Лидер крымского молодежного движения «Прорыв», гражданин России Алексей Добычин, на протяжении последних лет на законных основаниях постоянно проживавший в Севастополе, вчера в 15.30 депортирован из Украины рейсом с аэродрома «Бельбек». Как сообщил сам депортированный, организацией процесса занимались сотрудники Пограничной службы Украины полковник Сергей Епифанцев и майор Андрей Полешев. Они не предъявили Алексею Добычину документов, на основании которых он подвергается депортации — в частности, решения суда. Офицеры ссылались на некую «телеграмму», которую, впрочем, так и не показали. На аэродроме на лидера «Прорыва» составили «карту депортированного лица», однако «на руки» не выдали и ее.
Отсутствие соответствующих документов затруднит обжалование незаконных действий украинских правоохранительных органов в суде. Впрочем, слово «незаконные» в данных обстоятельствах не вполне уместно. Происшедшее с лидером «Прорыва» следует назвать по-иному: откровенный произвол. Как сообщила председатель «Прорыва» Надежда Полякова, многие киевские правозащитники уже предложили свои услуги по защите интересов Алексея Добычина. «Это первый случай в международной практике, когда депортируемому дали на сборы всего полчаса, — отметила она. — «Демократические оранжевые власти» поступили гораздо жестче советских, давших депортируемым крымским татарам, признанным врагами народа, 48 часов».
Алексея Добычина лишили возможности встретиться или хотя бы побеседовать с российским консулом в Крыму Андреем Николаевым (к слову, дипломат, поставленный в известность о ситуации вокруг лидера самой мощной пророссийской организации Крыма, проявил удручающую пассивность в отстаивании интересов российского гражданина).
В ночь с 19 на 20 июня сотрудники Службы безопасности Украины, поддержанные милицией, пытались похитить Добычина из его севастопольской квартиры. Несколько десятков милиционеров блокировали вход в подъезд его дома, а затем несколько часов стучали и звонили в квартиру. Однако после появления съемочных групп двух местных телеканалов, проинформированных Добычиным и его друзьями, «правоохранители» организованно покинули поле битвы. Как предположил Добычин, по-видимому, они собирались «по-тихому» депортировать его с Украины. С этого дня лидер «Прорыва» дома не появлялся. «Пойти на контакт» с властями его вынудили шантажом в худших традициях бандитского беспредела. Депортировавшие Добычина пограничники заявили, что он не должен противиться «ради безопасности и свободы его близких в Севастополе и Крыму». Лидер «Прорыва» знал, что это не пустые слова: он появился в аэропорту, когда узнал, что «правоохранители» угрожали его другу — отцу пятерых детей.
Ссылаясь на анонимные источники в СБУ, украинские СМИ сообщили, что Алексей Добычин объявлен на Украине персоной нон грата сроком на 5 лет за антиукраинскую деятельность, но документального подтверждения этому по-прежнему нет.
Напомним, что движение «Прорыв», объединяющее сотни пророссийски настроенных молодых крымчан, стало одним из основных организаторов антинатовского сопротивления в Крыму конца мая — середины июня. Против не санкционированных парламентом учений «Си Бриз — 2006» выступили многие города Крыма и ряд политических партий. Под их давлением находившийся в Феодосии американский военный контингент в составе более 200 человек покинул Украину. Скоординированное, мощное сопротивление крымчан стало неприятным сюпризом для Киева.
«Феодосийские события сильно пошатнули «оранжевую» власть, — констатировала Надежда Полякова. — Но если «оранжевые» полагали, что, депортировав нашего лидера, они обескровят «Прорыв» и заставят нас замолчать, то жестоко просчитались. Мы прекрасно знали, на что шли. Алексей в «Прорыве» не один. Бунтовать будет вся Украина». Представители ряда областей Украины уже обратились к руководству «Прорыва» с просьбой оказать организационную помощь в открытии филиалов движения, добавила Полякова.
«Эта депортация — начало политических репрессий против активистов и руководителей антинатовских акций протеста в Феодосии, — убежден Алексей Добычин. — «Оранжевый» Киев намерен втянуть Украину в НАТО до ноябрьского саммита Альянса в Риге, расправившись перед этим с пророссийской оппозицией. Но так закалялась сталь. Попытка обезглавить «Прорыв» приведет лишь к тому, что движение десятикратно усилит свою деятельность, продолжив борьбу против вступления Украины в НАТО и деятельности на ее территории Константинопольского патриархата».
С момента своего создания в августе 2005 года «Прорыв» организовал множество акций, направленных против «оранжевой» власти и попыток распространения на Украине неканонического православия. Наибольший резонанс получило январское театрализованное представление «Перекоп — перекопать!», поставленное по произведению Василия Аксенова «Остров Крым». В ходе акции Крым был символически отделен от Украины бутафорскими пограничными столбами. Итогом безобидного представления стало уголовное дело «о крымском сепаратизме». Лидер «Прорыва» и его заместитель Александр Дубровский проходили в качестве свидетелей. В ходе следствия были допрошены непосредственные участники акции, среди которых были несовершеннолетний сын Надежды Поляковой и ветеран преклонного возраста, а также освещавшие представление многочисленные журналисты, в том числе российских СМИ.
Через несколько месяцев власти предпочли спустить абсурдное дело на тормозах, однако Алексей Добычин все же попал под каток «оранжевого правосудия». В Севастополе у него осталась жена и маленькая дочь, квартира и небольшой собственный бизнес. В России лидер «Прорыва», последовательно отстаивающий российские интересы на Украине, не имеет ни жилья, ни работы. Россия пока молчит.