Лужков и партия

Когда 12 апреля 2001 года лидеры движений «Единство» и «Отечество» Шойгу и Лужков объявили о слиянии в единую партию, пришлось даже воскликнуть: - Ай да Лужков, ай молодца! Как изящно избавился от «чемодана без ручки» в виде оппозиционного по факту недавних выборов движения, обменяв ненужную политическую игрушку на председательство в пусть и формально, но правящей партии.

Говорят, правда, что Юрию Михайловичу пришлось немного доплатить покупателям за просроченный товар, пожертвовав в пользу «Единства» несколькими должностями в префектурах и строительном комплексе. Однако, эти инвестиции оправдали себя на выборах мэра в декабре 2003 года и, особенно, на выборах Мосгордумы. У Юрия Михайловича были 90 шансов из 100 лишиться своей должности в декабре 2005 года, когда администрация президента сделала, по своему обыкновению, две больших ставки – на «ЕР» и одновременно – на «Родину». Такая стратегия имела смысл, поскольку шансы «единороссов» оценивались наблюдателями как скромные.

Но и здесь Юрий Михайлович в последний момент, видимо, осознав разверзшиеся перед ним политические перспективы, вложил все оставшиеся силы в партийную кампанию. Можно признать честно, спас партию от знакового и фатального поражения, и спасся сам от отставки. Так что стратегию Кремля, создавшего для столичных партийцев достойные стимулы, можно признать успешной. Единственная проблема, но не для Кремля, а для самой «Единой России» в том, что на этот раз Лужков вкладывал в победу московской «ЕР» не живые средства, а векселя – обещания, платить по которым придется всей партии и всем партийным губернаторам.

В политике не бывает вечных союзников и противников. Если вчера Лужкову было более выгодно укреплять «ЕдРо», а Кремлю, наоборот, - делать альтернативные ставки, то сегодня все выглядит, скорее, наоборот. До думских выборов остается менее года, по их итогам нужно иметь устойчивое большинство, обеспечивающее сохранение власти в руках президентской команды, независимо от должности, которую займет или сохранит Путин. Здесь опять возможны две стратегии – либо вкладывать все силы и средства в «Единую Россию» с далеко не гарантированным результатом, либо снова выдвинуть альтернативу в виде блока лево-патриотических партий.

В любом случае приготовления ко второму варианту со стороны Кремля должны быть сделаны. Тем более что на общероссийских выборах шанс альтернативных прокремлевских партий или блоков потеснить «ЕдРо» намного больше, чем на выборах в Мосгордуму. Дело в том, что на московских выборах в декабре 2005-го у федеральных партий не было политической точки опоры, опираясь на которую, можно было бы сдвинуть Лужкова и его подшефную парторганизацию. Лужков и лужковцы очень грамотно уклонились от обсуждения любых политических вопросов федерального уровня, сосредоточившись исключительно на вопросах городского хозяйства. Именно поэтому Рогозину пришлось идти ва-банк, буквально провоцируя оппонентов на обсуждение острой политической темы миграции. Но здесь неповоротливость и инерция лужковской команды сыграли позитивную роль. К началу ноября все планы были давно сверстаны, деньги потрачены и поделены, поэтому сам собой получился наилучший ответ – на провокации не отвечать и ждать решения суда.

Совсем другое дело будет этой осенью, перед федеральными выборами. Здесь федеральной «ЕР» уйти от ответа на острые политические вопросы будет невозможно. А уходить на народнохозяйственные и социальные темы сложно, поскольку за них по-прежнему «отвечают» Чубайс, Кириенко, Зурабов и другие «любимцы публики». Но и из этого можно было бы сделать выигрышную стратегию для «ЕР», если бы не нужно было расплачиваться по партийным «векселям», выданным Лужковым в конце 2005 года.

Даже краткий обзор невыполненных обещаний, а это уже не личные обещания Лужкова-мэра, а обещания от имени всей партии, заставляет нас задать вопрос: а не сознательно ли Лужков создает очень даже прочную точку опоры для игры против «Единой России»? Или может быть бессознательно, но интуитивно понимая. Что дальнейшее усиление партии власти на федеральном уровне ставит под угрозу перспективу сохранения городской власти в руках Лужкова или преемника из его команды.

