понаслышке, едва ли не основным легальным каналом информации о существующем в Северной столице рок-движении и его лидерах был журнал «Аврора», в котором через номер публиковались «Записки Рок-Дилетанта» — писателя Александра Николаевича Житинского, — а затем его «Музыкальный Эпистолярий» с московским музыкальным критиком Андреем Гавриловым. Там довольно подробно и, главное, с редкой на тот момент симпатией, рассказывалось о творчестве питерских рок-музыкантов, причем русский рок рассматривался уже не только как чисто музыкальное, но и как социальное явление. Без всякого, впрочем, политического подтекста. «Шум больших идей», доносившийся из Ленинграда, уже слышался предвестием будущих политических клокотаний…
В 2006 г, в Санкт-Петербургском издательстве «Амфора» была переиздана старая книга Александра Житинского, его музыкальный роман «Путешествие рок-дилетанта», а также вышла в свет новая — «Альманах рок-дилетанта». Если первая книга повествует об уходящем со сцены, но все еще живом феномене, то вторая похожа, скорее, на мемуары о покойнике. Автор воздает дань памяти ушедшим в лучший мир рок-музыкантам и рассказывает об обстоятельствах своего личного человеческого расхождения с некоторыми из ныне живущих знаменитостей (в первую очередь, речь идет о Борисе Гребенщикове).
Какие-то немаловажные темы, впрочем, остались за кадром. Вступать в наш спор о русском роке Александр Житинский отказался, но на вопросы редакции АПН ответить согласился. Чем мы и воспользовались.
— Александр Николаевич, на сайте АПН начался "спор о русском роке". Многие авторы обвиняют его представителей, организаторов и популяризаторов в участии в государственной катастрофе 1980–90-х. Как Вы считаете, справедливы ли эти обвинения?
— Ну, прежде всего, я не пользуюсь термином "государственная катастрофа", которая к тому же заняла целых два десятилетия. Смена общественной формации, скажем так, а она происходит не из-за интеллектуальной и культурной надстройки, а из-за более фундаментальных вещей — экономики и политики. Надстройка лишь отражает эти процессы, хотя и может в известной мере им способствовать.
Интуитивное желание перемен было в русском роке изначально, но оно было не только в нем, хотя наиболее громко и экспрессивно это желание было заявлено именно рокерами.
— Что из себя представляло рок-движение 1980-х? Было ли оно многочисленным, организованным? Насколько оно соприкасалось с движением хиппи, панков, КСП, самодеятельных театров, любителей фантастики? Почему из всех других самодеятельных движений 1980-х именно "русский рок" раньше других прекратил свое существование?
— Оно было многочисленным безусловно, слабо организованным: лишь в больших городах имелись рок-клубы, на периферии музыканты варились в собственном соку. С другими течениями самодеятельного творчества было связано очень слабо, по моим наблюдениям.
Русский рок как самодеятельное явление совсем не кончился. Кончился "русский рок" как явление социальное, не выдержав напора шоу-бизнеса, с одной стороны, и потеряв аудиторию, — с другой. Как музыкальное явление рок не мертв и не может быть мертв. Как социальное — он кончился, но возродится тут же, если последуют социальные перемены в сторону тоталитаризма.
— В своей книге "Альманах рок-дилетанта" Вы пишете, "русский рок был явлением идеологическим и нравственным". Как Вы полагаете, в чем заключалось "идеологическое" содержание русского рока? Можно ли сказать, что идеология "русского рока" времени его расцвета отличалась от идеологии рока западного?
— Я не знаю, какова идеология западного рока. Было "время цветов", кажется, но в целом я не вижу западного рока как явления социального. А рок в СССР в 1980-е был именно социальным явлением больше, чем явлением искусства. И содержанием этого искусства был социальный протест или, по крайней мере, неучастие.
— Как Вы лично относитесь к использованию рок-музыки в политической борьбе — "Рок на баррикадах", "Голосуй или проиграешь", участие в избирательных кампаниях тех или иных политических партий?
— Плохо отношусь. Все это искусственно. Рокеров 1980-х никто не организовывал на политические акции, никто не ангажировал Борзыкина петь "твой папа — фашист". Это было от души, хотя и это мне не очень нравилось.