На наших глазах происходит преображение власти. Очередная неторопливая инверсия вбирает в себя все большее количество высших чиновников из правительства и «Единой России».
Происходит подготовка операции «преемник», и как только инверсия закончится, будет дан старт к началу операции. Суть инверсии проста – постепенное, слабо заметное изменение образа власти с «либерального» на «патриотический». Встраивание в существующий уже 15 лет патриотический дискурс с предварительной зачисткой находящихся в нем политиков. А затем появление в тени уходящего Президента в начале слегка видимой, будто в тумане, но со временем, все более четкой фигуры Преемника-патриота. Фигуры, на первый взгляд, технической, не сильно партийно ангажированной, скромной, но с жесткими заявлениями, в чем-то даже превосходящими Путина по градусу накала, радикальности и патриотизму. Именно поэтому столь принципиальной была для Администрации Президента «внутривидовая борьба» с Рогозиным. Преемник должен будет стать главным патриотом «для внутреннего потребления», я бы даже сказал, национал-патриотом, почти «фашистом». А что для этого надо – правильно, оседлать дискурс.И вот мы видим, как Путин, повторяя Солженицына, говорит о «сбережении нации», призывает рожать второго ребенка и заявляет о необходимости начала рублевой торговли на мировых рынках. А верные депутаты из «Единой России» уже открыто спорят о том, что, мол, давно пора бы убрать из календаря этот непонятный праздник 12 июня, и вместо него сделать национальным днем 12 апреля. Казалось бы, действительно, на редкость правильная и давно назревшая мысль.
Тем более что гораздо большему количеству наших сограждан знакома и близка дата 12 апреля, в отличие от «дня объявления независимости России от самой себя» 12 июня. Проблема в другом – не политики и политологи за кремлевской стеной на сей раз создают дискурс, а уже они сами обречены в него встраиваться. Обречены быть патриотами по неволе и показывать по Первому каналу в программе «Время» сюжеты о том, как опять развивается наш экономический и военный потенциал, а соответственно, и развивать его. Патриотический дискурс, который уже ничем не закроешь, диктует чиновникам со Старой площади и Краснопресненской набережной объективную необходимость любить свою страну. И – все возможно – может быть, именно благодаря такой инверсии мы, наконец, сможем хоть как-то решить проблему «новой российской самости», национальной идентичности. И, наконец, праздновать День России в солнечное, с улыбкой Гагарина и вечным призывом к движению, 12 апреля, а не в хмурое, как правило, 12 июня. Ведь новый вариант самоидентификации нужно искать как раз в слиянии советского, имперского и общечеловеческого начал. А чем 12 апреля – день нашего Прорыва в космос, не национальный праздник? Вполне возможно, что уже в следующем году 12 апреля мы увидим Преемника в Звездном, на встрече с космонавтами.
Что еще нужно для Преемника? – Правильно, Либеральная оппозиция. В меру слабая (сильной в России она вряд ли будет в ближайшее время), но и не дохлая, такая, чтобы в самый раз Западу можно было показать. С многоцветьем лидеров, готовых порвать друг другу глотки за лидерство в «объединенной либеральной оппозиции». Еще понадобится фанерная вывеска левой оппозиции с вечным Геннадь-Андреичем и уже невечными коммунистическими 10-15 процентами, и какой-нибудь экспериментальный аля-гельмановский социал-демократический проект. Патриотической оппозиции власти как раз при реализации этого плана совершенно не нужно.
Самое главное, что нынешняя власть отказывается понимать, что наличие хоть сколько-нибудь реальной оппозиции в ее же (власти) интересах. Администрация Президента должна быть сама заинтересована в создании реальной оппозиции, проводить тендер на формулирование в обществе лучшего запроса на оппозиционность. И ведь такие запросы существуют. Только власть почему-то не хочет их замечать. Ничего не делает для выведения их из «гетто», в котором они на данный момент обречены пребывать, на поверхность. В противном же случае, все эти запросы на политический протест будут канализированы в подполье, где ими с удовольствием воспользуются самые отпетые маргиналы. И что произойдет тогда, предсказать уже гораздо труднее.
Осознает ли это власть, персонифицированная в лице Путина, Суркова и Преемника? Вряд ли… Она течет себе спокойно по новому для себя каналу патриотизма, заданному 15-летним дискурсом. Загоняемым в свое время в подполье и недавно все-таки пробившемуся оттуда. От нее уже не так много зависит, поскольку с каждым днем все больше и больше Короля играет Дискурс. И никак не наоборот.
Автор - соучредитель Международной Ассоциации молодых политических экспертов и консультантов.