Премьер-министр Михаил Фрадков стал главной фигурой на Петербургском экономическом форуме не только по рангу. Во время своего выступления и встреч с представителями региональных элит он сделал ряд заявлений, прояснивших экономическую стратегию российского правительства и немало удививших наблюдателей.
Петербургский экономический форум с каждым годом становится все более представительным и официозным мероприятием, на котором считают обязательным отметиться государственные чиновники высшего ранга. А начиналось все восемь лет назад с инициативы «снизу». В 1997 году директора крупных предприятий и президенты компаний встретились, чтобы в своем кругу обсудить вопросы экономического развития страны, благо власть фактически самоустранилась из этой сферы. Форум носил налет легкой оппозиционности: недаром предприниматели решили собраться в Петербурге, демонстрируя некую дистанцию по отношению к Кремлю.
Но для значительной части нынешней российской политической элиты Петербург имеет стратегическое значение: и как «малая Родина», и как полигон, где можно обкатывать новые идеи. Поэтому власть постепенно присвоила форум себе, и он превратился в официозное государственное мероприятие, на котором считают своим долгом «засветиться» первые лица станы. Тон на нынешнем форуме задавал Михаил Фрадков, а также сидевшие в президиуме спикеры обеих палат, губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А элита элит отечественной олигархии от Вагита Алекперова до Аркадия Вольского скромно сидела в зале, довольствуясь ролю рядовых участников.
О чем собственно шла речь на форуме? Основная цель мероприятия сформулирована организаторами предельно расплывчато: «проведение представительной и независимой дискуссии об экономическом и социальном развитии России и стран СНГ, о ходе интеграционных процессов на постсоветском пространстве, перспективах международного экономического и гуманитарного сотрудничества». Само понятие «дискуссия» уже как бы ни к чему не обязывает. Тем не менее, по умолчанию предполагалось, что в выступлениях участников будет намечена некая стратегия экономического развития страны на ближайшие годы.
Такую стратегию и попытался обозначить в своем выступлении Фрадков. Премьер высказался по проблеме сырьевого дисбаланса российской экономики, сделав сенсационное заявление, что «вклад нефтяного экспорта в прирост валового внутреннего продукта в ближайшее время, по нашим оценкам, упадет более чем в три раза по сравнению с 2003 годом». Звучит это весьма странно, учитывая, что сегодня вся относительная экономическая стабильность в стране достигается исключительно за счет экспорта энергоносителей и высоких цен на нефть. Главная задача правительства, по словам премьера, раскрыть новые источники роста экономики за счет обрабатывающих, а не добывающих отраслей. А делать это Фрадков собирается за счет укрепления позиций российских компаний на внутренних и внешних рынках, улучшения предпринимательского климата за счет стимулирования инвестиций, внедрения новых технологий и организационных форм ведения бизнеса. О каких чудодейственных «новых организационных формах ведения бизнеса» идет речь, Фрадков не пояснил, оставив чиновников и бизнесменов в недоумении. Хочется верить, что он сам знает, о чем говорил.
Очевидно, что сегодня товары отечественных компаний не выдерживает конкуренцию с импортными даже на внутреннем рынке. Об этом прямо сказала в своем выступлении губернатор Петербурга Валентина Матвиенко: «Нам не удалось решить одну из важнейших проблем модернизировать нашу промышленность и перейти на выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции», отметила она. Реальную активность и рост в промышленности города дает лишь строительный сектор. И как-то сомнительно, чтобы во всей стране положение отличалось в лучшую сторону. Так что задача, поставленная Фрадковым, невыполнима без протекционистских мер со стороны государства. А на это правительство пойти явно не готово.
И словно желая опровергнуть свое выступление на форуме, второй день пребывания в регионе премьер посвятил именно нефтяному экспорту. Фрадков открыл первую очередь нового нефтеналивной термина «ЛУКОЙЛа» в Высоцке, а также посетил уже функционирующий аналогичный терминал в Приморске.
Во время переговоров с руководством Петербурга и Ленинградской области премьер продемонстрировал новый подход к взаимоотношениям центра и субъектов федерации. Питер и Ленобласть относятся к числу регионов-доноров. Федеральные власти в последние годы уделяли им немало внимания: чего стоят одни массированные финансовые инъекции в экономику Северной столицы в преддверии трехсотлетия Петербурга. Имидж города окончательно сменился на положительный после добровольно-принудительного ухода из Смольного неудобного Яковлева. А областной губернатор Сердюков всегда пользовался расположением Кремля за активное привлечение инвестиций в область и высокие темпы экономического роста. Но сегодня даже эти относительно благополучные регионы выражают недовольство финансовой политикой Кремля.
На встрече членов правительства Петербурга с Фрадковым вице-губернатор Михаил Осеевский, отвечающий за финансовый блок, привел следующие цифры: в результате нового перераспределения налогов между центром и регионами дефицит бюджета Петербурга увеличится с 3,9 до 10,8 млрд. рублей. Еще 3 млрд. из городской казны заберет перевод на ее содержание ПТУ и техникумов, а уход из региона доходов от налогов на прибыль, рекламу и платы за пользование водными объектами лишит его еще почти 7 млрд. руб. Что получит Петербург в качестве компенсации и получит ли что-нибудь вообще, остается неясным.
Городским властям на своей пресс-конференции вторил Валерий Сердюков: «Ленинградская область, уже который год демонстрирующая завидный промышленный рост, может являться примером. Одна только трудность: все больше налогов уходит в центр, и область не в полной мере пожинает плоды своих экономических успехов. В распределении доходов нужно больше справедливости».
В итоге такой финансовой политики взаимоотношения регионов с федеральным центром сводятся к унизительному выпрашиванию денег и льгот. В ходе встречи с премьером чиновники из правительства Петербурга просили у премьера 3 млрд. в год на развитие метро, 11 млрд. на завершение восточного полукольца кольцевой автодороги и т.д. В довершение к этому Валентина Матвиенко настоятельно требовала изменить статус многочисленных памятников культуры Петербурга с «федерального значения» на региональное, чтобы администрация могла побыстрее их продать.
Однако в ответ Валентина Ивановна и ее команда получили жесткую отповедь. «Я с большим удивлением заметил большую легкость в экономическом планировании Санкт-Петербурга. При посещении строящихся объектов, мне пришлось столкнуться с легким отношением к цифрам. Как может появиться 11 млрд. рублей на завершение восточного полукольца? Что это?» возмутился Фрадков. В довершение к этому министр транспорта Игорь Левитин сказал, что лимиты его ведомства на 2004 год исчерпаны, а глава Агентства по культуре Михаил Швыдкой дал понять, что не стоит рассчитывать на передачу городу федеральных памятников. Стало ясно, что надежды чиновников из Смольного пошли прахом. Слова Фрадкова буквально повергли в шок и губернатора, и все правительство города. С таким отношением центра «своей» Валентине Ивановне сталкиваться еще не приходилось. И если центр так разговаривает с питерским губернатором, можно себе представить, как будут складываться отношения у правительства с регионами-«иждивенцами»…
В начале первого срока Путина политика ограничения региональной фронды, приведения законодательной базы субъектов в соответствие с федеральными законами и перераспределение полномочий в пользу центра были направлены на предотвращение распада страны и восстановление влияния Кремля в регионах. Однако сегодня еще больший крен в сторону Москвы уже потерял всякий смысл, и приносит только вред, подсаживая регионы на «денежную иглу». Кстати, возникает вопрос, куда вообще Кремль намерен девать деньги, если не собирается идти навстречу пожеланиям субъектов?
В своем докладе на форуме Фрадков кратко коснулся еще двух тем взаимоотношений с деловыми кругами и социальной реформы. Сидевшие в зале олигархи внимательно слушали премьера, который объяснял им, как надо строить диалог с властью (чтобы не повторить судьбу Ходорковского). Он говорил о «налаживании систематической кропотливой работы по взаимодействию государства и бизнеса», но при этом предположил, что бизнес даст добровольное согласие «на совместное участие в государственных проектах».
Ну а наиболее волнующая большинство граждан России социальная проблематика в выступлении премьера оказалась даже не на втором, а на третьем плане. О замене льгот денежными компенсациями он и вовсе не счел нужным говорить. Таким образом, девиз форума «Эффективная экономика достойная жизнь» остается не более чем декларацией. А в условиях грядущей отмены льгот и (анти)социальных реформ и вовсе выглядит как издевка над миллионами бедных в нашей стране.