Турция сейчас переживает период, в чём-то схожий с советской «перестройкой», закончившейся, как мы помним, весьма своеобразно. Конечно, всякое сравнение хромает, но некоторое структурное сходство между двумя странами и в самом деле имеется. Политическая система современной Турции кое-чем напоминает советскую. Подобно тому, как когда-то Советским Союзом управлял ЦК КПСС, над законодательной и исполнительной властью Турции возвышается некий орган под названием Совет Национальной Безопасности (СНБ). Конечно, до всемогущества ЦК ему далеко, но суть примерно та же. Роль правящей партии типа КПСС в стране играют военные, точнее, высший генералитет. Армия — фактический гарант нынешней политической системы страны и хранитель главных ценностей, перечисленных в конституции, прежде всего светского характера государства. А партии, которые выбираются в парламент, получают лишь ограниченную власть и на ограниченный срок.
В последние полтора года Партия справедливости и развития, пришедшая к власти на парламентских выборах в ноябре 2002 г., провела довольно серьёзные законодательные реформы, которые ограничили роль военных, в частности, СНБ, в стране и заложили основы изменений в политической системе Турции. Турки очень хотят вступить в ЕС, а сделать это, сохраняя политические реликты времён Ататюрка, невозможно. Они были хороши для своего времени, но теперь система управления страной европейцам представляется архаичной и авторитарной. Однако сама эта мысль (»отказ от наследия Ататюрка») для военных и тех, кого здесь называют «белыми (то есть европеизированными) турками», неприемлема. Правящая партия вынуждена лавировать между подчёркнуто светской военной элитой и собственным электоратом, который настроен скорее происламски. Те, кто голосовал за нынешнее правительство, спят и видят отмену разнообразных ограничений религиозной жизни, а самые активные из них мечтают о смене политической элиты. Тем более, что турки, попадающие в Европу, в один голос утверждают, будто мусульмане, скажем, в Гааге, пользуются большей религиозной свободой, нежели мусульмане в Анкаре (ну и, конечно, демократии в Гааге тоже поболе будет).
Поэтому правительство Р.Т.Эрдогана стремится, с одной стороны, не разозлить генералитет, который пока достаточно силён, чтобы оттеснить «демоисламистов» от власти, а с другой — не потерять поддержку населения, которое надеется, что статус религии и «верующих масс» будет существенно повышен. Дело сложное и довольно опасное. И само турецкое общество тоже переживает сложный процесс идеологической трансформации, что особенно заметно по местным СМИ.
Вспоминается старая, избитая поговорка: скажи мне, кто твой враг, и я скажу, кто ты. Психоанализ переформулировал её так: расскажи мне о своих страхах. В данном случае интересно посмотреть, чего боятся турки, о каких опасностях сообщают их пресса и телевидение.
Главным символом опасности можно считать слово «распад». Это некий подсознательный страх, и он отчасти связан с памятью о советской «перестройке», когда гигантский и страшный северный сосед в одночасье превратился в лоскутное одеяло из слабых мелких княжеств. Это в самом деле страшно. Турецкие публицисты указывают на то, что культурные различия между регионами страны пугающе велики. На юго-востоке живут курды и арабы. Имеются земли, на которые десятилетиями претендуют армяне. Есть районы компактного проживания других национальных меньшинств. Поэтому идея постепенной федерализации страны приобретает навязчивый характер. Можно сказать, её уже столько раз прокрутили в качестве своего рода фильма ужасов, что общество даже почти перестало бояться такой перспективы. О федерации говорят уже как о почти решённом деле, правда, надеются, что это случится не очень скоро.
Особенно страшной угрозой турки считают создание в Ираке курдского государства. По их мнению, это тут же повлечёт отпадение турецких территорий, населённых курдами, и никакая федерация тут уже не поможет. Страх усугубляется тем, что США, по-видимому, в самом деле в Ираке поставили на курдов, как наиболее «сговорчивых». Поэтому американцы не торопятся сотрудничать с турками в борьбе против «курдского терроризма», что, в свою очередь, усиливает турецкие подозрения относительно какого-то американо-курдского заговора против Анкары.
