20-я годовщина взрыва на Чернобыльской АЭС совпала с событиями, которые всколыхнули страну. Президент России Владимир Путин заявил о том, что участок нефтепровода ВСТО, который должен был проходить у Байкала, необходимо построить в 40 километрах к северу от него. Это заявление вызвало не только большой интерес прессы, но и воодушевление у людей, которые боролись против прокладки нефтепровода.
По большому счету, это победа общественного движения, которое 21-22 апреля провело по всей России митинги и акции протеста, собравшие более 10 тысяч человек. Самый большой митинг был в Иркутске, на который собралось более 5 тысяч человек.
Но до окончательного решения вопроса еще далеко. Слова Путина пока что остаются только словами Путина, не подкрепленными никакими документами и распоряжениями. Байкальская эпопея вызвала сильное падение доверия к власти. Оно было и без того невысокое, но теперь противники прокладки нефтепровода вдоль Байкала не верят президенту России на слово и требуют подтверждающих документов, закрепления особого статуса Байкала в законе и твердых гарантий, что никакого возвращения к старому проекту не будет.
В этом событии есть несколько моментов, которые привлекают к себе внимание. Во-первых, совещание глав регионов Сибирского федерального округа состоялось в Томске, одновременно с проходящим там российско-германским саммитом, на который приехала канцлер Германии Ангеле Меркель. Во-вторых, подозрительно то, что Путин слишком легко принял решение, которые играет большую роль в судьбе нефтепровода, стратегическое значение которого подчеркивалось во всех выступлениях госчиновников.
Но по порядку. В Томске, как раз в день начала работы российско-германского саммита, на который прибыла представительная делегация во главе с канцлером Германии Ангеле Меркель, Владимир Путин устроил совещание с главами регионов СФО. Это совпадение вызывает вопросы. Во-первых, такой высокий визит германской правительственной делегации — событие далеко не рядовое, и ему стоит уделить особое внимание. Во-вторых, трудно поверить в то, что Путин не мог созвать такое совещание ни до саммита, ни после него. СФО — не последний в России регион, который обеспечивает львиную долю поступлений в бюджет, и на него стоит потратить день драгоценного президентского времени. Вместе с тем, последнее совещание с участием президента, посвященное социально-экономическому развитию Сибири, состоялось в ноябре 2000 года. Больше чем пять лет назад.
Это странное совпадение позволяет делать вывод, что совещание делалось не для решения сибирских проблем, а под визит Меркель.
На совещании Путин разгромил государственную стратегию развития Сибири и назвал ее неэффективной. Что же, самокритика — дело хорошее, особенно в таких вопросах. Но эта "стратегия отсталости Сибири" действовала с августа 2002 года, и ее провальность была очевидна еще два-три года назад. Строго говоря, сама затея развития Сибири в том виде, в каком она была сформулирована в этом документе, была провальной на стадии замысла.
Получается, Путин решил блеснуть своей демократичностью перед Ангеле Меркель, и заняться вопросами, которыми нужно было заняться три года назад. Вот если бы Меркель не приехала в Томск, так бы Сибирь и развивалась по негодной программе. Такой вывод напрашивается.
Теперь ближе к нефтепроводу. Путин использовал случай и попытался решить спорный вопрос о прокладке нефтепровода в узком кругу. На совещании, кроме глав регионов, были министр экономического развития и торговли Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин, министр транспорта Игорь Левитин, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, глава Минпромэнерго Виктор Христенко и министр регионального развития Владимир Яковлев. На совещание также были приглашены президент компании "Транснефть" Семен Вайншток, глава ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин и президент Российской академии наук Юрий Осипов.
Решение этого совещания высокого уровня было широковещательно озвучено практически всеми СМИ.
"Есть техническая возможность уйти на север?" — спросил Путин у Вайнштока. Глава Транснефти глубоко задумался и не стал спешить с ответом. "Вы меня поставили в тупик", — наконец честно признался Вайншток.
"Если Вы заколебались, то такая возможность есть, потому что если бы ее не было, Вы бы так сразу и сказали, — сказал президент России. — Давайте договоримся работу начинать с двух сторон, а к тому моменту, когда вы подойдете к этим точкам, откуда нужно будет начинать обход Байкала, нужно разработать всю документацию, провести все необходимые изыскательные исследования", — продолжив, распорядился Владимир Путин.
Так дословно описали картину этого совещания журналисты. А теперь технические детали.
Достаточно взять любую физическую карту Северного Байкала, отложить по линейке 40 километров от северного берега, чтобы убедиться, что предлагаемый президентом маршрут идет то той же самой горной гряде, в верховьях рек, впадающих в Байкал, и по той же самой сейсмоопасной зоне, где раз в 24 года случаются землетрясения силой в 11-12 баллов. Похожий проект уже выносился на экспертизу в 2004 году и был забракован. Теперь он стал неким "соломоновым решением".
Потом, любое изменение маршрута нефтепровода автоматически влечет за собой отмену действующего заключения Государственной экологической экспертизы и внесение проекта на повторное рассмотрение. Это одно из основных требований к рассмотрению подобных проектов. Отрицательное заключение ГЭЭ от 24 января 2006 года, с которого началась темная история с экспертизами, разбавлением экспертов и странным поведением председателя Ростехнадзора Константина Пуликовского, как раз основывалось, в том числе, и на изменениях в проекте "Транснефти", которые произошли после подачи документов в экспертный совет.
Но здесь, похоже, идет попытка не проводить дополнительную экспертизу и выехать на "незначительных изменениях".
Вот с этого и начинается недоверие властям. Складывается ситуация, когда граждан призывают соблюдать законы. Между тем, сами законы меняются в среднем раз в две недели, так еще и госорганы эти законы нарушают. Противники строительства нефтепровода вдоль Байкала требуют отставки Пуликовского с поста председателя Ростехнадзора, чтобы быть уверенными в экспертизе.
Несмотря на все уверения, тем не менее, есть позиция регионов, которые однозначно против, есть позиция губернатора Иркутской области Александра Тишанина, который подписал разрешение о строительстве нефтепровода только до Усть-Кута. Поэтому эта примирительная инициатива президента может потерпеть неудачу.
Основной причиной такой неудачи является недооценка регионального менталитета. Для местных жителей, русских и бурят, Байкал является безусловной, и даже религиозной ценностью. Любые попытки повредить ему, воспринимаются как святотатство. Нечто подобное было бы у москвичей, если бы Вайншток предложил проложить нефтепровод по Красной площади. Эту позицию нельзя сломить ни уговорами, ни давлением, ни угрозами. Иркутяне и буряты будут стоять до последнего, если надо, то будут противодействовать попыткам строительства вплоть до региональной гражданской войны.
Поэтому, не стоит играть с терпением местного населения, а нужно прислушаться к его мнению, предоставить документы и гарантии, в виде их неукоснительного выполнения.
Опубликовано на АПН-кз.