Действительно, после окончания в декабре 2007 года мэрского мандата, решение о выдвижении и согласовании нового или прежнего мэра Москвы будет принимать партия, имеющая большинство в Мосгордуме, то есть «Единая Россия». Если «Единая Россия» получит в марте 2007 года больше половины мандатов в Госдуме, а с учетом региональных выборов – и в Совете Федерации, то это означает усиление позиций федеральных органов партии, которые смогут политически диктовать волю городской организации и партийной фракции в Мосгордуме. Если же «ЕР» получает на выборах в Госдуму меньше половины мандатов, то это означает кризис федерального руководства. В этих условиях Лужков имеет неплохие шансы опереться на формально закрепленную в уставе партии самостоятельность региональных парторганизаций в кадровых вопросах.

Но может быть мы зря подозреваем Юрия Михайловича в столь изощренных интригах против однопартийцев ради сохранения власти в городе? Можно было бы поверить в обещания Лужкова уйти в отставку после окончания срока, если бы не последние инициативы с его стороны относительно объединения Москвы и области. Зачем, спрашивается, Лужкову подставлять своего коллегу и товарища по партии губернатора Громова? Самый простой ответ будет и самым точным: Если Москва присоединяется к области, то в городе ликвидируется путем слияния с областной администрацией только региональный уровень власти, а муниципальный не только сохраняется, но и выводится из под действия нормы федерального закона о местном самоуправлении в городах федерального значения. То есть как и в других городах, должность мэра Москвы станет выборной – либо напрямую, либо муниципальным собранием. Но в любом случае – без формального участия президента в процедуре назначения.

Таким образом, сознательно или бессознательно, но объективно Лужкову и его команде для сохранения позиций в городской власти невыгодно усиление «Единой России» на федеральном уровне. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Лужков и лужковцы не только не собираются сами платить по векселям, выданным от имени партии в декабре 2005 года, но и предпринимают действия, чреватые скандалом и потерей партийных позиций в других регионах.

Достаточно одного примера, как команда мэра в лице московского стройкомплекса намеревается выполнять предвыборное обещание лично Лужкова решить все проблемы обманутых дольщиков. Первый заммэра Ресин уже объявил, что главным критерием – помогать или не помогать обманутым гражданам является пресловутая московская прописка. То есть москвичам квартиры достроят или компенсируют, а жителям всех других регионов, рискнувшим вложить деньги в финансовую пирамиду столичного стройкомплекса – фигуру из трех пальцев. Вот и делайте выводы. Если делать ставку только на будущие выборы мэра Москвы, тогда логика команды Лужкова понятна. Но лучшего подарка оппонентам для агитации против «Единой России» во всех остальных 85-ти регионах страны со стороны одного из лидеров партии придумать трудно.

Впрочем, оппонентам «Единой России» будет на чем оттоптаться и кроме региональной сегрегации в московском стройкомплексе. Поскольку ни одно из громких обещаний Лужкова и команды не то что не выполняется, а не никаких намеков на то, что партийные векселя будут оплачены. Вот далеко не полный перечень таких невыполненных обещаний Лужкова и Ко, каждое из которых легко становится точкой опоры для жесткой критики «Единой России» на выборах в Госдуму:

1. «ЕР» разберется со строительными пирамидами.

Руководство фракции в Госдуме, похоже, понимает значимость проблемы, иначе не пришло бы на Горбатый мост к пикетчикам и не пригласило бы лидеров движения в Госдуму. Но выборы уже через девять месяцев, а проблема не из числа быстро решаемых. Поэтому заявление Ресина об исключении немосквичей принципиально подрывает доверие людей в регионах к любым самым искренним усилиям федеральных руководителей «ЕР».

2. «ЕР» ограничит игорный бизнес в Москве.

Большая часть усилий команды Лужкова была все это время направлена на парирование инициативы части депутатов от «ЕР» о полном запрете игорного бизнеса в Москве и других городах. При этом председатель Мосгордумы Платонов еще в период выборов в 2005 году фактически дезавуировал официальную позицию партийной организации. Один из лидеров московских единороссов достаточно откровенно, если не сказать цинично объяснял, в том числе в передаче «К барьеру», что речь идет о «санации рынка» от множества мелких компаний в пользу нескольких крупных игроков игорного бизнеса. Эти игроки, похоже, участвовали в финансировании предвыборной компании Платонова и его коллег, судя по тому, что «ограничение игорного бизнеса» в Москве свелось к косметическим мерам.

3. «ЕР» возродит на новой основе систему «народного контроля».

Обещание содержится не где-нибудь, а в официальной предвыборной программе. Даже был обнародован на одной из пресс-конференций адрес сайта в Интернете «Москонтроль.Ру». Достаточно набрать это название в Яндексе, чтобы убедиться, что все ограничилось обычным пиаром во время предвыборной кампании. С другой стороны, это тоже выдающееся достижение «Единой России», когда «народный контроль» оказывается даже более виртуальным, чем Интернет – так сказать, перешел на «второй уровень сумрака» в терминах «Ночного дозора».

4. «ЕР» покончит с лоббизмом.

Руководство фракции «ЕР» в Мосгордуме в полном составе на пресс-конференции в «Интерфаксе» пообещало, что еще до выборов и окончания последней сессии прежнего созыва внесут на рассмотрение депутатов законопроект о жестком ограничении лоббистской деятельности в самой Мосгордуме. Это заявление было воспринято всерьез даже такой деловой газетой как «Ведомости». Тем более, что инициатива действительно играла на руку «Единой России» и усиливала позиции партии. Однако, по всей видимости, позиции лоббистов из игорного бизнеса или строительного комплекса московским единороссам оказались намного ближе.

5. «ЕР» внедрит в «Скорой помощи» противошоковые костюмы «Каштан» для спасения жизней травмированных в автоавариях и на пожарах.

Специалисты из департамента здравоохранения еще в ноябре, когда заместитель Платонова Метельский озвучил эту инициативу фракции, откомментировали «не для печати» весьма скептически. Поскольку это уже не первая попытка внедрить костюмы, которая не имеет шансов преодолеть жесткие бюрократические препоны между «скорой помощью», больницами, пожарными и спасателями. Как писал классик, русского человека нужно хвалить хотя бы за намерения. Однако, судя по результатам поиска во всех поисковых системах и опроса знакомых в «скорой помощи», все благие намерения закончились ровно в день окончания выборов.

6. «ЕР» защитит межнациональный и социальный мир в Москве.

Лужкову и компании удалось набрать очки даже на этой теме. На фоне откровенно хамского ролика с участием Рогозина, столичные единороссы оказались, как в том анекдоте, «все в белом». Тот факт, что оперативная обстановка в сфере межнациональных отношений в столице за прошедшие годы явно не улучшилась, вполне можно списать на активность политических оппонентов из числа проигравших. Любая оценка здесь будет субъективной и заведомо неточной. Поэтому нам остается оценивать только избранные городской властью средства, насколько они соответствуют целям, заявленным в предвыборной программе. А здесь самым явным показателям стало назначение командира московского ОМОНа начальником милиции общественной безопасности ГУВД Москвы. Тем самым городская власть публично расписывается в нежелании или неспособности сохранить мир и спокойствие на улицах столицы, поскольку ОМОН – это уже крайнее средство на случай беспорядков.

7. «ЕР» предложит президенту кандидата на пост мэра.

В предвыборной программе еще пафоснее: партийная фракция гордится своими новыми обязанностями – утверждать мэра по представлению президента. Казалось бы, уж здесь-то хотя бы не врут. Ан, нет, чтобы избежать этого почетного права и почетной обязанности и самим, без президента решать кадровые вопросы, лужковцы готовы даже упразднить статус Москвы как субъекта Федерации, став муниципальным образованием в составе Московской области.

И так практически по каждому пункту предвыборной программы. Возникает вопрос, удастся ли Лужкову в очередной раз перехитрить своих союзников и коллег? Если бы он был одинок в своем нежелании укреплять «Единую Россию», то вряд ли. Но есть и другие силы, объективно заинтересованные в этом же. Например, бывшие олигархи, мечтающие на выборах 2007-08 годов взять реванш за прежние поражения. Для этого им нужна расколотая политическая система и по-возможности слабые партии, которые легко скупать в розницу и оптом. Тогда, глядишь, и ходорковский проект парламентской республики имеет шанс на возрождение.

Есть у Лужкова потенциальные союзники в деле неусиления «ЕР» и в кремлевской администрации. Кому-то хочется вернуться в старые добрые времена, когда несколько партийных фракций кормилось из олигархического общака. И вообще, усилившаяся партия большинства делает излишней прокладку между президентом как фактическим лидером партии в виде политических подразделений алминстрации. Кому-то из противоположной «башни» хотелось бы увидеть провал «Единой России» в регионах, чтобы иметь повод применить кадровые санкции к губернаторам.

Так что поле для политических маневров у мэра Москвы остается достаточно широким. Более того, подконтрольные ресурсы позволяют ему в какой-то момент даже стать в центр политической игры. Ведь на уровне большой политики, как и в экономике кредитор зачастую больше зависит от крупнейшего должника, вложившего средства кредитора в собственное политическое предприятие. Если даже партийцы соберутся и спросят Юрия Михайловича: Ты что же это нас подставляешь? – то он вполне может ответить вопросом на вопрос: - А что я буду с этого иметь?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram