В развернувшемся противостоянии Москвы-собирательницы земель русских и Украины — «удельного княжества» просматривается попытка действующей власти решить важную задачу — создать образ врага. Наличие врага позволяет легко мобилизовать народ и заставить его снять последнюю рубаху. Не беда, что формирование негативного отношения к Украине ведет к росту русофобии. Не страшно, что конфликт может отдалить два братских народа, которых некоторые исследователи небезосновательно склонны считать одной нацией. Главное — склонить русский народ к преданности делу великой «энергетической империи».
Люди не задумываются, что сила империи заключается не в громких заявлениях политиков и не в чувстве гордыни, а в действительной силе расширяющегося государства, в здоровье и плодовитости имперского народа, в данном случае — русского.
Российской власти «воинствующие» постсоветские республики нужны для направления народного протеста в «конструктивное русло» — подальше от проблем социальной неэффективности существующей экономической системы, деградации человеческого капитала, продолжения реализации курса на замещающую иммиграцию, порождающего серьезные социальные конфликты и подрывающего социо-культурное ядро российского общества, фактического запустения Дальнего Востока и Забайкалья.
Дровишек в костер российско-украинского конфликта подбрасывает и «оранжевое» правительство. Безудержное стремление в блок НАТО только подстегивает сепаратистские настроения в Крыму и на Юго-Востоке Украины и ставит под угрозу существование единого украинского государства.
Сегодня киевские политики могут поддерживать крымских татар как силу, противодействующую российской экспансии в регионе. Однако процесс «татаризации», выражающийся в агрессивном вытеснении русских из прибыльных экономических ниш, распространении радикального ислама на полуострове, криминализации татарских общин, росте доли татар в населении республики, может пойти в негативном для Украины ключе. Поддержанная турецкими панисламистами радикальная часть татар может настаивать на возвращение полуострова «коренному народу». В таком случае целостность украинского государства будет поставлена под угрозу. Поэтому с точки зрения долгосрочной перспективы Украине более выгоден русский Крым, чем Крым татарский.
Дробление Украины и развитие дестабилизации в причерноморском регионе не в интересах русского народа, чей исторический исток и этнополитическое пространство находятся на этих территориях. Поэтому актуальной задачей сегодня является формирование «русской Украины», не противной русскому имени и государственному единству Украины.
Рано или поздно придется расчищать «авгиевы конюшни» российско-украинских отношений. Лучше, чтобы дело не дошло до взаимного предания анафеме. Реальные вызовы, с которыми столкнется украинская власть в ближайшее время, и которые будут служить индикаторами эффективности киевских руководителей, связаны с необходимостью создания справедливой социально ориентированной экономики, недопущения «татаризации» Крыма и ущемления прав православных народов полуострова, а значит — с выработкой четкой конфессиональной политики и этнополитики. Хочется надеяться, что у киевских правителей хватит мудрости не давить русскую (великорусскую) идентичность, которая отнюдь не враждебна Украине, а в сравнении с крымско-татарской, напротив, комплиментарна ей.