А там, где начинаются такие подозрения, обязательно всплывает еврейская тема. Как же приличный заговор — и без евреев? Уже несколько раз в СМИ всплывала история о неких «еврейских курдах», которые через подставных лиц скупают земли на севере Ирака. Зачем? Э-э-э, тут вопрос серьёзный! Оказывается, евреи хотят построить второй Израиль, тот, который существовал когда-то в «изгнании», на вавилонских землях. И создание курдского государства — это первый шаг к возникновению «Израиля-2». Буквально две недели назад разразился очередной скандал — в журнале «Нью-Йоркер» появилась статья о том, будто израильтяне помогают курдам в обучении армии и полиции, то есть, фактически, готовят почву для создания курдского государства. Шуму было много…
Итак, три врага уже имеются. Это американцы, курды и евреи. Они затевают что-то ужасное на севере Ирака, надеясь оторвать от Турции курдский кусок. А американцы ещё хотят покрыть всю страну сетью военных баз и превратить турок в пушечное мясо для войны с исламским миром. Причём тут не обходится без хорошо знакомой паранойи. Противники нынешнего правительства обвиняют в содействии американцам именно его. Противники военной светской власти — «безбожных генералов, которым наплевать на наших братьев-мусульман».
Но картина была бы неполна без традиционного врага — европейского христианства. Оно тоже почему-то не дремлет и вовсю «куёт крамолу». В газетах пишут о секретном плане папы римского: сделать так, чтобы к 2010 г. в Турции было не менее пяти миллионов христиан. А лучше и все десять. При этом папа, описываемый в конспирологических статьях, проявляет редкостную экуменическую терпимость, так как все эти христиане вовсе не обязаны принадлежать к католической церкви. Допустимы любые секты, любые течения и разновидности христианства.
Зачем? А вот зачем: чтобы создать на территории Турции несколько карликовых христианских государств, наподобие Андалузии времён реконкисты, и постепенно прибрать к рукам все турецкие ресурсы — перспективные в новом веке бор и барий, а также недавно разведанные в Средиземном море нефть и газ. Причём христианство наступает под лозунгами «модернизации» и «культуры», «религии свободы», что делает его привлекательным для турецкой молодёжи. И если европейские правые пугают население своих стран «призывом муэдзина с Эйфелевой башни», то их турецкие коллеги — «перезвоном колоколов над Измиром».
Авторы картин грядущего распада стремятся к тому, чтобы сделать их глобальными. По их мнению, распадётся не только Турция, но и весь мусульманский мир. В первую очередь, такая судьба уготована Саудовской Аравии, в которой предстоит создание суннитского, шиитского, ваххабитского, исмаилитского и разных других государств. Публицисты говорят о «балканизации» исламского региона, которая специально задумана американо-европейско-христианско-еврейскими заговорщиками.
Дальше идут враги Турции калибром поменьше, среди которых главным, конечно, считают армянское лобби, которое всюду лезет и стремится всячески испортить турецкий имидж. Это, по мнению турок, враг не особенно страшный, но довольно неприятный, так как постоянно напоминает европейцам про какой-то там «геноцид армян». В принципе, в сознании среднего турка эти события отдалены от нашего времени примерно как войны фараонов с хеттами, и он совершенно искренне не понимает, почему армяне до сих пор вспоминают такую седую древность. На эту тему рассказывают анекдот про Темеля (что-то вроде нашего Ивана-дурака), который, встретив еврея, начал требовать от него ответа за то, что евреи убили пророка Захарию. «При чём здесь я? Это было много веков назад!» — возмутился еврей, на что Темель заметил: «Ты не крути, я об этом только вчера узнал!».
В последнее время появилась в СМИ и тема экологических ужасов. Турки посмотрели американский фильм «Послезавтра» и начали обсуждать возможные последствия изменений климата. Пресса немедленно отреагировала — появился отчёт, согласно которому уже к 2040 г. большая часть Малой Азии превратится в пустыню. Правда, нынешнее лето наводит местных жителей совсем на другие мысли, и они вовсю рассуждают о глобальном похолодании.
Обобщённый ужас турка, читающего газеты, выглядит так: на месте Турции возникает огромное количество мелких государств, многие из них — христианские. Разваливается и погружается в череду междоусобных войн весь исламский мир. А потом все эти пространства медленно покрывает пустыня. Или ледник — не всё ли равно?
Как показывает опыт советской «перестройки», некоторые жуткие прогнозы, которые читатель списывал на журналистскую паранойю, всё же способны сбыться. И, как правило, это такие прогнозы, в которые верится меньше всего. Видимо, здесь и стоит искать ответ на вопрос о том, что же ждёт Турцию в самом ближайшем будущем.