Миротворцы в Африке

На африканском континенте, где находятся 33 из 45 самых бедных стран земного шара, в результате непрекращающихся конфликтов и войн сосредоточено более половины беженцев и перемещенных лиц всего мира. В Африке, насчитывающей более 50 наций и народностей, и до 3000 тыс. племен, за последние 40 лет произошли более ста военных переворотов и 18 полномасштабных гражданских войн. В результате войн погибло около 10 млн. человек. Только в шести африканских странах: Судане, Эфиопии, Мозамбике, Анголе, Уганда и Сомали погибли более 4 млн. человек.

Ситуация на Африканском роге, на котором расположены страны северо-восточной Африки все больше и больше привлекает внимание экспертов и мировое сообщество. Речь идет в первую очередь трех соседних странах — Судане, Эфиопии и Эритрее, ситуация в которых на слуху.

Наиболее сложное положение на сегодняшний день в Судане, где по данным ООН, в течение 50 летней гражданской войны погибло более 2 млн. человек, 4 млн. человек вынуждены покинуть свои дома и более 600000 бежали из страны. В западной провинции Дарфур начиная с февраля 2003 года в результате столкновений, убито около 70 000человек и около 1.8 млн. остались бездомными. Под эгидой ООН 20 сентября 2002 года конфликтующие стороны подписали Мачакосский протокол, которым они закрепили договоренности о рамках мирного процесса, но эти договоренности не распространяются на провинцию Дарфур, ситуация в которой оценивается как самая серьезная гуманитарная операция в мире.

Для содействия этого соглашения Генсек ООН 31 января 2005 рекомендовал развернуть многокомпонентную операцию для поддержки мира, для чего выделено до 10000 военнослужащих и до 700 гражданских полицейских.

В соответствии с решением ООН Россия в феврале 2005 года приняла решение о направлении в состав миротворческой миссии сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД России участвуют в миротворческих операциях кроме Сомали в Косово, Конго, Восточном Тиморе. Боснии и Герцеговине. В декабре 2005 года Президент России Владимир Путин предложил Совету Федерации направить российский миротворческий контингент в Судан. В письме направленном им в адрес спикера палаты Сергея Миронова, говорится, что с такой просьбой к нему обратился генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в рамках резолюции Совбеза ООН 1590, принятой 24 марта 2005 года.

Численность российского контингента может составить до 200 военнослужащих со штатным вооружением, боеприпасами, и другими необходимыми средствами. В Судан будут отправлены четыре транспортно — боевых вертолетов МИ- 8МТ, десятки единиц техники.

Эта страна уже является одним из крупнейших африканских покупателей российского вооружения. Только в 2004 году Россия продала Судану 12 Миг- 29, несколько боевых вертолетов, не считая тонны оружия и боеприпасов. По экспертным данным в стране уже находятся около 500 российских военных советников и инструкторов, помогающих в освоении новой боевой техники. В этой связи Россию критикуют правозащитные организации, обвиняющие российских и китайских поставщиков в "подогреве" гражданской войны.

Для доставки в Судан российских миротворцев предстоит выполнить свыше 30 рейсов самолетами Ил -76, пять самолетами Ан -124 "Руслан" и пять самолетами Ан -22 "Антей" военно–транспортной авиации ВВС. По сообщению представителя Минобороны отправку российских миротворцев планируется осуществить с аэродрома Мигалово (Тверь).

Важным для России является не только "военный" аспект, здесь видятся и другие перспективы. После обнаружения в Судане запасов нефти, страна встала на одно из первых мест в Африке для иностранных инвесторов. И Российские нефтяные компании пришли в Судан одни из первых еще в разгар кровопролития.

Не менее сложное положение складывается в продолжающемся конфликте в Эфиопии.

Это пример бессмысленного по сути вооруженного противостояния двух африканских стран за голые, бесплодные песчаные гряды в пустыне. После двух войн, согласно соглашению от 18 июня 2000года, Эфиопия и Эритрея прекратили огонь… Обе стороны согласились с выводами комиссии по демаркации границы между ними, в том числе и о пограничном городе Бадме, отошедшей к Эритрее. Однако эфиопская сторона продолжает строить в районе города свои поселения и не выполнять требования Совета Безопасности ООН, призывавшего полностью принять решение о прекращении строительства городков. В сентябре 2005 года руководство Эритреи потребовало у Совета Безопасности ООН принять меры по выполнению предыдущей резолюции. 6 декабря 2005 года эритрейские власти потребовали, чтобы территорию страны в 10 дневным срок все миротворцы покинули территорию страны.

Совет Безопасности ООН решил на время вывести с территории Эритреи миротворцев из США, Канады, Европы и России, однако ООН намеренно "сохранить присутствие голубых касок в Эритрее". Поэтому после вывода части военного и гражданского персонала в столицу Эфиопии не исключено, что вооруженное противостояние может быть продолжено.

Нынешнее требование Эритреи может закончиться еще одной новой — старой войной. Особенностью ее является тот факт, что вооружение у противостоящих сторон советского и российского производства.

С 15 сентября 2000 года на линии противостояния находятся 3,5 тысячи военнослужащих и более 200 гражданских лиц из 44 стран, в том числе и из России. В основном подразделения из Индии, Иордании, Бангладеш и Кении.

