Хотелось бы обратиться к теме «непризнанных государств» исключительно в контексте реальной политики России в СНГ, а не по самому феномену «непризнанности».
Здесь базовой посылкой является равнодушная, а часто и, в общем, предательская позиция нашего Министерства иностранных дел. Параллельно с этим экспертами было зафиксировано отсутствие или неумение наших общественных неправительственных организаций работать в защиту российских национальных интересов. Я думаю, что причина здесь не просто в феномене низких зарплат в Министерстве иностранных дел. Или во влиянии ряда корпораций, скажем, ЛУКОЙЛа, превращающего в корпоративные филиалы значительную часть российских посольств за рубежом.
Причины тут и культурные, и институциональные. Опрос, который проводил один немецкий социал-демократический фонд, показал, что наши дипломаты (как дипломаты старой советской поры!) не умеют работать в условиях отсутствия идеологической концепции. Оказывается, наши дипломаты не способны работать в условиях патриотического макиавеллизма. Они не могут определять самостоятельно интересы страны на местах и проводить прагматическую политику.
Им сказали, во время оно: «мы защищаем интересы мирового социализма,» так они и работали. Полагаю, что идеологическую концепцию можно предложить уже сегодня. Она могла бы решить как проблему МИДа, так и проблему неумения нашего государства работать с неправительственными организациями. В том числе, проблему непонимания со стороны нашего третьего сектора, что его естественный союзник это, все-таки, не «родной» фонд Сороса, а родное российское государство.
Нам следует выбрать некую концепцию международных отношений, которая и будет базовой для отношений в зоне наших интересов, то есть в нынешнем СНГ. Тут возможны две концепции. Первая, которая мне активно не нравится, это Россия, как защитник суверенитета. Не нравится она потому, что в ответ на это, в рамках этой концепции, например, Украина скажет нам: «А не лезьте-ка вы, москали, в наши дела».
Я продолжаю считать, что права человека обладают приоритетом относительно суверенитета, и правда не перестает быть правдой, даже если она напечатана на первой странице газеты «Правда» в худшие советские времена. Полагаю, что нашей задачей является если не выбить из рук дяди Сэма дубинку концепции прав человека, то сильно помочь ему поделиться местом на пьедестале.
В этом смысле, вторая концепция не нова. Ее предлагал ныне, к сожалению, политически покойный, хотя физически живой, бывший вице-президент и премьер Казахстана Акежан Кажегельдин. Эта концепция такова: Россия как правозащитная империя. Хотелось бы конкретизировать эту идею применительно к СНГ и непризнанным государствам. Общая идея борьбы за права человека это идея борьбы с двойными стандартами, усиленная всей мощью пропагандистской машины государства и гражданского общества. Тут возможны самые разные проекты. Но конкретно, применительно к СНГ борьба с двойным стандартом это проецирование существующего уровня национально-территориальных автономий Российской Федерации на государственное устройство остальных постсоветских государств. Отличная идея, которую не заметил абсолютно никто.
Россия до сих пор придерживается сильных национально-территориальных автономий. Сильных до такой степени, что в Адыгее, где адыгейцев всего 13%, тем не менее 98% бизнеса и власти принадлежит только адыгейскому этносу. Все постсоветские государства придерживаются прямо противоположенной концепции национальной автономии. Все они пытаются либо ликвидировать автономии, устроив унитарные государства, либо свести автономию к фикции. В этом смысле, права России на борьбу с сепаратистами ичкерийцами в моральном и правозащитном плане сильно выше, чем права Грузии на борьбу с сепаратистами, если признать их сепаратистами, абхазцами.
Добавим к этому, что значительная часть постсоветских государств неявно придерживается концепции этнического суверенитета на землю. Эта концепция является варварской, чтобы не сказать фашистской. Именно наличием у элит этих этносов такой концепции Россия и давала себе моральное право на оккупацию Кавказа и Средней Азии в царский период. Хотя сегодня, разумеется, элиты наших южных соседей гораздо более цивилизованны. Тем не менее, что американское, что российское присутствие в тех странах, где такого рода концепция существует, является гуманитарно-необходимым. И это вопрос наших отношений с Соединенными Штатами, кто там будет присутствовать.
У нас есть полные основания для борьбы за признание ряда непризнанных сегодня государств. Это касается Приднестровья, это касается Карабаха, это касается и Абхазии. Поясню чуть подробнее. Одно дело Аджария. Аджарских сепаратистов можно было бы свести к нулю, потому что, в общем, суверенитет Аджарии это результат Карского договора и готовности Турции в случае чего проявить силу. Другое дело суверенитет Приднестровья, Абхазии и Карабаха, поскольку в результате реальных гражданских и межэтнических войн создана ситуация непримиримости, которая быстро разрешена быть не может. Третий случай Южная Осетия. Она законная территория Грузии. Достаточно, чтобы Грузия признала нормальные автономные права автономной южноосетинской области.
Полагаю, что там, где существуют последствия реальной гражданской войны и проблема беженцев, есть проблема спонсоров примирения. То есть, тех мировых держав (к которым, в данном случае, относятся не только мировой гегемон, но и Россия), решением которых могло бы быть добровольное отчуждение обеими сторонами (как непризнанным государством, так и государством, от которого отделилось непризнанное государство) некоторых пограничных территорий. Территорий, которые являются промежуточными между непризнанным государством и его бывшей метрополией для того, чтобы именно туда могли вернуться беженцы. А спонсоры должны решить вопрос об обустройстве этих территорий.
Понятно, что физически возвращать азербайджанских беженцев в Карабах или грузинских беженцев в Абхазию невозможно. Но я много говорил моим армянским друзьям: «Вы уже сто лет культивируете героический образ борца за свободу Армении. Человек, который может застрелить последнего младотурка, который остался в живых. Но ведь азербайджанские дети сегодня формируют против вас те же самые комплексы, поскольку считают себя ущемленными». Для решения этого вопроса необходимо искать и следует найти компромисс.