Европейские страны тоже принимают участие в нормализации конфликта. В сентябре 2004 года Совет Безопасности уже принимал резолюцию по мирному урегулированию в провинции Дарфур. В соответствие с ней для предотвращения эскалации кризиса в район конфликта были направлены миротворцы Африканского союза. Сейчас власти Судана категорически не согласны на замену солдат Африканского союза натовскими миротворцами. Мотивировок несколько. Первая — в руководстве Хартума обеспокоены заявлением президента США Джорджа Буша о том, чтобы заменить африканских миротворцев в операции на территории Дарфура — натовскими миротворцами. По заявлению Специального представителя генсека ООН в Судане Яна Пронка "Правительство Судана заняло очень жесткую позицию против трансформации сил Африканского союза в миротворческую операцию ООН"

Вторая, по его — же заявлению: "Если говорить о силах НАТО, а не силах ООН, то это будет рассматриваться суданцами как нападение на них, аналогично нападению НАТО на Ирак" и с этим следует считаться. В сущности, речь идет о том, что силы Африканского союза не справляются с ситуацией только потому, что у них недостаточно разведывательной и военной техники. Если страны — доноры согласятся помочь в решении именно этих проблем, то их миротворцы готовы остаться еще на один месяц. В ответ на это заявление Африканского союза Совбез под председательством постоянного представителя США при ООН Джона Болтона еще месяц назад предложил Генеральному секретарю ООН срочно приступить к выработке плана перехода от Миссии Африканского Союза к операции ООН. Однако члены Совета решили подождать решения Африканского Союза.

В начале XXI века вооруженные межэтнические конфликты по разным причинам прошли в районе африканских Великих озер, охватив ряд стран — Руанду, Бурунди, Заир.

В Руанде при проведении правительством политики геноцида к представителям племени тутси, было убито более 1 миллиона человек. Причиной конфликта и раздора является наркотики. В Бурунди в результате межэтнического конфликта погибло около 100 тысяч человек и около миллиона оказались на положении беженцев и перемещенных лиц. В Заире с 1967 по 1993 год военный режим возглавлял маршал Мобуту Сесе Секо — Куку. С целью сохранения власти, им с 1990 по 1993 год был проведен эксперимент по проведению многопартийности в стране. Однако с 1993 по 1998 фактическая власть вновь перешла к военным. В 1998 году началась гражданская война, завершившаяся созданием Демократической Республикой Конго (ДРК). К власти пришел новый президент — Лоран — Дезире Кабила.

В период его правления с конца 90–х годов и до 2003 года в стране велась череда войн. Реально боевые действия велись между тремя группами участников: первая между президентом и конголезскими повстанцами; вторая — этническая война в восточных провинциях страны против этнических конголезцев — тутси; третья — практическое участие в боевых действиях военнослужащих соседних стран. На стороне президента Кабилы выступили — Намибия, Зимбабве, Чад, Ангола. Повстанцев поддержали Руанда и Уганда. В основе конфликта лежали этнические, расовые, религиозные и социально — экономические и политические противоречия, а также стремление взять под контроль добычу ценного минерала колтан, используемого в производстве сотовых телефонов.

Многолетняя гражданская война закончилась переговорами и проведением всеобщих демократических выборов в апреле 2003 года. В ходе войн точное число погибших неизвестно, но предположительно от 2 до 3 миллионов человек. Более 25 лет продолжалась гражданская война в Анголе. В основе этой войны лежало этническое противоборство и стремление контролировать добычу алмазов. Борьба за власть двух политических движений — МПЛА и УНИТА, завершилась победой МПЛА. В Нигерии, самой крупной стране тропической Африки конфликт несет конфессиональный, религиозный, характер. В стане проживает примерно 40-50 процентов населения — мусульмане, 25 — 30 процентов — христиане, остальные придерживаются традиционных верований. Этнополитические конфликты приводят к столкновениям между мусульманским и христианским населением, между северными и южными племенами. Этнический сепаратизм в ходе гражданской войны в Биаффре, чуть не превратил федеративное государство в ряд мелких племенных княжеств.

Конфликтная ситуация сохраняется у побережья Западной Африки. Предметом спора между Гвинеей и Габоном являются острова Багне, площадью несколько сот квадратных метров. Причина спора — неурегулированность государственной границы, образовавшейся еще в колониальную эпоху. Стычки между полицейскими и военными происходят постоянно примерно последние 20 лет, из–за интенсивного промысла ведущегося рыбаками обоих стран. В 1990 году в этом районе открыты месторождения нефти, что делает урегулирование конфликта еще боле сложной проблемой.

Международное миротворчество по предотвращению конфликтов вообще мало эффективно. Из 57 конфликтов, в которых участвовали войска ООН, в большинстве случаев миротворцы слабо влияют на окончание конфликта. Причин тому несколько. Во-первых, из–за большой бюрократической неповоротливости они плохо информированы о реальной, быстро меняющейся обстановке. Во-вторых, они малочисленны. В-третьих, выводятся из страны ранее, чем там сформируется дееспособная власть. А главное, государства крайне неохотно финансируют миротворческие операции и еще более неохотно выделяют для ее проведения воинские контингенты.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram